Публикации
Педагогический проект "В мире джазовой музыки"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогический проект "В мире джазовой музыки"
Автор: Голубкова Алла Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогический проект "В мире джазовой музыки"
Автор: Голубкова Алла Ивановна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска Дом детского творчества «Кировский»Новосибирск 2023СОДЕРЖАНИЕКраткая аннотация проектаВ данной работе кратко изложены исторические вехи развития джазовой музыки: период зарождения джаза в музыке Африки, его становление, начиная с 1920-х годов в Новом Орлеане, появление первых биг-бэндов; актуального для 30-х годов свинг-направления, зарождение в 40-х годах направления боп в Нью-Йорке, формирование в середине прошлого века стиля кул, плавно переходящего в блюз; ввиду появления электронных инструментов на 60-70-е годы, приходится кульминационное развитие джазовой музыки, (так появляется джаз-рок) плавно перетекающей во фьюжн. Конец XX- начало XXI вв. считается устойчивым фундаментом для становления джаза, развития его существующих ответвлений, а также для эволюции данного стиля и привнесения в него новых направлений таких как: хип-хоп, этно, смус, фанк. Именно в эти временные рамки джаз претерпевает важные изменения в инструментальной и вокальной музыке, засчёт внесения большого тембрального колорита инструментов и голосов, и теперь уже считается мультинациональным стилем. Так же в проекте рассмотрены основные выразительные средства джаза: ритм (для которого более всего типична синкопичность и полиритмия), гармония (с ее септаккордами и альтерированными тонами), мелодия (перенявшая от африканской музыки низкие III и VII ступени), исполнительский состав (характеризующийся в классическом виде тремя группами: ударной, медной и язычковой) и музыкальная форма (преимущественно - вариационная).ВведениеДжазовая музыка – огромная, богатая и многообразная по стилевым особенностям область, которой достаточно сложно дать емкое и точное определение. Тем не менее, весьма удачным представляется определение джаза, которое приводит исследователь джаза Ю. Т. Верменич, в свою очередь, опираясь на характеристику этого стиля, данную музыкальным критиком М. Стернсом: «мы можем определить джаз как полуимпровизационную музыку, возникшую в результате 300летнего смешивания на североамериканской земле двух великих музыкальных традиций — западноевропейской и западноафриканской, т. е. фактического слияния белой и черной культуры. И хотя в музыкальном отношении преобладающую роль здесь сыграла европейская традиция, но те ритмические качества, которые сделали джаз столь характерной, необычной илегко распознаваемой музыкой, несомненно, ведут свое происхождение из Африки. Поэтому главными составляющими этой музыки являются европейская гармония, евро-африканская мелодия и африканский ритм» [2, с. 8].Актуальность освещения данной темы обусловлена тем, что джазовая музыка входит в комплекс понятий, необходимых любому человеку, находящемуся на должном уровне современного культурного развития.Целью работы является краткое изложение исторических вех развития джазовой музыки и ее основных выразительных средств.Задачи, которые предстоит решить для реализации данной цели, таковы: рассмотреть период зарождения джаза, его становления и формирования современных тенденций его развития; осветить основные черты таких музыкальных компонентов, как ритм, гармония, мелодия, исполнительский состав и форма.Краткие исторические сведения о джазе Зарождение джаза Давая джазу характеристику с опорой на исследование М. Стернса, Ю. Т. Веременич указывает, что синтез этой музыкальной области включает в себя такие источники, как песни рабочих, ритм западной части Африки, негритянские светские (блюз) и религиозные (спиричуэлс) песни, музыку уличных оркестров духовых инструментов, менестрелей, американскую народную музыку [2, с. 9]. Джаз перенял от африканской музыки ее вариационность, импровизационность, коллективность (при сохранении определенной самостоятельности каждой из партий) и неразрывную связь звука с движением.