Публикации Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Свойства и качества стекла»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Свойства и качества стекла»
Автор: Масликова Елена Владимировна

МБДОУ «ЦРР- детский сад №120»Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию«Свойства и качества стекла» Воспитатель 1кк Масликова Елена ВладимировнаНепосредственно образовательная деятельностьс детьми старшего дошкольного возраста в группе комбинированного типаЛексическая тема: ПосудаТема опытно-экспериментальной деятельности: Свойства и качества стеклаОбразовательное направление: познавательное развитие Образовательная деятельность: познавательное развитиеЦель: Формирование предпосылок поисковой деятельности. Развивать познавательную активность, интерес к предметам рукотворного мира.Задачи:Коррекционно-образовательные:- Познакомить детей со свойствами и качествами стекла: холодное, гладкоетонкое – толстое, твердое, прозрачное, водонепроницаемое, хрупкое. Показать, как свойства и качества стекла используют люди при изготовлении предметов.- Уточнить представления о профессиях людей: стекловар, стеклодув.- Упражнять детей в умении обследовать предметы с помощью сенсорных эталонов, выделяя их качества и свойства, руководствуясь указаниями воспитателя, рассказывать о результатах обследования, опираясь на схемы – карточки.Коррекционно-развивающие:- Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать умозаключения, выводы, развивая психические процессы.- Закрепить умение образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными по родам.- Развивать связную, доказательную речь, умение отвечать предложениями. Коррекционно-воспитательные:- Сформулировать правила безопасного обращения со стеклянными предметами на основе полученных знаний.- Формировать эмоциональную отзывчивость к красоте изделий из стекла.- Воспитывать в детях уважение к людям труда и бережное отношение к окружающим предметам из стекла. Методы и приемы:- игровые (проблемно – игровая ситуация, дидактические игры, упражнение- имитация);- наглядные (наблюдение за поисково-экспериментальной деятельностью, схемы-карточки, показ картинок предметов из цветного стекла, показ способов действия, поиск предметов из стекла);- словесные (беседа, загадка, вопросы, пояснение, описательный рассказ);- практические (самостоятельная опытно-экспериментальная деятельность). Оборудование и материалы:- демонстрационный: стеклянный стакан, железная кружка, бумажный стакан, миска, доска, карточки по сенсорному обследованию предметов, карточки схемы по свойствам и качествам стекла, посуда из дерева, металла, стекла; видео фильм «Выдуваем стекло», иллюстрации предметов из цветного стекла, предметы из стекла: лампочка, аквариум, окно, очки, градусник; стеклянные баночки разного небольшого размера, корзинка.- раздаточный: маленький тонкий стакан, большой толстый стакан, бумажный стакан, маленькие игрушки, бумажный стакан, по одному карандашу каждому ребенку, мыльные пузыри. Ход совместной деятельностиВводная частьКоммуникативная игра «Я твой друг». Дети стоят в кругу, произносят слова и выполняют движения в соответствии с текстом: Я - твой друг, и ты - мой друг. Встали дружно в общий круг. Вместе за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся.Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»Язычок гулять собрался Он умылся, причесалсяНа прохожих оглянулсяВправо, влево повернулсяВниз упал, наверх полезРаз- и в домике исчез!Проблемно - игровая ситуация. Воспитатель: Ребята, кто-то к нам идёт?Маша: Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости, за помощью. Наварила я медведю много варенья из шишек, моркови, ягод, грибов. Но не знаю, в чём из этого можно хранить варенье? Вы мне поможете в этом разобраться?Воспитатель: Ну что, поможем Маше?Дети: Да.Воспитатель: Ребята, а ваши мамы, готовят варенье? А какое оно, жидкое или густое? А во что его разливают? Дети: В банки. Воспитатель: Из чего сделаны банки? Дети: Из стекла. Воспитатель: Давайте поможем Маше разобраться, почему варенье хранят в стеклянных банках? (Дети садятся за столы.)Основная частьЭкспериментально - поисковая деятельностьВоспитатель: Что у вас стоит на столе? Дети: Стакан. Воспитатель: Из какого материала он сделан? Дети: Из стекла. Воспитатель: Птрогайте стекло. Какое оно? Дети: Холодное. (Спросить нескольких детей, какое стекло. Показать детям карточку - «снежинку», поставить.) Стекло холодное. Воспитатель: Погладьте большой стакан. Какой он? Дети: Гладкий Стекло может быть гладким. (Показать карточку.) Дети: Потрогайте маленький стакан. Какой он по толщине? Дети: Тонкий. Воспитатель: Расскажите, про маленький стакан, какой он? (Показываю на карточку «снежинку».) Дети: Маленький стакан холодный, гладкий, тонкий. Воспитатель: Потрогайте большой стакан. Какой он по толщине? Дети: Толстый. Воспитатель: Расскажите, про большой стакан, какой он? (Показываю карточку «Бревно толстое и тонкое») Значит, стекло может быть толстым и тонким. Воспитатель: Возьмите бумажный стаканчик. Он твердый или мягкий? Его можно смять? Сомните? А стеклянный стакан можно смять? Почему? Дети: Твердый. (Показать карточку «Камень») Воспитатель: Значит, стекло какое?