Публикации Психолого-педагогические особенности развития детей 5-7 лет

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психолого-педагогические особенности развития детей 5-7 лет
Автор: Ваккер Ольга Владимировна

Психолого-педагогические особенности развития детей 5-7 лет
О.В. Ваккер
В основе отечественной теории детской игры (Запорожец А.В, Эльконин Д.Б.) лежит представление о её социальной природе. Игра возникла в ходе исторического развития в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений, когда на основе развития общества включение детей в производительный труд отодвигается во времени.
Игра понимается как особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности, имеющий свое специфическое содержание и строение - особый предмет и мотивы деятельности и особую систему действий, и самое главное, - представляющей условия для формирования коммуникативных умений ребенка (Эльконин Д.Б.). Развитие представлений о детской игре составляет замечательную страницу в истории отечественной психологии, а объём исследований, посвящённых проблеме игры, доказывает, что она всегда была объектом внимания учёных содержание.
Одним из важнейших положений отечественной теории детской игры является подход к игре как ведущей деятельности. Это означает, что в связи с развитием игры происходят главнейшие изменения в психике ребенка: развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития, которая позволяет ребенку становиться субъектом взаимодействия.
В игре не только формируются новые мотивы, но и изменяется их психологическая форма. Игра создает условия для развития произвольного осознанного поведения, именно в игре формируются зачатки самосознания. Игра оказывает существеннейшее влияние на развитие умственных действий, подготавливая переход к формированию новых интеллектуальных операций, она источник развития и создает зону ближайшего развития [14]. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, при обучении их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение, выполняя несколько функций:
1. Социальное назначение игры. Игра сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или конкретной социальной общности.
2. Функция межнациональной коммуникации. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни, в огромной гамме чувствования.
3. Функция самореализации ребенка в игре. Это одна из основных функций игры. Для ребенка игра важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Именно в этом плане ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат, или конкурентность, или возможность победы, или достижение какой-либо цели.
4. Коммуникативная игра. Игра - деятельность коммуникативная. Она вводит; ребенка в реальный контакт сложных человеческих отношений. Любое игровое общество (кратковременное или долговременное) - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку, как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное количество коммуникативных связей. Игра - победа товарищеского создания.
5. Диагностическая функция игры. Диагностика - способность распознать процесс постановки диагноза. Диагноз - определение не только существа и особенностей болезни, но и отклонений в поведении ребенка и вместе с ним, в нормативном поведении. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека.
6. Игротерапевтическая функция игры. Лечение игрой - серьезная перспектива лечебной педагогики и обычной педагогики, т.к. игра и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в общении с окружающими, в учении. Игра стимулирует в ребенке органы, ранее бездействующие, и тем самым восстанавливает равновесие его сил.
7. Функция коррекции в игре. Игра закрепляет приобретенные способности, как внеситуативные. Процесс коррекций в игре происходит естественно, если все дети усвоили и правило игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры объединяют дети, создают условия согласованности действий. Сам механизм коррекции необходим в практике уже потому, что значительной части детей свойственны непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, утомляемость, застенчивость, истощаемость, конфликтность, капризность и т.д. Негативные проявления порождают несовместимость в общении, разрушают внутриколлективные отношения, важные формы взаимодействия в группе. Кроме того, в связи с социальным напряжением в обществе, конфликтами в семье, экономическими проблемами резко увеличилось количество детей с легкими задержками психического развития, неврозами и др. заболеваниями.
8. Развлекательная функция игры. Данная функция связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизация личности, реализация уровней ее притязаний.
Существуют различные виды детской игровой деятельности, одним из которых является сюжетно-ролевая игра. Характеризуя ее С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Авторы Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова отмечают, что специфика сюжетно-ролевой игры заключена в условном, замещающем характере действий. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Это дает дошкольнику субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической деятельности оказывает сопротивление. Действие в воображаемой ситуации не требует получения реального, ощутимого продукта, здесь все условно, как будто, понарошку. Условное подчинение себе мира, управление им через свободно развертываемую воображаемую ситуацию способствует развитию творчества.
Среди свободных игр высшей формой следует считать сюжетно-ролевую игру, в которой дети отрабатывают свойственные данной культуре отношения между людьми. Творческий потенциал игры заключается в возможности преобразовывать значение предметов, осваивая их функцию в обществе, и прощупывать возможности своего я, проигрывая различные роли.
Сюжетосложение предполагает умение ребенка выстраивать отдельные элементы сюжета в целостное событие. Ролевое взаимодействие достигается за счёт умения принимать игровую роль, обозначать ее для партнера, развертывать элементарное парное ролевое взаимодействие.