Самые ранние известные образцы западноафриканской музыки были представлены, прежде всего, ритмом. Это была барабанная музыка, зачастую сложная, полиритмичная. Однако в рабочих песнях наблюдалась уже исключительно вокальная традиция, поскольку рабы Нового Света не имели возможности пользоваться музыкальными инструментами. По свидетельству Ю. Верменича, «духовные песнопения североамериканских негров (то есть так называемые спиричуэлс) возникли в США уже во второй половине XVIII века вследствие обращения негров в христианство» [2, с.11]. Эти песни были лиричны, а порой и трагичны. Они значительно повлияли на формирование джаза, служили темой для импровизаций, а также вдохновляли таких композиторов, как Д. Гершвин, Д. Эллингтон, Л. Шифрин. Светский компонент, в равной степени с религиозным повлиявший на становление джаза (городской блюз), появился позже: в середине XIX века, но до этого существовала более архаическая его форма – блюз сельский [2, с. 14]. Первоначально это были анонимные песни без сопровождения, похожие на импровизированный рассказ; затем появились инструменты (гармоника, гитара) и нотная запись. Становление ведущих джазовых направлений с 1920 года до конца XX века Большое количество джазовых музыкантов начинали свою карьеру еще в балаганных театрах менестрелей в 1890-х годах [2, с.19], ведь именно там могла в полной мере развернуться инструментальная традиция. Очень скоро брасс-бенды (духовые оркестры) стали очень популярны, особенно в Новом Орлеане. Постепенно начали появляться первые профессионалы, которые исполняли западноафриканские мелодии на европейских инструментах в новой, непривычной манере; из этой музыки плавно, к началу XX века [2, с. 23] выкристаллизовался традиционный джаз, который известен нам как диксиленд. Его быстрому распространению в 1920-е годы способствовало изобретение фонографа и звукового кино. В результате миграции темнокожих на Север страны после Первой мировой войны центр джаза переместился в Чикаго. Двадцатые годы XX века получили известность как «золотой век джаза» [2, с. 30]; формировались биг-бэнды (большие оркестры).Почти в одно время с диксилендом зарождался регтайм (один из выдающихся его композиторов – Скортт Джоплин) – бодрый, веселый и технически сложный для исполнения стиль фортепианной музыки. В нем было больше от европейской традиции, и он был более популярен на Среднем Западе. Еще одно направление, формирующееся в этот период – свинг (ближе к 30-м годам [2, с.30]), хотя это не только и даже не столько стиль, сколько образ ритмического мышления (как, например, способность импровизировать или чувство блюза). Среди выдающихся представителей этого стиля необходимо назвать Глена Миллера, Томми Дорси, Бенни Гудмена. Свинг имел колоссальное значение в плане привнесения африканской составляющей в европейскую традицию, а также сильно повлиял на оркестровую джазовую музыку.В это же время стали популярными джем-сешены – творческие встречи музыкантов с целью импровизации и взаимной демонстрации исполнительского мастерства. Отдельно нужно упомянуть о Д. Гершвине – композиторе, создавшем произведения крупной формы в джазовом стиле (оперу «Порги и Бесс», «Рапсодию в стиле блюз», мюзиклы).В 1940-е годы в районе Нью-Йорка появился стиль боп, создателями которого были играющие в джаз-клубах после основной работы темнокожие. Этот стиль был основан не на мелодической, а на гармонической импровизации; состав оркестра был не большим, а камерным (в среднем 5-6 человек). Самый выдающийся его представитель – Чарли Паркер. Одновременно с формирующимся в восточной части США боп, в западной образовался так называемый прогрессивный джаз (выдающиеся его представители – Стен Кентон, Эрл Спенсер, Джонни Ричардс). Его отличие от боп – большой состав оркестра и преимущественно светлокожие музыканты. В 1950-е годы [2, с. 44] возник