Дети: Стекло твердое.Маша: Дети, я так много узнала нового про стекло. А теперь давайте отдохнем и поиграем. Вы закроете глаза, я спрячу в предметах посуды игрушки, а вы отгадаете, какие игрушки я спрятала (Маша кладет в стеклянную посуду игрушки, дети, открыв глаза, сразу называют игрушки) Маша: Дети играли не честно, вы подсматривали. (играют еще раз, Маша прячет игрушки в железную посуду) А какие игрушки у меня в железной кружке? Почему не видно? А почему в стеклянной посуде было видно? Дети: Стекло прозрачное, через него все видно. Маша: Найдем карточку, обозначающую прозрачность стекла (показать карточку.) Воспитатель: Ребята, где используется свойство стекла – прозрачность, в жизни в быту. Дети: Окна, очки, часы, аквариум, люстры, лампочки, стекла в машине, градусник. Маша: Я знаю, где еще? Разолью варенье по банкам и сразу видно, в какой банке яблочное, малиновое, вишневое варенье. Ой, дети, я игру придумала. Я буду называть плод, из которого сварено варенье, а вы назовете, какое это варенье (яблочное, малиновое, вишневое и т. д.) Отвечает тот, кому я брошу мяч.Игровое упражнение с мячом: «Какое варенье?» Воспитатель: Маша, ещё не всё узнали про свойства стекла.Воспитатель: Что я делаю? Дети: Наливаете воду в стакан. Воспитатель: Вода вытекает из стакана? Дети: Нет. Воспитатель: Стекло не пропускает воду, значит вода не проникает через стакан. Это называется водонепроницаемость. Повторите стекло водонепроницаемое. (Схема – карточка. Налить воду в бумажный стакан.) Воспитатель: Что произошло? Дети: Бумага намокает и рвется. Ребята, можно Маши разливать варенье в бумажный стакан? Почему? А в стеклянные банки? Почему? Маша: Ребята, а если я постучу по стеклу тихонько карандашом… послушайте, какой красивый, мелодичный звук слышится… Стекло звучит как колокольчик. Стекло издает мелодичный звук. (Схему – карточку «колокольчик» поставить на доску.) - Воспитатель: Ребята, а если сильнее по стеклянному предмету постучать или уронить, что может случиться? Дети: Разобьется. Воспитатель: Значит стекло какое?Дети: Секло хрупкое. (Схема – карточка «битого стекла») Воспитатель: Если взять в руки битое стекло или наступить на него, то, что может произойти? Дети: Можно порезаться, пойдет кровь. Воспитатель: Со стеклом, ребята, нужно обращаться осторожно, аккуратно. Нельзя стеклянные предметы бросать, бить палкой, камнем. Осколок от стекла может вас поранить. Воспитатель: Ребята, давайте Маши расскажем, какое стекло. (По схемам - карточкам на доске.)Воспитатель: Ребята, назовите посуду из стекла. А теперь назовите посуду со словом «стеклянная». Например, стеклянная чашка, стеклянный бокал, стеклянная тарелка, стеклянная салатница и т.д.Маша: Ребята, сейчас посмотрим насколько вы внимательные. Д/игра «Какого предмета не стало?» (Дети закрывают глаза, кукла Маша убирает один предмет. Дети открывают глаза и называют, какого предмета не стало.) Например, нет стеклянной тарелки. (Дети встают около другого стола, на котором лежат картинки предметов из цветного стекла: бабочки, петух, цветок, птица, богомол, ваза.) Воспитатель: Ребята, стекло еще бывает цветным, его используют для украшения. (Рассмотреть и назвать предметы из цветного стекла.) Воспитатель: Ребята, давайте Маши сделаем подарок. Дети: Подарим Маши стеклянные банки под варенье. Воспитатель: Маша, а ты знаешь, где можно взять стеклянные баночки? Маша: Нет.Воспитатель: Дети, а вы знаете? Презентация «Стеклодув».Воспитатель: Ребята, стекло – это не природный материал, его придумали люди. Человек, который варит стекло, называют стекловаром. Человек, который делает предметы из стекла, называют стеклодувом. Он набирает в трубочку жидкое стекло и начинает выдувать стеклянные фигурки, предметы, новогодние шары.Воспитатель: Давайте представим, что вы стеклодувы и будите выдувать «стеклянные игрушки» Что ты выдуваешь? Какая у тебя игрушка? (Маша говорит детям спасибо и уходит.)Заключительная частьВоспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Как нужно обращаться со стеклом? Как называется профессия человека, который варит стекло? Как называется профессия человека, который выдувает предметы из стекла? Что понравилось?
-