Публикации
Статья на тему : "Особенности целеполагания на уроках разных типов. Методы, приемы и формы преподавания предметного содержания. Критерии результативности урока.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья на тему : "Особенности целеполагания на уроках разных типов. Методы, приемы и формы преподавания предметного содержания. Критерии результативности урока.
Автор: Михайлова Людмила Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья на тему : "Особенности целеполагания на уроках разных типов. Методы, приемы и формы преподавания предметного содержания. Критерии результативности урока.
Автор: Михайлова Людмила Александровна
Особенности целеполагания на уроках разных типов. Методы, приемы и формы преподавания предметного содержания. Критерии результативности урока.Кто не знает, в какую гавань он плывёт, для того нет попутного ветра.Сенека. Основу содержания деятельности учителя на уроке по ФГОС составляют три взаимосвязанные этапы урока:целеполагание,самостоятельная продуктивная деятельность обучающихся,рефлексия.Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. Что же такое целеполагание?Это процесс:выбора и реального определения цели (идеальный образ будущего результата деятельности); совместной деятельности учащихся и педагога по постановке цели, планированию деятельности, выбору содержания деятельности и определению критериев результативности. На современном уроке учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Цели должны быть:- понятны, осознаны- реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения);- инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению);- диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности) Как подготовить и провести урок, учитывая требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания.Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре современного урока, при этом учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.Охарактеризовать цель - значит ответить на вопросы: что именно должно быть достигнуто в результате, на что следует направить активность. Существует даже наука о целеполагании – матетика, основанная Я. Коменским, которая доказывает необходимость начального этапа любой деятельности с обсуждения конечных целей, то есть предполагаемых плодов деятельности, для этого требуется следующее :наличие познавательного стремления ученика; определение учеником предмета своей цели; умение ученика определить свою связь с предметом цели; представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к предмету цели, -вербальное (словесное) формулирование цели;предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель; наличие средств для достижения цели; -соотношение получаемых результатов с целью;корректирование поставленной цели. Таким образом, цели должны быть реальны, достижимы , инструментальны, технологичны, диагностичны.Считаю, что проблема целеполагания особо актуальна для учащихся, поскольку им предстоит определиться со своей будущей профессиональной деятельностью. Перед образовательным учреждением стоит нелёгкая задача — выпустить целеустремленных людей, умеющих не только ставить цели, но и достигать их. Однако преподавательский опыт показывает, что чаще всего при выстраивании цели учащиеся сталкиваются с тем, что не знают своих личных особенностей — ресурсов (как положительных, так и отрицательных черт), не умеют планировать своё время и, самое главное, не умеют выстраивать такие цели, которые способствуют развитию успешной личности. Успешная личность — это, во-первых, личность целеустремленная, имеющая мотивацию на достижение успеха. Задумайтесь, какой процент ваших учащихся мотивирован на успех и не испытывает трудностей при постановке и реализации цели? Известно ли им, что фундаментом для формирования навыков целеполагания являются мечты, которые зачастую в подростковой среде ограничены приобретением материальных благ (компьютер, машина и прочее). Гораздо реже встречаются мечты, способствующие личностному развитию и становлению человека.На современном уроке учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Цели должны быть:- понятны, осознаны- реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения);- инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению);- диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)Можно использовать одну из классификаций целей, предложенную А.В.Хуторским, который выделяет следующие группы:Личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей; самовыражение через материал предмета.Предметные цели - формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений, законов; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме.Креативные цели – составление сборника задач; сочинение; конструирование модели; рисование картины.Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов.Оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель; планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссии. (слайд № )Список целей, выявленных при опросе, может оказаться следующим:Изучить материал учебника. Усвоить основные понятия и законы темы. Подготовить сообщение по одной из проблем. Качественно подготовиться к зачету, контрольной работе, тесту. Выполнить самостоятельное проект по выбранной теме. Овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений. Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы. Научиться работать с техническими средствами. Проявить и развить свои способности. Организовать свою учебу по выбранной теме: поставить цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты. Научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы. Получить хорошую отметку на зачете, контрольной работе. Научиться решать задачи и проблемы по теме. Свой вариант цели. С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у учащихся?Часто цели, декларируемые в учебных программах, существенно отличаются от реальных жизненных ориентиров учащихся, что является причиной рассогласования желаемого и действительного в обучении.Чтобы предупредить возможную рассогласованность необходимо с начала изучения курса, раздела или темы вводить учащихся в процедуру образовательного целеполагания.В начале обучения конкретной учебной дисциплине цели педагога следующие:а) помочь ученикам создать целостный образ учебного предмета (выяснить его смысл, зачем он нужен, из чего состоит, каковы его особенности; сформулировать наиболее интересные для детей вопросы); ученикам предлагается составить схему, нарисовать символ предмета;б) для формирования образа деятельности в новой теме следует предложить детям выполнить основные виды деятельности, например, пронаблюдать что происходит со словом при его изменении; в) через созданные детьми начальные образовательные продукты и опробованные ими виды деятельности вывести их на постановку индивидуальных целей по предмету на обозримый для нихпериод времени;г) составить учебную программу.Можно предложить следующий вариант решения этой технологической задачи, в нем присутствуют следующие этапы:диагностика целей учеников; анализ и систематизация полученных данных; конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога. Этап диагностики ученических целей можно провести с помощью письменного анкетирования. Каждому ученику предлагается список целей, в котором он отмечает самые главные для него цели. В зависимости от позиции учителя, направленности образовательной программы, изучаемого предмета и конкретных условий обучения, набор предлагаемых учениками целей может быть различен. Список целей может выглядеть так:изучить материал учебника; усвоить основные понятия и законы темы; подготовить доклад по одной из проблем (указать); качественно подготовиться к зачету (контрольной работе, экзамену); выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать); овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений; углублённо рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их); научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами; проявить и развить свои способности (назвать их); организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты; научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы; получить хорошую отметку на зачёте; научиться решать задачи и проблемы по теме; свой вариант цели. В данном случае ученики не составляют собственной иерархии целей, а используют уже составленную учителем. Такой подход позволяет получить обобщенные данные по доминирующим направлениям целеполагания в классе или группе учеников.Анализ ответов на анкету позволяет учителю судить об образовательном настрое учащихся, мотивах их учебы, индивидуальных склонностях.После анализа полученных от учеников данных учитель получает полную картину ученических предпочтений, с учетом которых формулирует приоритетные цели обучения.После определения установочных целей, на их основе конструируется базовая технологическая карта, включающая систему занятий по теме, формы, методы, отобранный материал, необходимые средства обучения. С помощью данной карты конструируется образовательная программа по учебному курсу, составляется тематический план и поурочные разработки.