стиль кул, который, в свою очередь, послужил основой джазу в стиле модерн. По всей вероятности, свое название кул получил в результате холодного характера звукоизвлечения, спокойного, негромкого, легкого звучания. Он оказался ближе всего к европейской манере благодаря высокой степени интеллектуальности, большей полифоничности. Джон Льюис со своим «Модерн джаз квартетом» - одни из первых представителей этого стиля. Как и боп, кул характеризуется инструментальным составом типа комбо, но потом этот стиль перешел и в биг-бэнды. Кул-джаз использовал такие прогрессивные для того времени музыкальные средства, как импрессионизм, политональность, даже додекафония. Вероятно, примерно в этой точке стала возможной ассимиляция джаза с классикой – на новом уровне. Музыковеды называют это явление 1950-х годов «третьим течением», а среди наиболее ярких представителей перечисляют Гюнтера Шулера, Джона Льюиса, Джимми Джуффри [2, с. 47]. Дюк Эллингтон выступал совместно с симфоническими оркестрами. Джазовая музыка в таком симбиозе приобретала более интеллектуальные черты (полифония, додекафония, полиритмия и политональность) и новые тембровые краски, а классическая получала особое свинговое состояние, импровизационность.Среди других джазовых направлений 1950-1960-х годов [2, с. 53] нужно назвать блюз (в частности, его новую разновидность ритм-энд-блюз), латиноамериканские танцевальные течения (на основе танцев мамбо, румба, танго, ча-ча-ча, бегин, сон, калипсо, самба, меренг), мэйнстрим (под этим термином, введенным Стенли Дэнсом, понимались свинговые музыканты, которые продолжали развивать классический негритянский джаз). Ист Коуст джаз включает направления хард-боп (развился из би-бопа в противовес слишком холодному кул-джазу) и соул-джаз (или фанки; имеет экспрессивный характер исполнения, использует некоторые особенности блюза, иногда отходит от темперированного строя). Еще дальше уходит от традиционных тональности, гармонии, формы и ритма авангардный (или фри) джаз. Например, саксофонист Орнетт Коулмен строил свои соло вокруг тональных центров. В конце 1960-х и начале 1970-х годов [2, с. 59] развивался джаз-рок, для которого характерно применение электронных инструментов и достаточно сложная импровизационная структура. Его представители: Майлс Дэвис, Чик Кориа, Билл Чейз, Алексей Козлов. К концу 1970-х [2, с. 60] джаз-рок преобразовался во фьюжн (ансамбли «Прогноз погоды», «Махавишну» и др.).В России первый джаз-бэнд был основан В. Я. Парнахом в 1922 году [2, с. 61]. Во время «холодной войны» в СССР было принято дискредитировать джаз, но после оттепели он снова вернулся в концертные залы, в радиоэфир и на пластинки. Советские музыканты осваивали такие стили, как боп, прогрессив, кул, Ист-Коуст, Вест-Коуст и т.д.Начало XXI века: основные тенденции развития джаза В конце XX-начале XXI века появилось больше технических возможностей для создания аранжировок, электронных эффектов.На западной сцене довольно сильно ощутима тенденция к духовому ансамблевому исполнению (или с ведущей ролью духовых – саксофонов, труб, тромбонов). Ярко это проявляется, например, в творчестве Hypnotic Brass Ensemble.Весьма активно музыканты экспериментируют с жанровым синтезом, выводя джаз фьюжн на новый уровень, благодаря привнесению хип-хопа, трип-хопа, этно-музыки и электроники. Широко известно имя саксофониста Алексея Козлова, объединившего джаз с роком. Часто музыканты стали обращаться к релаксирующему, плавному и мягкому направлению смус-джаза. Его антипод – фанк-джаз с яркими ритмами и активным звучанием.В области вокального джаза стало популярным исполнять произведения составами а capella: появились высококлассные переложения известных инструментальных произведений, а также оригинальные композиции, где в звучании вокальных голосов легко угадываются аналогии с классическими джазовыми инструментами (контрабас, труба, саксофон, перкуссия и т.п.). Это тесно связано с приемом исполнения битбокс, который пришел в джаз из хип-хопа.