Публикации Новые технологии воспитания и социализации младших школьников в условиях реализации ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Новые технологии воспитания и социализации младших школьников в условиях реализации ФГОС
Автор: Ощепкова Любовь Валериевна

Новые технологии воспитания и социализации младших школьников в условиях реализации ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет высокие требования к организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Современному учителю важно учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста, развивать социальные компетенции, формировать универсальные учебные действия и применять инновационные педагогические подходы. Рассмотрим наиболее эффективные современные технологии воспитания и социализации учащихся начальной школы.
Особенности младших школьниковМладшие школьники находятся в возрасте активного познания окружающего мира, формирования социальных ролей и становления личности. Их восприятие отличается эмоциональностью, образностью и непосредственностью. Дети остро реагируют на одобрение взрослых, стремятся соответствовать ожиданиям учителей и родителей. Воспитание должно учитывать этот аспект, стимулируя развитие самостоятельности, ответственности и критического мышления.
К современным технологиям воспитания относятся:
- Проектная деятельностьПроектирование позволяет детям осваивать новый материал через активную творческую работу над конкретной задачей. Учащиеся совместно решают проблемы, формируют коммуникативные навыки, изучают новую информацию. Например, проект Моя семья помогает осознать семейные ценности, укрепить отношения внутри семьи и развивает умение планировать свою деятельность.
- Игровые методы.
Использование игровых технологий повышает мотивацию учеников, улучшает психологический климат в классе, потому что она способствуют развитию воображения, творческих способностей, формированию позитивного восприятия учебного материала. Так же игра должна отвечать интересам и потребностям ребенка, быть безопасной и способствовать личностному росту.
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Использование ИКТ делает обучение интересным и увлекательным, расширяет возможности образовательного процесса. Электронные учебники, интерактивные доски, онлайн-ресурсы помогают лучше усваивать знания, развивают цифровую грамотность. Важно соблюдать меру при использовании гаджетов в учебном процессе и тем самым обеспечивать безопасность для детской психики.
- Коллективные формы работы
Коллективная работа формирует навыки сотрудничества, способствует усвоению норм поведения в группе. Работа в парах, малых группах, командах помогает ученикам научиться договариваться, разрешать конфликты, уважительно относиться друг к другу. Это создает условия для успешной адаптации в социуме.
-Социализация и формирование социальной компетентности
Социальная компетентность включает знание общественных норм, способность взаимодействовать с людьми разных возрастов и культур, решать межличностные конфликты конструктивно. Для развития социальной компетентности полезны классные часы, тематические мероприятия, внеклассные занятия, направленные на воспитание толерантности, уважения к окружающим, понимания общечеловеческих ценностей.
В формировании социальной активности личности учитель играет важную роль. Ведь именно он обеспечивает комфортную и уютную атмосферу в классе, поддерживает творчество и инициативность каждого ребёнка, организует пространство взаимодействия между ученикам. Грамотный учитель способен вдохновлять детей, создавать ситуации успеха, поддерживать дисциплину без подавления индивидуальности.
Таким образом, применение современных педагогических технологий позволяет успешно реализовать цели и задачи Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Только грамотно подобранные методики позволяют создать благоприятные условия для всестороннего развития детей, обеспечить успешную адаптацию к школьной среде и подготовить их к дальнейшему обучению и жизни в обществе.
Список литературы:
Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников. Учебник и практикум для вузов. Москва: ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮРАЙТ, 2021
Пешкова В.О. Работа с детьми по социализации [Электронный ресурс]. URL:
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач. школа. – 2004. - № 2.
. Пакет материалов, предназначенных для реализации образовательного процесса в начальной школе, соответствующего стандартам общего образования ФГОС.
-