Публикации
Открытый урок " Права и обязанности"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок " Права и обязанности"
Автор: Подгорная Татьяна Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок " Права и обязанности"
Автор: Подгорная Татьяна Александровна
Открытый урок по окружающему миру4-А класс «Права и обязанности человека»Учитель: Подгорная Татьяна Александровна• Учебный предмет – окружающий мир• УМК – Система «Школа России»• Тема урока – Права и обязанности детей• Тип урока: объяснение нового материалаЦели:-формирование у детей понятия “Гражданин России”, как своей принадлежности к россиянам, воспитания чувства гордости за свою страну;-познакомить с «Конвенцией прав ребенка».-формирование понятий “права”, “обязанности”;-организация самоопределения детей в школьной жизни (через осознание собственных возможностей, выбор своей позиции, выбор правил, регулирующих школьную жизнь, осознание и выбор правил взаимоотношений с одноклассниками)• Задачи урока:-познакомить с основными документами, регламентирующими права детей, формировать убеждения в том, что все дети имеют равные права.-совершенствовать навык работы в группе, умения слушать других, правильно выражать свою мысль;-формировать активную гражданскую позициюОжидаемые результаты (предметные; метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные; личностные)Предметные – учащиеся узнают свои праваи обязанностиМетапредметные:-познавательные – развитие логических операций анализа, сравнения, подведение под понятие-коммуникативные – развитие планирования учебного сотрудничества –регулятивные - выделение из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи; способность регулировать собственную деятельность; владение различными видами контроля и оценкиЛичностные – развитие действия самоопределения социальных ролей; развитие нравственно-этического оценивания при анализе отрывков из художественных произведений.• Оборудование – Конвенция о правах ребенка; текст Конвенции о правах ребенка (выборка); карточки с заданиями; компьютерная презентация Ход урокаОрганизационный момент. Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. У нас сегодня необычный урок. Во-первых, на нашем уроке присутствуют гости. Во- вторых, наш урок будет проходить в нетрадиционной форме. А начать я его хочу с притчи.Психологический настрой «Все в твоих руках».Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».Я не зря начала выступление с психологического настроя. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе.2. Актуализация знаний.1) - Если мы посмотрим, друг на друга, то мы точно можем сказать, что все мы разные. А что нас отличает?(У нас разная внешность, разные интересы, разные вкусы, разные способности и т.д.) -Верно, но, несмотря на это, нас с вами что-то объединяет. Что?(Мы все из 4-А класса, мы живем в одном городе, мы живем в одном государстве и на одной планете.) -Молодцы! Наша родина – Россия. А как можно назвать нас с вами?(граждане России) -Кто такой гражданин? (слайд 1) - Гражданин – человек, который связан с каким-либо государством, признаёт его своим, пользуется его защитой, использует свои гражданские права, выполняет обязанности, соблюдает закон государства. Откройте учебник на с.109, прочитайте молча и найдите ответ на вопрос: - В каком документе прописаны права и обязанности граждан? (слайд 2,3) (В Конституции РФ - Основной Закон страны. Все остальные законы не должны ей противоречить. Она была принята в 1993году.) 3. Открытие новых знаний.1) На столе лежит коробка, обернутая в подарочную бумагу- Представьте себе, что на столе лежит что-то очень желанное, но запретное. Раскрывать коробку нельзя. Сейчас каждый из вас жестами, без слов, покажет, как он поступил бы по отношению к этому предмету.(Дети показывают, затем 3-4 человека раскрывают свою тайну – рассказывает, что конкретно представляли и что старались изобразить своими движениями).- Ребята, вам хотелось посмотреть, что в коробке? А почему же вы не развернули бумагу? (Было правило – не брать.)- Назовите синоним к слову правило? (Закон). У меня в этой коробке закон. Как вы его представляете? (это книга). Учитель открывает коробку и достает Конвенцию о правах ребенка. Как вы думаете, о чем эта книга? Давайте выясним, что обозначает слово «конвенция». - Как вы думаете, где можно узнать о правах граждан до 18 лет? Найдите ответ в учебнике на с.112. Почему возникла необходимость определить права ребёнка? Прочитайте вслух (вызвать 1-2х человек)- (слайд 4,5) Послушайте историю создания этих документов (рассказывают заранее подготовленные дети, опираясь на слайды презентации). А вы знаете свои права? Узнайте свои права на слайдах и сформулируйте их. Появляются слайды. Дети пытаются сформулировать права человека. (слайды 6-20)Затем появляются название этих прав и обязанностей (право на жизнь, отдых, неприкосновенность жилища, избирать и быть избранным, право на образование, медицинское обслуживание, право на свободу мысли, тайну переписки). Какой вывод вы сделали, рассматривая иллюстрации (многие не знают свои права и обязанности).- Дети, сформулируйте тему нашего урока. (слайд 21) (Тема: Права и обязанности человека Цель: познакомиться с правами и обязанностями граждан до 18 лет.) Физминутка. Игра «различаем права и обязанности»Если я называю право – вы хлопаете в ладоши, если обязанность – приседаете.- Каждый работающий гражданин 1 месяц в году отдыхает. (право)- Каждый, кто заболел, получает квалифицированную медицинскую помощь. (право)- Молодой человек, достигший 18-ти лет, служит в армии. (обязанность) - В 7 лет ребёнок идёт в школу. (право)- Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги. (обязанность)- Родители воспитывают детей. (обязанность)- Ученик выполняет домашнее задание. (обязанность)Молодцы.4. Систематизация и обобщение имеющихся знаний. (Работа в группах.)1) 1 задание. Прочитайте отрывки из сказки и назовите право, которое нарушается. Каждой команде дается по две ситуации. Сначала идет обсуждение.1. “В животе у Буратино было скучновато. Он закрыл глаза и вдруг увидел жареную курицу на тарелке. Живо открыл глаза – курица исчезла.