Благодаря проведению международных фестивалей, джаз обогатился чертами этнических культур самых различных стран; кроме того, это привнесло в него новые тембры и их сочетания, приемы звукоизвлечения. Вышеизложенный краткий исторический экскурс продемонстрировал уникальность такого самобытного явления, как джазовая музыка, и обозначил некоторые из основных ее свойств: открытость к диалогу культур и музыкальных стилей, свобода творческого выражения и переосмысляющего заимствования, уникальная сила эмоционального воздействия. Характерные выразительные средства джазовой музыки Ритм Для джаза весьма типичны такие ритмические особенности, как синкопирование и полиритмия (наложение ритмов). Синкопирование является обязательным атрибутом рэгтайма и берет свои истоки из классической музыки. А полиритмия связана в большей степени именно с негритянской традицией. Как известно, синкопирование – это широко используемый прием, характеризующийся перенесением ударения с сильной доли на слабую, что в психологическом плане усиливает эффект ожидания следующей доли такта: синкопированные ноты воспринимаются как неожиданно сдвинутые по времени. В джазе встречается синкопирование как с эффектом опережения, так и с эффектом запаздывания.С целью усиления эффектов полиритмии и синкопирования, нередко им предшествуют и противопоставляются ритмические фразы со стандартным ритмическим рисунком ожидаемой для слушателя структуры.Очень распространено ритмическое варьирование, когда изначальная тема подвергается ритмическому преобразованию, производится наложение рисунков, переакцентуация. При многократном варьированном повторении могут быть смещены различные элементы: акценты, фразы, ритмические группы, тембры. Если это преобразование приобретает определенную регулярность, то можно говорить о своеобразной ритмической цикличности.Необходимо отметить важный нюанс: живой, дышащий, отличающийся неуловимо-тонкими градациями джазовый ритм совершенно невозможно точно зафиксировать средствами нотной записи (не говоря уже о том, что каждый исполнитель привносит своё уникальное ви́дение произведения, и это в первую очередь отражается на ритмической пульсации). Поэтому нужно помнить, что ритмическая партитура джазового произведения – это всегда только лишь результат приблизительной фиксации.Гармония В целом, логика гармонических последований в джазовой музыке подчиняется европейской. Хотя, безусловно, в музыкальной культуре Африки присутствовало и многоголосие, и полифония (возникающая в результате варьирования мелодий в каждом из голосов), и коллективная импровизация (на основе опять-таки европейских гармонических последовательностей). В классической джазовой музыке уже без труда можно выделить наиболее типичные гармонические приметы, отличающие ее от любого другого музыкального направления. Прежде всего, это обильное использование септаккордов и нонаккордов – даже чаще, чем трезвучий. У. Сарджент указывает на своеобразное название этой особенности – «парикмахерская гармония» [3, с. 162]. Характерно также чередование субдоминантовой гармонии с тонической. Специфические альтерации (особенно понижение VI и III ступеней) проникли в гармонию из блюзового звукоряда. В голосоведении допускаются параллелизмы, хроматически-плавный ход голосов в завораживающих цепочках септ- и нонаккордов. Для каденций джазовой музыки характерна такая гармония, которая согласовывается с мелодическим ходом блюзового звукоряда – когда III минорная или VI ступень (взятая снизу) переходят в тонику скачком. Поэтому здесь используются доминантовые септаккорды, нонаккорды и трезвучия с побочным тоном сексты, с повышенным тоном квинты – они разрешаются прямо в тонику. Употребимы также обороты с альтерированной субдоминантой (или двойной доминантой), разрешающиеся в тонику через доминантовый септаккорд; при этом они могут изобиловать дополнительными альтерациями.