Анализ и систематизация полученных данныхВыбор той или иной цели несет в себе определенную информацию о личности обучающегося:- цели № 1, 4, 12 – формальная ориентация ученика в обучении (личностные)-цели № 3,5,8 – креативные наклонности- цели № 2,7,13 – когнитивные мотивы-цели № 6,10 – методологические приоритеты деятельности (предметные) -цели № 9,14 – самоорганизация (оргдеятельностные)При анализе составленной учениками иерархии целей из предложенного набора выявляется их образовательный настрой, и мотивы, индивидуальные склонности. На основе чего учитель конструирует или корректирует цели или задачи совместной с обучающимися деятельности при изучении данного предмета, составляет собственную иерархию целей.При постановке целей учителем доминантное слово в формулировке цели должно быть выражено глаголом совершенного вида. Наличие такого глагола означает предположение законченных действий, результаты которых и надо контролировать: сформировать … познакомить… дать представление … раскрыть… продемонстрировать… соотнести… систематизировать… Для учащихся целеполагание - процесс непростой, поэтому выделяется три уровня реализации данного этапа:Традиционный, при котором учащиеся принимают цель объявленную учителем. Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель. Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если ученика поставить в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия даст смысловой акцент на целеполагании. Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей, тем самым переведет их в активную позицию, начнется формирование универсального умения целеполагания.При обучении учеников целеполаганию необходимо помнить о некоторых правилах:Актуализация знаний;Учитель обозначает тему урока; на более высоком уровне тему урока формулируют дети.Вопрос обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок по теме?Самостоятельная формулировка цели.Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл.На каждом этапе урока подводится вывод:Что это задание дает?Кто уже добился той цели, которую ставил?Рефлексия в конце урока включает в себя анализ работы на уроке и подведение результата – насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения.Приемы целеполагания :Некоторые приемы целеполагания, которые я использую на уроке:Тема-вопрос Работа над понятием Ситуация Яркое пятно Группировка Домысливание Проблема предыдущего урока Подводя итог сказанному, предлагаю вам следующий отрывок:В романе американского писателя И.Стоуна «Муки радости» о величайшем итальянском скульпторе, живописце, архитекторе и поэте эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти есть диалог, отражающий суть современного урока и роль учителя и ученика в нём.13- летний Микеланджело пришёл поступать в знаменитую итальянскую школу живописцев под руководством Доменико Гирландайо. Между ними состоялся диалог, фрагмент которого отвечает на многие вопросы:- Умеешь ты рисовать?- Я умею учиться…Учитель и ученик поняли друг друга, и талант Микеланджело, его слава, трудолюбие, желание учиться пережили века…Анализ и систематизация полученных данныхВыбор той или иной цели несет в себе определенную информацию о личности обучающегося:- цели № 1, 4, 12 – формальная ориентация ученика в обучении (личностные)-цели № 3,5,8 – креативные наклонности- цели № 2,7,13 – когнитивные мотивы-цели № 6,10 – методологические приоритеты деятельности (предметные) -цели № 9,14 – самоорганизация (оргдеятельностные)При анализе составленной учениками иерархии целей из предложенного набора выявляется их образовательный настрой, и мотивы, индивидуальные склонности. На основе чего учитель конструирует или корректирует цели или задачи совместной с обучающимися деятельности при изучении данного предмета, составляет собственную иерархию целей.При постановке целей учителем доминантное слово в формулировке цели должно быть выражено глаголом совершенного вида. Наличие такого глагола означает предположение законченных действий, результаты которых и надо контролировать: сформировать … познакомить… дать представление … раскрыть… продемонстрировать… соотнести… систематизировать… Для учащихся целеполагание - процесс непростой, поэтому выделяется три уровня реализации данного этапа:Традиционный, при котором учащиеся принимают цель объявленную учителем. Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель. Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если ученика поставить в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия даст смысловой акцент на целеполагании. Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей, тем самым переведет их в активную позицию, начнется формирование универсального умения целеполагания.При обучении учеников целеполаганию необходимо помнить о некоторых правилах:Актуализация знаний;Учитель обозначает тему урока; на более высоком уровне тему урока формулируют дети.Вопрос обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок по теме?Самостоятельная формулировка цели.Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл.На каждом этапе урока подводится вывод:Что это задание дает?Кто уже добился той цели, которую ставил?Рефлексия в конце урока включает в себя анализ работы на уроке и подведение результата – насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения.Приемы целеполагания : Некоторые приемы целеполагания, которые я использую на уроке:Тема-вопрос Работа над понятием Ситуация Яркое пятно Группировка Домысливание Проблема предыдущего урока Приёмы.1. Тема-вопросТема урока формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.Например, урок по теме «Площадь прямоугольника»:«Как найти площадь прямоугольного прямоугольника?" План:Актуализировать знания о прямоугольнике. Определить, что умеют находить у геометрических фигур. Найти различия между периметром и площадью. Определить закономерность, сделать вывод. Тренироваться в нахождении площади. Найти способ нахождения площади прямоугольника.2. Работа над понятиемПредлагаем обучающимся название темы урока для зрительного восприятия и просим объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока. Например, Окр. мир 2 кл. «Многообразие растений». Дети объясняют, что слово «многообразие» обозначает - много; а значит цель урока — познакомиться с разными видами растений.3. Подводящий диалогНа этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему и цель урока. При подводящем диалоге маловероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, необходима принимающая реакция учителя («Так, а кто думает иначе?»).Приведем пример подводящего к теме диалога.Урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»4. Ситуация яркого пятна- Один из приёмов целеполагания, который использую на уроках. Внимание на экран. (Мультфильм «38 попугаев»).- После просмотра мультфильма задаю ребятам вопрос:- А что бы вы предложили Удаву? (Дети предлагают разные способы, в том числе взять линейку и измерить).- Молодцы, я с вами согласна. Мы с вами уже знаем, что есть единицы длины – см и дм. (Показывает модель см и дм)- Какой моделью см или дм вы бы предложили воспользоваться Мартышке? (Модель см маленькая, долго измерять длинного удава)- Почему при измерении Удава получились такие разные числа: 2, 5 и 38?- А знаете ли вы, что, кроме см и дм, есть и другие единицы длины? Вот одна из них. (Показывает линейку – метр). Это тоже единица длина, называется она метр. А этой единицей длины могла бы воспользоваться Мартышка? - Какая из моделей больше всего подойдет для измерения Удава? Почему вы так думаете?- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Метр)- Поставьте цели на урок. Вам помогут опорные глаголы: познакомиться, узнать, научиться, выяснить, сравнить, проанализировать … (Познакомить с новой единицей длины – метром, научиться измерять метром, узнать, как соотносится метр с другими единицами длины – см и дм)- Как вы думаете, а зачем нам эти знания, где мы сможем их применить? (Для измерения больших расстояний,…)Путем такой беседы от заинтересованности мы приходим к целеполаганию. Сейчас мы с вами отработали прием, который в педагогике называется «Ситуация яркого пятна». Ярким пятном в данном случае выступил мультфильм. Это может быть необычной предмет для данного урока, картинка, или просто выделенная цветом или размером запись на доске.5. ИсключениеПрием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.Первый способПовторяется основа приема "Выделение предмета", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Например, на уроке окружающего мира при изучении темы "Домашние животные", предлагаем выбрать лишнюю картинку из ряда предложенных. Эту работу можно организовать как фронтально, так и в группах.— Обоснуйте свой выбор. Определите цель урока.Второй способЗагадываем детям ряд загадок или просто называем ряд слов, с обязательным неоднократным повтором. Анализируя этот ряд, дети определяют лишнее слово.Урок окружающего мира по теме "Насекомые" можно начать так.— Послушайте и запомните ряд слов: собака, медведь, корова, енот, заяц, бабочка, кошка.– Что общего во всех словах? (Названия животных)– Какое животное лишнее в этом ряду? Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ, на основе которого формулируется учебная цель.6. Домысливание1. Предлагаем тему урока и слова "помощники":Повторить…..Изучить….Узнать…Проверить…С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.2. На уроке русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаем детям продолжить ряды слов:Играть – играл – играю –…Читать – читал – читаю –…Дополнив ряды глаголами «буду играть» и «буду читать» и, объяснив, что это глаголы будущего времени, обучающиеся формулируют цель урока: изучить глаголы в будущем времени. 7. Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературного чтения фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя к другому; представить, что встретились с героями перед важным событием; рассказать от лица литературного героя.8. Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.9. Собери словоТема урока определяется через кроссворд, ребус, головоломку, шифровкуВ начале урока предлагаем детям разгадать загадку, ребус или кроссворд, которые «подсказывают» тему и цель урока. Так, разгадав ребусы, в которых зашифрованы имена, дети легко определят цель урока русского языка: научиться писать имена людей.10. Проблема предыдущего урока:В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь вспомнить её.11. Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.Он учился в одном классе одесской гимназии с мальчиком по имени Коля Корнейчуков. Он - отличник, племянник адмирала, сидел на первой парте. Будущий писатель совершил кругосветное путешествие на учебно-грузовом судне. Он прошёл весь путь от юнги до капитана судна, также был штурманом. Ещё с детства писатель был отличным рассказчиком, поэтому долго думал над артистической профессией. В 1914 г. он был сотрудником кораблестроительного завода. Через год юноша переехал в Архангельск, чтобы проверять исправность судов.Практическая частьЗадания для групп. К теме подберите приём целеполагания.Используя название темы урока и проблемную ситуацию определить и записать цели урока с позиции ученика.Урок русского языка по теме «Склонение имён существительных» - Прочитайте предложение: Старая женщина волновалась о сестре и дочери. -О ком волновалась женщина?(о сестре , о дочери). – К какой части речи относятся эти слова? (имя сущ.) -Определите их род и падеж. (ж.р., П.п) -Выделите окончания. (-е, -и) -Что вас удивило? (слова одной части речи, одного рода и падежа, но с разными окончаниями) Урок математики по теме «Круг и окружность» -Послушайте стихотворение и определите о какой, или о каких фигурах идёт речь? -Нет углов у меня, И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, Кто же я такой, друзья? …(круг)У круга есть одна подруга Знакома всем её наружность.Она сестра родная круга, А называется… (окружность) Детям предлагаются изображения различных предметов: обруч,ведро, медаль, олимпийские кольца, секундомер, велосипед, лупа, корзина для баскетбола, очки. –Как вы считаете: где круг, а где окружность? (Возникают разные мнения) Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных на конце слова» Детям предлагается 2 картинки: лук и луг. –Что изображено? Запишите эти слова в тетрадь. –Запишите под каждой картиной слово на доске.(Возникает спор, т.к. дети по-разному написали слово «луг»).Кто из ребят прав?Урок русского языка по теме «Неизменяемые имена существительные» На доске записаны слова:Кенгуру, кафе, меню, шимпанзе, шоссе, кофе. –Что объединяет эти слова? (часть речи – им. сущ.) -Выделите окончания у этих имён существительных. (Ученики выделяют в каждом слове последнюю букву, полагая, что она будет являться окончанием) -Вспомните, как найти в слове окончание?(изменить форму слова) -Докажите, что вы правильно определили окончания, изменяя форму каждого слова и наблюдая за изменяющейся частью на конце.(Не получается изменить форму слова.) Урок математики по теме «Вычитание многозначных чисел» На доске: 358 – 126, 793 – 271, 489 – 273, 500 – 367 -Что объединяет числовые выражения? (действие вычитание; уменьшаемое и вычитаемое – трёхзначные числа) -Найдите значение каждого выражения. (Легко выполняют все вычисления, кроме последнего.) -В чём возникла трудность?- Почему не можете выполнить вычитание? Составление синквейна на слово «целеполагание», работа в группах, презентацияСинквейн.- Что формировали?- Назовите существительное?- действие- Опишите: какое оно?- регулятивное, новое, важное, нужное- Какую функцию оно выполняет?- организует, планирует, контролирует, оценивает- Что формирует у младших школьников?- Составьте фразу из четырёх слов.- Формирует умение учиться самостоятельно.- Замените существительное «действие» синонимом из одного слова.- Способ.Я же остановилась на тех, которые наиболее приемлемы, на мой взгляд, в преподавании русского языка. В конце необходимо отметить, что цели не «рождаются» по звонку на урок – «Процесс целеполагания трудоёмкий и времяёмкий!»Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний. Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели.«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н. Толстой).Стратегической целью современного развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Школьный урок – это место проживания счастья жизни ребенком. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым.
