Публикации "Этапы развития чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Этапы развития чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Краль Юлия Вячеславовна

Краль Ю.В., педагог-психолог МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №13», г. Кунгур"ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЮМОРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"Юмор некоторые исследователи рассматривают как инструмент психогигиены. Специалисты относят юмор к средствам временной передышки от напряжения, проблем и конфликтов. Юмор не избавляет от них, но позволяет видеть их отвлеченно, отстраненно. Юмор особенно действенен, если направлен на самого себя. В книге «О чувстве юмора и остроумии» А.Н. Лук пишет: «Развитое чувство юмора бывает у душевно стойких людей. Но, с другой стороны, это чувство само становится источником душевной стойкости, помогает переносить удары судьбы, смягчает падение и неудачи» [2]. Чувство юмора делает нашу жизнь более яркой, счастливой, помогает пережить тяжелые времена и преодолеть любые трудности, способствует легкости общения и налаживанию отношений. Пусть чувство юмора у ребенка считают врожденным, но нам все-таки по силам развить его у детей и показать им ценность смеха и его действие на окружающих и самих себя [1]. Дошкольный возраст – лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. В. А. Сухомлинский называл юмор оборотной стороной мышления, а его проявление – радостное удивление, которое стимулирует творчество, необычное видение окружающего мира. Потребность ребенка в смехе он видел в существовании юмора, который активизирует умственные способности ребенка. Через добрую улыбку, незлобливый смех входит в сердце ребенка понятие человечности, любви и благородства [4].В основе развития чувства юмора у дошкольников выступает понимание педагогом то, что юмор: 1) отражение противоречивости явлений, соединяет в себе серьезное и смешное одновременно; 2) характеризуется преобладанием позитивного момента в смешном.На первом этапе у воспитанников ДОУ нужно сформировать предпосылки к развитию чувства юмора. К ним относятся: 1) условия, связанные с развитием взаимоотношений детей и коммуникативной природой юмора: доброжелательность и умение сопереживать; умение видеть во всем хорошее, социальная гибкость, отсутствие страха перед ошибкой, перед тем, что что-то делается неправильно, социальная смелость и независимость, 2) условия, связанные с развитием интеллекта: образность языка и метафоричность мышления; умению видеть себя со стороны; способность видеть вещи под неожиданным углом зрения; раскованность мышления; легкость ассоциирования и т.д.Для выполнения первой группы условий для детей нужно создать определенную психологическую атмосферу: она должна быть жизнеутверждающей и жизнерадостной. Этому способствуют двигательные, дыхательные и психогимнастические упражнения, наполненные ощущением «двигательной радости». Например, В.Леви рекомендует следующие: «Дикопляс» и «Топотун», которые выражаются в выплеске неуправляемой двигательной активности; «Растопыр»: сильно растопырить пальцы обеих рук (желательно и ног) в виде последовательности сжатий - расжатий; «Покажи страху глаза» и «Улыбка джунглей»; «Шевеление ушами» и «Игра бровями»; «Солнечное свечение»: нужно воплотить в движении и эмоциях выражения «лучистые глаза», «весь светится от радости», «светлая душа».Вторая группа условий связана с развитием интеллекта воспитанников. Это предполагает, что дети научатся видеть противоречия и прогнозировать их, воспринимая смешные тексты, ситуации или иллюстрации, оценивать эти противоречия как целостность – одновременно как нечто смешное и серьезное. Для этого нужно воспользоваться методами и приемами, рекомендованными в программе «ТРИЗ» (Г.Альтшуллер, М. Шустерман) и «РТВ» (А.Страунинг). Их суть заключается в предоставлении возможности детям выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать их на основе приобретения умений и навыков творческого мышления и воображения.На следующем, втором этапе работы основное внимание педагогов уделяется развитию у детей пониманию юмора и способности моделировать смешные ситуации, создавать смешные рассказы и т.д.На первой стадии работы детей знакомят со специальными текстами и ситуациями, вызывающими смех и улыбку («Дом, который построил Джек» С. Маршака; «Путаница» К. Чуковский; «Иван Иваныч Самовар» Д.Хармс; «Дядя Федор, пес и кот» Э.Успенский; «Вредные советы» Г.Остер и др.). На их материале отрабатываются те методы и приемы, которые были освоены детьми на первом этапе работы. Кроме того, добавляются следующие: методы обучения детей стратегиям решения проблемных задач, характерных для обоих полушарий (с опорой на анализирующее или синтезирующее восприятие: «Кошка и шуба. Чем похожи? Теперь по-другому. Чем не похожи?»); методы аналогии (по форме, по цвету, функциональная аналогия, аналогия свойств, структурная аналогия); метод гирлянд и ассоциаций (Г.Буш): отталкиваясь от исходного слова, дети с помощью педагога составляют цепочку слов (с опорой на предметные картинки). Каждая новая ассоциация подбирается уже не к первому, а к последнему слову. На второй стадии работы детей учат находить приемы создания смешного в текстах и иллюстрациях. Для этого используются следующие игры.
  • «Смешные слова». Детям предлагаются два рифмованных слова, второе из которых не имеет никакого значения («пол-чол»). Затем воспитатель показывает, как удлинить эту цепочку («холодильник – молодильниктелодильникголодильник»). Постепенно дети увлекаются этой игрой и начинают придумывать слова вполне самостоятельно.
  • «Смешалости». Дети делятся на несколько команд, каждая из которых по сигналу (по очереди) начинает рисовать смешное животное на листе, перегнутом на три части: голова, туловище, лапы (копыта). Побеждает команда-тройка, которая в итоге нарисовала самое смешное животное.
  • На третьей стадии работы детей не просто учат воспринимать те или иные явления как смешные, но и учат моделировать их [3]. Используемая литература:
  • Микляева Н.В. Поделись улыбкою своей: развитие чувства юмора у дошкольников: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  • Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. – М., 1968. – 191 с.
  • Широкова Г. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов-н: Феникс, 2005. – 304 с.
  • Шишова Т.Л. О смешном всерьез: развитие чувства юмора у детей // Чтобы ребенок не был трудным: воспитание детей от 4 до 14 лет. Клин, 2008.
  • -