Он опять закрыл глаза – увидел тарелку с манной кашей, с малиновым вареньем. Открыл глаза – нет тарелки с манной кашей пополам с малиновым вареньем” (Нарушается правило на полноценное питание).2. “С подоконника он через всю каморку перелетел на стол, крыса за ним…И тут на столе она схватила Буратино за горло, повалила, держа его в зубах, соскочила на пол и поволокла под лестницу, в подполье”. (Нарушение права на жизнь и личную неприкосновенность).3. “Карабас Барабас погрозил куклам семихвостой плеткой, чтобы они продолжали представление. Куклы кое-как закончили комедию, занавес закрылся, зрители разошлись” (Нарушение прав – рабство, непосильный труд).4. Положив Буратино на кровать, Артемон собачьим галопом помчался в лесную заросль и тотчас привел оттуда знаменитого доктора Сову, фельдшерицу Жабу и народного знахаря Богомола”. (Право на бесплатное медицинское обслуживание – соблюдается).5. “Папа Карло скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал книжку с большими буквами и занимательными картинками. - Вот тебе азбука. Учись на здоровье”. (Право на образование – соблюдается).6. “На круглых листьях водяной лилии под луной сидели большеротые лягушки, выпученными глазами глядели на Буратино. - Какая-то каракатица плывет, - квакнула лягушка. - Нос, как у аиста, - квакнула другая. - Это морская лягушка, - квакнула третья”. (Нарушаются права на имя, лягушки оскорбляют Буратино).7. “Буратино подбежал к полной тете и пропищал: - Послушайте, дайте мне в первом ряду билет на единственное представление кукольного театра”. (Соблюдается право ребенка на досуг).8. “В каморке никто не отозвался. Карабас Барабас приказал: - Именем Тарабарского короля – откройте дверь! Полицейские нажали, гнилые половинки дверей сорвались с петель…!” (Право на жилище – нарушается).Количество предложенных ситуаций определяется темпом работы учащихся.2 задание. Люди, которые соблюдают законы, пользуются уважением в обществе людей. С такими людьми легко в общении. Я предлагаю выполнить следующее задание.Вам нужно назвать качество характера.Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор? (Миролюбивый)Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности. (Ответственный)Человек, любящий трудиться? (Трудолюбивый)Человек, который знает о своих недостатках. (Самокритичный)Человек, всегда готовый помочь? (Отзывчивый)О таких людях говорят, что они знают не только свои права, но и обязанности.Вы хотели бы быть такими людьми? Если есть желание, то всегда все получится. Надо стремиться быть лучше. И мы сегодня попробуем сделать первый шаг к этому. 2) Проектная работа (составление мини - проектов по группам)1группа. Составить «Устав жизни в школе». Задание: Вычеркнуть те предложения, которые неприемлемы для класса, можно добавить свои предложения.-Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо.- Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.- Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.- Будь лично ответственным за свои слова и поступки.- Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства. 2 группа. Создать памятку «Наши права». Выбрать утверждения, с которыми вы согласны и подклеить их на лист. Можно добавить список другими правами.Вы имеете право:1. - иногда ставить себя на первое место;2. - иногда просить о помощи и эмоциональной поддержке;3. - протестовать против несправедливого обращения или критики;4. -иметь свое собственное мнение или убеждения 5. - совершать ошибки, пока вы не найдете правильный путь;6. - предоставлять людям право самим решать свои проблемы;7. -говорить: «спасибо, нет», «извините, нет»;8. -не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным;9. - побыть одному, даже если другим хочется вашего общества;10. - иметь свои собственные, какие угодно, чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие;11.- менять свои решения или изменять образ жизни;12.- добиваться перемены договорённости, которая вас не устраивает.3 группа. Составить памятку «Обязанности школьника». Из данных предложений нужно выбрать только те, которые относятся к обязанностям школьника, можно дополнить список другими обязанностями.- добросовестно учиться;- соблюдать этику поведения:- соблюдать школьный режим;- беречь школьное имущество;- беречь свое здоровье и здоровье окружающих;- соблюдать правила поведения;- соблюдать чистоту и порядок:- беречь свое здоровье.4 группа. Живя в обществе, каждый из вас выполняет определенные роли. - Я –сын. Я- внучка. Я –ученик. Я- пассажир. Я – покупатель и т.д. - И в каждой из этих ролей у вас есть определенные обязанности. Сформулируйте памятку «Мои обязанности». Я – сын или дочь. (Как сын или дочь мы обязаны заботиться о родителях, беречь их. ) Я – пассажир. (Как пассажиры мы обязаны выполнять правила поведения в транспорте, быть внимательными по отношению к другим пассажирам.) Я – ученик. (Как ученики мы обязаны хорошо учиться, соблюдать правила поведения в школе, с уважением относиться к своим одноклассникам) Я – гражданин России. (Как граждане своей страны мы обязаны беречь и защищать свою Родину) Я – пассажир. (Как пассажиры мы обязаны выполнять правила поведения в транспорте, быть внимательными по отношению к другим пассажирам.) Я – гражданин России. (Как граждане своей страны мы обязаны беречь и защищать свою Родину.Проверка (группы объясняют, что у них вышло)5. Рефлексия.– Спасибо вам, ребята, что обсудили данную мной тему. Давайте оценим уровень знаний, которые вынесли сегодня из урока, кто уверен, что справился на «отлично» поднимает кружочек, кто считает, что «хорошо» - поднимает квадрат, тот кому нужно еще доработать тему – треугольник. 6. Домашнее заданиеС 108-113 читать, отвечать письменно на вопросы с 113 (задание для домашней работы 1,2).
