Публикации Развитие творческой активности как фактор успешной самореализации подростка.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческой активности как фактор успешной самореализации подростка.
Автор: Бадагова Мария Александровна

Бадагова Мария Александровна
МБОУ ДО Центр развития творчества
педагог – организатор
г.Черногорск Республика Хакасия адрес: 655153
почта: badagova1234@mail.ru тел. 89233960336
Развитие творческой активности как фактор успешной самореализации подростка.
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Современное общество заинтересовано в успешных, инициативных людях.
Самореализация личности в какой-либо отдельной сфере не может сделать ее счастливой и гармоничной. Такой человек всегда остается ущербным и односторонним. У него возникает желание удовлетворения высших потребностей в виде расширения горизонта сознания, приобщения к источникам важной информации, самоутверждения и самовыражения. Творчество всегда предполагает порождение чего-то нового, выходящего за рамки принятых в обществе представлений. В процессе творческой деятельности происходит преобразование своей личности, ее обогащение и саморазвитие, резко повышается уровень самоуважения и самооценки. Творческий человек становится более интересным для самого себя, что является субъективной основой для самоутверждения в быстро изменяющемся мире.
В подростковом возрасте ведущим фактором в творческой самореализации являются клубы по интересам, участие в ансамблях, посещение кружков, библиотек, досуговых центров и прочих учреждений дополнительного образования. Клуб Доверие, который посещают дети, попавшие в трудную жизненную ситуации, позволяет замкнуть весь учебный процесс на личностном развитии, комплексно охватить и развить каждого ребёнка в соответствии с его талантами и желаниями. Именно здесь учащиеся развивают и пробуют себя в различных видах деятельности, которые направлены на развитие активности и познавательных способностей детей и подростков. Клубная деятельность характеризуется как совокупность отношений, занятий, осуществляемых различными формами, методами и средствами на основе интересов, проявляемых личностью в культурной жизни, взаимодействия и общения детей в их свободное время.Преобладающая деятельность в клубе — это педагогика социального творчества, рассматривать ее можно, как сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела - это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество и дух свободы.А также, одной из форм работы с детьми является использования новых информационных технологии по влечению учащихся в исследовательскую деятельность. Вовлекая детей и подростков в активную творческую жизнь, у них тем самым проявляются и совершенствуются лучшие человеческие качества и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
Большинство детей стесняются творчества, и проявляться это может по-разному: дети отказываются от участия (не хочу, не умею, и наоборот - кривляются, прячутся за показной развязностью. Поэтому у нас в клубе существует правило: не говорить … у тебя ничего не выйдет, но указать на ошибки (до выступления) и их исправить. Не замечать стеснения. Ребята выступают активными участниками творческого процесса – от разработки сценария, до воплощения различных проектов.
На протяжении нескольких лет накопился опыт использования информационно-компьютерных технологий по обучению учащихся основным навыкам и приемам исследования.
Овладение учащимися навыками исследовательской и проектной деятельности происходит поэтапно. Очень важно в данном процессе поддержать интерес к самому процессу исследовательской деятельности, стимулировать творческий подход. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помогать им, раскрыться – это миссия педагога.
В работе с учащимися применяю такие формы работы, как проектную технологию, что позволяет ребятам освоить общие основы исследовательской деятельности. Сздаю для ребят ситуацию успеха и уверенности в своих знаниях . Также предлагаю учащимся создать мини-исследования. В ходе которых подросткам предлагается применить знания в разных областях человеческой деятельности. Главный принцип – открытие новых сфер применения знаний, и получение посредством исследования новой для себя информации. Поэтапное выполнение исследований различной степени сложности позволяет создать ситуацию успеха в обучении. Глубокая исследовательская деятельность проводиться только с учащимися наиболее подготовленными и заинтересованными в продолжении исследовательской деятельности над какой-либо темой. Никаких позитивных результатов в образовании не добиться, если у ученика нет необходимой мотивации учения: ясной и чёткой постановки целей; установки перспектив учебного труда; возможности практического применения приобретаемых знаний и умений.
Формирование у учащихся интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков — это знакомство с мультимедийными программными продуктами, работа с электронными каталогами, в сети Internet. Это поисковая, творческой работа, и как представление этих результатов - создание публикаций в виде буклетов, веб-сайта, бюллетеня, презентации; представление проектной работы и ребята с этими работами участвуют в конкурсах различного уровня. Все это позволяет им не только самостоятельно работать с информацией, полученной из различных источников, но и грамотно использовать эти источники для создания проекта, доклада, сообщения. Применение ИКТ помогает ребятам формировать информационные компетенции и основы информационной культуры. Показателем информационных компетенций становится способность создавать по результатам исследования различные фильмы,социально-значимые ролики, интерактивные путешествия, игры, буклеты и т.д.
Почему важно вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность? Проекты позволяют детям сделать открытие, дарят радость познания и совместного творчества, формируют устойчивые навыки. Обладая широким диапазоном возможностей, они играют очень важную роль в формировании духовно-нравственного потенциала, помогают привлечь внимание к здоровому образу жизни, воспитывают культуру поведения, милосердие и гуманность, развивают творческие способности. Исследовательская работа помогает раскрыть потенциал ребенка, повышает мотивацию учебной деятельности, ее результативность. Дети начинают более объективно относиться к своим успехам и неудачам.
Я, как руководитель клуба заинтересовав детей и подростков, помогаю самореализоваться – учащиеся становятся активными участниками творческого процесса. Тем самым увеличивается их участие в мероприятиях различной направленности, где они занимают призовые места. Ребята, получают регулярно грамоты, дипломы, награды за участие, что указывает на их рост навыков в творческой деятельности. Ведь эта работа, связанная с поиском, находками, открытиями и способствует воспитанию личности, активной, творческой, мыслящей.
Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости, а также активное внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, способствует раскрытию у учащихся творческих способностей, развивает стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развитию навыков проектно – исследовательской деятельности.
Список литературы:
1.Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – М.: Академия, 2009. – 237 с. С.49.
2.Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одарённости: понятие, виды, проблемы. – М., 2005. – 176 с. С.25.
3.Ведерникова Л. В. Теория и практика формирования ценностных установок учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности : монография. – 2-е изд. доп. и перераб. – Ишим : Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012. – 196 с. 7.
4.Милославский Ю. А. Саморегуляция и творческая активность лично- сти // Вопросы психологии. – 1988. – № 3. – С. 71.5. Сластенин В. А., Веретенникова Л. К. Формирование творческого потенциала школьников : учеб. пособие. – М. : Магистр, 2008. – 95 с.
6. Иванов М. С., Яницкий М. С. Модель напряжений самореализации и её эмпирическая валидизация // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 25. – С. 20–28.
6. Леонтьев А. А. Научите человека фантазии… (творчество и разви- вающее образование) // Вопросы психологии. – 1998. – № 5. – С. 39.
7. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – С. 108–117.
8. Трацевская Е. Ю. Творческая самореализация учащихся в системе непрерывного художественного воспитания (школа-колледж) : автореф. дис. …канд. пед. наук. – М., 2009. – 24 с. С.15.
9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / общ. ред. В. Толстых. – М.: Прогресс, 2009. – 340 с.
-