Публикации КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТМНР. Тема: «Один и много. Большой и маленький».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТМНР. Тема: «Один и много. Большой и маленький».
Автор: Шлыкова Мария Евгеньевна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТМНР.Тема: «Один и много. Большой и маленький».Целевая группа: дети с ТМНР (уровень развития 2-4 года, с различными формами коммуникации).Количество детей: 2-3 (индивидуальная или малогрупповая форма с двумя педагогами/ассистентами).Продолжительность: 15-20 минут.Цель: формирование элементарных математических представлений через сенсорный опыт и предметно-практическую деятельность.Задачи:1. Образовательные: * Учить дифференцировать понятия «один» и «много» на основе тактильного, зрительного и слухового восприятия. * Учить сравнивать предметы по величине («большой» и «маленький») через манипуляции.2. Коррекционно-развивающие: * Развивать сенсорное восприятие (тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое). * Развивать коммуникативные навыки (зрительный контакт, выражение согласия/несогласия, выбор). * Развивать манипулятивные действия и зрительно-моторную координацию. * Стимулировать познавательный интерес.3. Воспитательные: * Создавать ситуацию успеха и положительного эмоционального фона. * Формировать умение действовать по очереди (в малой группе).Принципы урока: индивидуальный подход, полисенсорность, посильность, повторяемость, связь с бытовыми ситуациями.Оборудование и материалы:* Сенсорные мешочки/коробки: с одинаковыми мягкими мячиками (много) и одним колокольчиком/погремушкой.* Контрастные по величине предметы: большой и маленький мячи (текстурные, с бубенчиками внутри), большая и маленькая коробки/ведерки.* Дидактическая игрушка: пирамидка с контрастными по размеру кольцами (2-3 кольца).* Бытовой предмет: большое и маленькое полотенце.* Музыкальное сопровождение: спокойная фоновая музыка, бубен.* Адаптивные средства коммуникации: PECS-карточки («хочу», «еще», «стоп», «большой», «маленький»), переключатель для включения музыки.Структура и ход урока:Этап урока. Содержание деятельности педагога и детей. Коррекционные приёмы и адаптация.1. Организационный момент. «Здравствуй! (2-3 мин). Педагог эмоционально приветствует каждого ребенка, называя по имени. Помогает (при необходимости) совершить «приветственное действие»: дать пять, коснуться ладошкой, помахать, обменяться карточкой «Привет». Цель: установить контакт, настроить на занятие. Тактильный контакт (если ребенок его принимает), использование голоса разной интонации и громкости. Индивидуальный выбор формы приветствия для каждого ребенка. 2. Сенсорная разминка. «Что в мешочке?» (3-4 мин).Педагог дает ребенку сенсорный мешочек с многими одинаковыми мягкими шариками. Просит нащупать: «Здесь МНОГО шариков». Затем дает другой мешочек, где лежит ОДИН звонкий предмет (колокольчик). «А здесь ОДИН. Послушай». Цель: дать кинестетическое и слуховое ощущение «один» и «много». | Акцент на ощущениях: «много» – можно перебирать, сжимать горсть; «один» – взять в руку, потрясти. Для незрячих детей – усиление слухового и тактильного контраста. 3. Основная часть. Игра «Большой и маленький» (5-6 мин).А) С мячами: педагог кладет перед ребенком БОЛЬШОЙ и МАЛЕНЬКИЙ мячи. Дает потрогать, прокатить, обхватить руками большой мяч и взять в ладошку маленький. Комментирует: «Это БОЛЬШОЙ мяч, а это МАЛЕНЬКИЙ».Б) С коробками: предлагает соотнести мячи по величине с коробками: «Большой мяч – в большую коробку. Маленький – в маленькую». Помогает физически, если нужно.В) С пирамидкой: упрощенная задача: надеть на стержень сначала большое кольцо, потом маленькое. Или просто дать потрогать и сравнить кольца. Физическая помощь «рука в руке». Использование контрастных цветов (желтый-синий). Вербальная речь дублируется жестом (руки разводят для «большой», сближают для «маленький»). Использование PECS-карточек для выбора («Какой будем брать?»). 4. Динамическая пауза. «Собери много!» (3-4 мин).Педагог рассыпает на полу (или на столе) много легких шариков или помпонов. Под веселую музыку или звуки бубна предлагает детям вместе собрать их в большую миску. Комментирует: «Ох, как МНОГО шариков! Давай соберем ВСЕ!». Когда собрали, показывает пустой пол: «Теперь здесь НИ ОДНОГО, пусто». Дети, которые не могут собирать руками, могут задевать шарики ногой, толкать указкой или просто наблюдать за действием педагога, который совершает его рукой ребенка. Важен эффект общего действия и результат. 5. Закрепление. «Вытираем ручки» (2-3 мин). После паузы педагог говорит: «Мы потрудились, нужно вытереть ручки». Показывает БОЛЬШОЕ и МАЛЕНЬКОЕ полотенце. Спрашивает у ребенка (вербально или с помощью карточек): «Каким вытрем? Большим?». После вытирания рук акцентирует: «Молодец, взял БОЛЬШОЕ полотенце». Цель: связать понятие с бытовой ситуацией. Использование реальных бытовых предметов усиливает практическую значимость. Дается возможность выбора, что повышает мотивацию и вовлеченность. 6. Завершение. «До свидания!» (1-2 мин). Педагог подводит итог: «Сегодня мы играли с большим и маленьким, собирали много шариков». Дает ребенку положительную обратную связь («Умница, здорово играл!»). Совершает ритуальное действие прощания (как и приветствия). Закрепление положительной эмоциональной реакции. Важен четкий сигнал окончания занятия. Критерии успешности (для педагога):* Ребенок проявляет интерес к материалам (смотрит, тянется, улыбается).* