Публикации Картотека игр, направленных на ознакомление детей с профессиями ближнего окружения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Картотека игр, направленных на ознакомление детей с профессиями ближнего окружения
Автор: Темурджановна Татьяна Александровна

Картотека игр, направленных на ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями ближнего окруженияПояснительная записка:Данная картотека направлена на систематизацию игр и упражнений, направленных на ознакомление детей младшего дошкольного возраста с профессиями. Картотека игр и упражнений необходима для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с профессиями ближнего окружения ребёнка.Основанием для подбора игр и упражнений стали возрастные особенности детей второй младшей группы, а также задачи, представленные в ФОП ДО и реализуемые в данной возрастной группеОписание игр/упражнений:-Название игры: «Кому какой предмет?»-Цель игры: соотнести карточки предметов, необходимых для определённой профессии с карточками с изображением человека определённой профессии.-Количество участников: от 3х участников, включая воспитателя.-Возраст детей: 3-4 года-Инструкция, правила игры: Воспитатель показывает детям карточки с изображением таких профессий как продавец, повар и врач, а также перемешанные карточки с изображением предметов, необходимых для этих профессий. Воспитатель предлагает детям соотнести предметы с профессией, в которой они используются и рассказать, что это за предметы, и какие действия с ними совершаются.-Какие атрибуты/материалы потребуются: карточки с изображением людей, определённой профессии: врач, повар, продавец; карточки с предметами, используемыми в этих профессиях: кастрюля, поварёжка, нож, фонендоскоп, шприц, градусник, кассовый аппарат, корзина с продуктами, счёты.-Усложнение условий игры: добавление новых профессий и предметов, необходимых для этих профессий.-Присутствие взрослого/дети могут играть самостоятельно: присутствие взрослого обязательно-Где можно играть (в помещении, на улице): в помещении.Название игры: «Кто что делает?»-Цель игры: назвать действия, которые выполняет человек определённой профессии (строитель, продавец, врач, повар, воспитатель).-Количество участников: от 2х участников, включая воспитателя-Возраст детей: 3-4 года-Инструкция, правила игры: Воспитатель показывает детям карточки с изображением различных профессии и спрашивает детей. Какие профессии изображены на карточках. Далее воспитатель предлагает назвать одну из профессий и рассказать, что делает человек этой профессии, чем занимается. Например: «Это врач. Он лечит больных».-Какие атрибуты/материалы потребуются: карточки с изображением людей различных профессий: строитель, продавец, врач, повар, воспитатель.-Усложнение условий игры: добавление новых карточек с профессиями, добавление новых вопросов о профессиях.-Присутствие взрослого/дети могут играть самостоятельно: присутствие взрослого обязательно.-Где можно играть (в помещении, на улице): в помещении.Название игры: «Магазин»-Цель игры: проигрывать действия продавца и покупателя в соответствии реальными действиями этих людей и в соответствии с инструкцией.-Количество участников: от 5 участников, включая воспитателя.-Возраст детей: 3-4 года-Инструкция, правила игры: Воспитатель говорит о том, что дети будут играть в магазин. Предлагает детям выбрать роли продавца и покупателей, показывает оборудование, с которым они будут играть и предлагает покупателям выбрать товары, пройти на кассу, а продавцам просканировать товар, назвать сумму покупки и принять деньги. Воспитатель напоминает детям о вежливом общении друг с другом, взаимопомощи при необходимости.-Какие атрибуты/материалы потребуются: игрушечный кассовый аппарат, полки с игрушечными товарами, муляжи денег и кошельков, весы, корзина для покупок, формы для чеков.-Усложнение условий игры: добавление ролей (охранник, уборщица, администратор)-Присутствие взрослого/дети могут играть самостоятельно: присутствие взрослого обязательно.-Где можно играть (в помещении, на улице): в помещении.Название игры: «Найди профессию»-Цель игры: найти и показать профессию, в которой человек выполняет действия, названные воспитателем.-Количество участников: от 2 участников, включая воспитателя.-Возраст детей: 3-4 года-Инструкция, правила игры: Воспитатель показывает детям карточки с изображениями людей различных профессий: воспитатель, помощник воспитателя, повар, врач, продавец, и просит назвать изображенные профессии. Далее воспитатель называет действие, а дети показывают соответствующую карточку с изображением профессии, в которой человек выполняет это действие.-Какие атрибуты/материалы потребуются: карточки с изображением людей различных профессий: воспитатель, помощник воспитателя, повар, врач, продавец.-Усложнение условий игры: добавление новых действий; добавление новых профессий.-Присутствие взрослого/дети могут играть самостоятельно: присутствие взрослого обязательно.-Где можно играть (в помещении, на улице): в помещении.Название игры: «Назови профессию»-Цель игры: найти и показать карточку с изображением человека определённой профессии, которую назвал воспитатель.-Количество участников: от 2х участников, включая воспитателя.-Возраст детей: 3-4 года-Инструкция, правила игры: Воспитатель показывает детям карточки с изображением людей различных профессий (строитель, повар, врач, продавец, воспитатель, помощник воспитателя, парикмахер). Далее воспитатель называет определённую профессию. И просит детей найти карточку с изображением человека этой профессии и показать её.