Эти наиболее узнаваемые элементы джазовой гармонии могут быть до бесконечности расширяемыми и усложняемыми музыкантами-исполнителями и импровизаторами, рождая удивительные по силе выразительности сочетания и последовательности.Мелодия Все сказанное выше о джазовом ритме в полной мере проявляется и в мелодии; здесь кратко остановимся на ее интонационных особенностях. Среди наиболее типичных из них следует назвать находящуюся на стыке взаимодействия мелодики и ритма вариантную повторность, при которой одна и та же мелодическая ячейка при повторении попадает на разные доли такта; это, в свою очередь, дает почву для гармонического варьирования в сопровождающих голосах.Знаменитая блюзовая мелодия характеризуется пониженными III и VII ступенями лада, а также тягой к пентатоническим ладовым структурам. Интересно, что в процессе живого вокального исполнения указанные звуки берутся не так точно, как в привычном для нас темперированном строе, а где-то между пониженной и натуральной ступенью.Что касается связи мелодии с гармонией, то, по мнению У. Сарджента, «у африканских негров нет гармонии в европейском понимании этого слова», но «приходится признать афроамериканский тип мелодики порождением европейского мелодического мышления (в более или менее трансформированном виде), — иначе говоря, признать, что организующим началом здесь является «звукоряд» в европейском смысле, то есть звукоряд, обладающий гармонически обусловленными свойствами» [3, с. 127]. То есть джазовая мелодия имеет импровизационную природу, но все же подчиняется и определенным структурным законам, опираясь в своем строении на гармонию сопровождения. Также довольно типичны II и VI повышенные ступени, разрешаемые в III и VII ступени мажора соответственно. Интересно, что I ступень, являясь центром ладовой системы, как и в европейской традиции, в кадансовых участках, как правило, не предваряется VII ступенью, а берется скачком после III (сверху) или VI (снизу) ступени. Исполнительский состав Как уже было указано в главе, посвященной истории развития джаза, музыка африканцев в ее ранних формах имела вокальную природу, затем подключились инструменты – от примитивных до более развитых. Упоминались также возникшие позже составы комбо, биг бэнды, фортепианное исполнительство в жанре рэгтайма, именные оркестры. Безусловно, фортепиано всегда играло огромную роль в джазе. Единственное его неудобство – трудность транспортировки – объясняет отсутствие этого инструмента в уличных оркестрах Нового Орлеана. А вот в традиции рэгтаймов фортепиано было незаменимым, причем использовался этот инструмент часто не в единичном количестве в одновременном звучании.Саксофон, наиболее близкий по тембру человеческому голосу; банджо (позже заменялось гитарой); труба, тромбон, кларнет, контрабас, ударные – таковы были наиболее часто использовавшиеся в классических джазовых составах инструменты. Количество исполнителей в классическом джазовом ансамбле постепенно ограничилось рамками 8 – 15 человек [3, с. 184], среди которых сформировались три инструментальные группы: ритмическая (к ней относились, кроме собственно ударной установки, фортепиано, гитара или банджо, туба или контрабас), медных (трубы и тромбоны) и язычковых духовых (кларнет, саксофоны).В отличие от европейской фактуры, зачастую предполагающей разграничение ролей мелодии и сопровождения (а отсюда – и разграничение функций инструментов в ансамбле), джазовые партитуры часто характеризуются равноправием солирующих и импровизирующих ролей ансамблевых и оркестровых групп.В настоящее время исполнительский состав, избираемый для воплощения джазовых замыслов, может быть любым: от вокального соло или ансамбля a capella до крупных электронных или симфонических оркестров.Музыкальная форма Форма в джазе, с точки зрения европейской музыки, достаточно проста: она в классическом варианте представляет собой изложение темы и ряд вариаций на нее. Гармоническая структура в процессе варьирования меняется в меньшей степени, чем ритм и мелодия. Иногда тем бывает несколько.