Публикации
КОММУНИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КОММУНИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Абрамова Инна Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КОММУНИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Абрамова Инна Юрьевна
КОММУНИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Творческая активность обучающихся создает ряд коммуникативных, социальных, общекультурных компетентностей, высказанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и связанных с выявлением и развитием талантливых детей в системе основного и дополнительного образования. Сложившиеся условия социального и научно-технического прогресса современного общества определяют перед системой образования задачи в области образования и воспитания человека высокой творческой культуры, коммуникации, способного к активному восприятию и созданию нового в сфере учебной, производственной и общественной деятельности. Поэтому во время педагогического процесса, для всесторонне гармоничного становления и развития личности высокой коммуникативной культуры, готовой к активным творческим действиям, необходимо создавать наилучшие условия. Важнейшим средством познания действительности является изобразительная деятельность, именно благодаря такой деятельности, формируются эстетический вкус, эмоциональная отзывчивость, развиваются художественные способности детей. Одна из актуальных задач эстетического воспитания - развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Но на практике, анализ преподавания изобразительной деятельности во многих учреждениях дополнительного образования показал, что интерес детей к изобразительному искусству со временем ослабевает. Происходит осознание ребенком того, что его творческие работы, рисунки становятся все меньше, похожи на реальные мотивы, а также, не соответствуют образам и идеалам которые навязывает современное общество, обнаруживается разница между рисунком и окружающей действительностью. Одним из средств активизации интереса к урокам изобразительного искусства является коллективная изобразительная деятельность. В научной литературе обстоятельно рассмотрены методические аспекты групповой работы младших школьников и ее значение для реализации дидактических принципов обучения. Выявлена ее роль в стимулировании познавательной и творческой активности учеников, выражении ими личного мнения, порождении нестандартных идей и неожиданных решений поставленных практических задач.Групповая учебная деятельность представляет интерес и как источник социальной поддержки. Коллективная работа как средство активизации изобразительной деятельности содействует установлению коммуникативных связей между учениками, основывающихся на сотрудничестве и взаимопомощи. Эта деятельность, обеспечивая успех всем ученикам, является продуктивной формой учебной работы и эффективным способом улучшения взаимоотношений между субъектами в учебно-воспитательном процессе. Изобразительно-практическая деятельность в этом направлении включает несколько аспектов: развитие мышления и речи, формирование определенных социальных настроек и коммуникативных умений и способностей. Интенсивное и полноценное общение учеников в групповой изобразительной деятельности, обогащение их коммуникативного потенциала осуществляется путем целенаправленного и организованного учебно-воспитательного процесса.В зависимости от конкретных целей коллективной изобразительной работы в одних случаях группы могут быть сформированы из учеников почти одинакового технического или творческого уровня, в других - из учеников с различными изобразительными достижениями. Для успешного и эффективного распределения учеников по группам используются социометрические методы, которые позволяют определить потребность каждого ученика в общении с конкретными детьми. Эти методы дают возможность выбрать лидера, определить не только лучших учеников, но и пренебрегаемых большинством детей. В процессе групповых изобразительных занятий констатируется особая роль каждого ученика в зависимости от его места в группе.Групповая организация обучения изобразительному искусству требует от педагога изучения реальных возможностей учеников на основе систематического наблюдения за развитием каждого из них; применения разнообразных методов и средств, обеспечивающих творческую активность и высокие изобразительные результаты. Для организации эффективной групповой работы необходимо определять ее характер, объем, временную продолжительность и место в структуре конкретного урока на этапе его планирования. При осуществлении групповой изобразительной деятельности педагог мотивирует и стимулирует учеников определенным образом заданными вопросами; дает компетентные технические указания по работе с новыми и незнакомыми материалами; руководит, оказывает помощь и контролирует деятельность всех групп; анализирует и оценивает результаты работы.Инновационная сущность групповой изобразительной деятельности состоит в том, что через нее можно добиться непосредственного общения учеников друг с другом в знакомой и в новой дидактической среде. Учитель при этом наблюдает, как ученики воспринимают групповую работу и включаются в нее, как обсуждают и практически осуществляют поставленные изобразительные задачи, как взаимодействуют между собой и помогают друг другу.Существенное значение для активизации изобразительной деятельности младших школьников, в системе дополнительного образования, имеют коллективные формы работы. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественной деятельности дети приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение, тем активнее протекает процесс формирования и развития важных для общения личностных качеств: способности к сопереживанию (эмпатии), упражнения в культурном поведении в условиях группового взаимодействия являются факторами, которые положительно влияют на развитие коммуникативных способностей учащихся.