-Какие атрибуты/материалы потребуются: карточки с изображением людей различных профессий: строитель, повар, врач, продавец, воспитатель, помощник воспитателя, парикмахер.-Усложнение условий игры: при показе карточек называть действия, выполняемые человеком определённой профессии; называть предметы, которые использует человек профессии, которую назвал воспитатель.-Присутствие взрослого/дети могут играть самостоятельно: присутствие взрослого обязательно.-Где можно играть (в помещении, на улице): в помещении.СЦЕНАРИЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Кому какой предмет?»Возрастная группа: вторая младшаяЦель (детская): соотнести карточки предметов, необходимых для определённой профессии с карточками с изображением человека определённой профессии.Задачи (детские):Дидактическая (обучающая): соотнести 3 карточки предметов, необходимых для определённой профессии с карточкой с изображением человека определённой профессии: карточки, с изображением кастрюли, поварёжки и ножа с карточкой, с изображением повара; карточки фонендоскопа, шприца и градусника с карточкой, с изображением врача; карточки с изображением игрушки, книжки и ноутбука с карточкой, с изображением воспитателя.Воспитательная: внимательно слушать инструкцию воспитателя; не отвлекать других и не отвлекаться самому; аккуратно обращаться с дидактическим раздаточным материалом; работать только со своим дидактическим раздаточным материалом; отвечать на вопросы воспитателя не перебивая других.Игровая: помочь Масе распределить предметы по профессиям, в которых они используются.Подготовительная работа: изготовить дидактический раздаточный материал.Сценарий хода игры:1.Организационно-мотивационный этап Дети, посмотрите, у нас сегодня в гостях Мася из Фиксиков. Внимательно послушайте, что она хочет нам сказать?Мася: Мне поручили задание распределить какие предметы в какой профессии используются, но я не знаю об эти профессиях ничего. Поможете мне распределить предметы, которые необходимы для каждой профессии? 2.Основной этапДети, перед вами лежат карточки с изображением предметов, которые необходимы для таких профессий, как врач, повар и воспитатель. Кто мне назовёт, какие предметы изображены на карточках?Среди карточек есть карточка с изображением фонендоскопа. Это прибор, используемый для прослушивания лёгких. Предлагаю повторить название этого прибора.Рядом с этими карточками лежат карточки с изображением людей определённой профессии. Кто мне назовёт, где какая профессия? Какие из этих профессий есть в нашем детском саду?Предлагаю вам соотнести каждую карточку с изображением определённого предмета с карточкой, на которой изображен человек определённой профессии, в которой он используется. Перед тем, как соотносить карточки предмета и изображения человек определённой профессии, называйте предмет, для чего он используется, и в какой профессии он нужен. После этого кладите карточку рядом с карточкой, на которой изображен человек этой профессии. Берите карточки по очереди и аккуратно с ними играйте.2.1. Этап ознакомления с материалом: объяснение игровой задачи и правил игры. Для детей 4-7 лет дается установка на соревновательный характер игры (это игра-соревнование, победит тот, кто выполнит все задания и наберет большее количество баллов (кто первым выполнит все задания)), для детей 3-4 лет – без установки на выигрыш.Детям объясняются правила игры:Виды правил:- нормативные правила (задают способ регуляции совместной деятельности): действовать со своим набором предметов, располагать предметы по указанию воспитателя после проговаривания каждого предмета и его назначения.- игровые правила (правила действия и правила общения): начинать игру по сигналу воспитателя, согласовывать действия с воспитателем при размещении карточек на игровом поле.- правила установления выигрыша: во второй младшей группе правила выигрыша не устанавливаются.2.2. Этап выполнения игровых действий1. Определение очередности хода: Дети начинают выполнять игровые действия по очереди, следуя словесной инструкции воспитателя.2. Игровые действия: дети размешают на столе перед собой карточки, группируя их по предметам, необходимым для определённой профессии. Дети обозначают в речи, какие предметы изображены на карточках, для чего они необходимы и в какой профессии они используются.3. Заключительный этап:Дети, вы хорошо справились с заданием и смогли распределить предметы, которые необходимые для каждой профессии. Кто мне скажет, какие предметы необходимы для врача? А какие предметы необходимы для повара? А какие предметы необходимы воспитателю? Кто мне покажет, где у нашего воспитателя лежат эти предметы? Сколько предметов получилось для каждой профессии? А кто помнит, как называется прибор для прослушивания лёгких? Правильно, фонендоскоп. Мася передаёт вам огромное спасибо за то, что вы помогли ей справить с порученным заданием и распределить предметы для каждой профессии, в которой они необходимы. Теперь она может идти выполнять следующие задания. Если ей снова понадобится помощь, поможем ей?Дети, вам понравилось помогать выполнять порученное задание Масе? Что вы помогали ей делать? Расскажите, как вам удалось правильно распределить карточки с изображением предметов с карточками, на которых изображены людей определённой профессии, в которой эти предметы необходимы?
-