Специфически джазовым явлением можно назвать 12-тактовую строфу буги-вуги и блюза. Она соответствует трем строкам поэтического текста (в отличие от четного количества, типичного для европейской структуры).Одним из характерных способов выхода за рамки традиционной структуры в джазе является наличие брейков – связующих образований, которые основаны на импровизации и, как правило, заполняют временное пространство между двумя крупными построениями (в этом смысле их роль абсолютно аналогична роли каденций в классическом инструментальном концерте; об этом же свидетельствует и традиция их исполнения одним солирующим инструментом на фоне молчания остального оркестра, и отсутствие их нотной записи). Безусловно, брейки имеют колоссальное значение как элемент психологического воздействия на слушателя, поскольку организованность сменяется ритмическим, гармоническим и структурным «хаосом» импровизационного изложения, и сознание находится в ожидании возвращения ясности. Автор книг о джазе У. Сарджент метко отмечает, что «брейк — это, по существу, реализация принципа синкопирования на уровне музыкальных структур большей протяженности» [3, с. 192].Таким образом, музыкальная форма джазовой музыки является в большой степени второстепенным компонентом, который помогает раскрыть импровизационные, вариационные, гармонические и мелодические возможности для развития музыкального материала. Однако, и она стремится к расширению рамок, содержит оригинальные, свойственные какому-либо конкретному музыкальному направлению черты. ЗаключениеАнализ исторического развития джазовой музыки и основных ее выразительных средств подтверждает, что мир джаза разнообразен, сложен и увлекателен. В результате знакомства с историей джаза удалось заметить, что она лишь с большой натяжкой подчиняется делению на какие-либо периоды. Весь путь этого музыкального направления представляется как будто единой бурлящей от жизненной энергии волной, которая накрыла музыкальный мир, поражая воображение разнообразием направлений, словно узорами пены на поверхности воды. Все они существовали практически одновременно: перемешиваясь, взаимодействуя, обмениваясь опытом и вдохновением. Направления джаза возникали не ступенчато, а лавинообразно, постоянно наращиваясь и обогащаясь.Актуальность джазовой музыки – ее слушания, изучения, сочинения и исполнения – совершенно точно обусловлена ее колоссальной жизненной энергией, удивительной способностью находить луч радости даже в самом мрачном пейзаже. Ведь «в зеркале джаза жизнь отражается, прежде всего, своей положительной стороной» [1, с. 166]Список использованных источников и литературы1.Амирханова, С.А. Джаз как искусство самовыражения : монография / Амирханова С.А. - Уфа : УГАИ им. З. Исмагилова, 2014. - 193 с. – Текст : непосредственный2.Верменич, Ю.Т. Джаз: История. Стили. Мастера : популярная джазовая энциклопедия / Верменич Ю.Т. - [3-е изд., стер.]. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2011. – 607 с. – Текст : непосредственный3.Сарджент, У. Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика : Пер. с англ. М.Н. Рудковской и В.А. Ерохина / Вступ. статья В.А. Ерохина / Общ. ред. и коммент. В.Ю. Озерова. — Москва : Музыка, 1987. — 296 с. – Текст : непосредственный 4.Конен, В.Д. Рождение джаза / Конен В.Д. - 2-е изд. - Москва : Советский композитор, 1990. - 319 с. – Текст : непосредственный5.Кузнецов, А.Г. Из истории американской музыки: классика, джаз / Кузнецов А.Г. - Бишкек : Изд-во Кыргызско-российского славянского ун-та, 2008. - 129 с. – Текст : непосредственный6.Овчинников, Е.В. История джаза / Е. Овчинников. - Москва : Музыка, 1994. - 238 с. – Текст : непосредственный7.Панасье, Ю. История подлинного джаза с 1890 по 1960 : [Пер. с фр.] Панасье Ю. - Ставрополь : Кн. изд-во, 1991. - 285 с. – Текст : непосредственный8.Советский джаз : Проблемы. События. Мастера : [Сб. ст.] / Сост. и ред. А. Медведев, О. Медведева. - Москва : Советский композитор, 1987. - 591 с. – Текст : непосредственный