Предварительное планирование игры - это умение устанавливать определенные правила, по которым будет развиваться сюжет игры, распределению ролей.
В структуру сюжетно-ролевой игры входит: игровой интерес, сюжет, игровые умения (сюжетосложение, ролевое взаимодействие, предварительное планирование игры), игровые позиции. К таким позициям относятся: артист, дети которые легко включаются в коллективную игру, наделены коммуникативными способностями, не испытывают трудности при исполнении роли, готовы к импровизации. Режиссер, обладающие способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Имеют прогностические и организаторские способности. Сценарист, оформитель - дошкольники способны определять место для игры, подобрать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаются в процесс изготовления с воспитателем недостающих атрибутов для игры, зрители - дошкольники отличаются умением быть доброжелательными сторонними наблюдателями, до конца наблюдают игру, адекватно реагируют на происходящее, отвечают на обращение артистов, позитивно оценивают игру сверстников.
Игровой интерес и творчество пронизывают все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры. Интерес обеспечивает направленность и продолжительность игровой деятельности, способствует развитию игрового творчества.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомимике. Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может осуществляться вне практического игрового действия. Игровое действие является способом осуществления роли.
Еще одним важным компонентом игры являются правила. Исполняя ту или иную роль, дети внимательно следят, насколько их действия и действия их партнеров соответствуют общепринятым правилам поведения - бывает так или нет. Правило открыто, т.е. адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Игра с правилами дает ребенку две необходимые способности: выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации и коллективная игра с правилами учит общаться.
А.А. Люблинская считает, что потребность в сюжетно-ролевой игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Сюжетно-ролевая игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Д.В. Менджерицкая отмечает, что творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает заранее свою роль, а создает ее по ходу игры.
В сюжетно-ролевой игре существуют два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают взаимоотношения по сюжету и роли. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело.
Игровое взаимодействие следует понимать как поступки, совместные действия, а игровые взаимоотношения как личностную основу взаимодействия. Освоение способов взаимодействия со сверстниками помогает становлению таких взаимоотношений, как обоюдная симпатия, взаимопомощь, понимание эмоционального состояния партнера, что в свою очередь качественно меняет характер и содержание взаимодействия. Если не уделяется должного внимания созданию условий для игровой деятельности и если знания детей о мире не обогащаются представлениями о разного рода взаимоотношениях между людьми, то они не овладевают умением согласовывать свои действия. В результате действия носят стереотипный характер, чаще всего они кратковременны, сюжет игры не развивается и не усложняется, а взаимоотношения весьма обеднены.
При этом роль воспитателя в игре может быть различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т.п. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативу и самостоятельность, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.
Методы руководства сюжетно-ролевыми играми детей.
1. Методы организации и руководства игровой деятельности, направленные на развитие детского коллектива:
-постановка перед детьми перспективы интересно, увлекательной деятельности;
- оказание помощи в воспроизведении и раскрытии норм и правил взаимоотношений при длительном выполнении роли; объяснение понятий хорошо, плохо, добро, зло в игровых ситуациях, связанных с реализацией роли и игровых правил.
- упражнение детей в самостоятельной организации игр: распределению ролей с учетом возможностей, интересов, согласованию сюжетного хода игры путем разъяснений, советов по возможному подбору материала для игры, совместное изготовление атрибутов и самоделок;
- беседа-разговор по поводу дальнейшего хода игры; подведение итого; положительная оценка предложений детей; воспроизведение и раскрытия поступков персонажей игры; советы при распределении ролей, индивидуальных заданий и поручений для самостоятельного развития роли и доведения ее до конца.
2. Методы развития содержания творческих игр и детских взаимоотношений на основе взаимосвязи обучения и игры:
- проведение экскурсий;
- организация встреч с людьми разных профессий;
- чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых; этические беседы; рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе; инсценирование литературных произведений; составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом взрослых; драматизации литературных произведений;
- индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о современных событиях, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
3. Методы развития содержания игры на основе взаимосвязи игры с трудом.
Сюжетно-ролевая игра создает условия для развития произвольного осознанного поведения, именно в игре формируются зачатки самосознания, коммуникативного поведения (Выготский Л.С.). В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми, особенности его межличностных отношений в соответствии с его половыми признаками и индивидуальными особенностями.
В процессе сюжетно-ролевой игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в сюжетно-ролевой игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии, учатся взаимодействовать друг с другом, исходя из конкретной ситуации. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе.
Использованная литература:
1. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004
2. Деркунская В.А., Солнцева О.В., Харчевникова А.Н. и др. Маленькие граждане играют в сюжетно-ролевые игры // Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. – СПб.: СОЮЗ, 2007
3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: Гном и Д., 2000
-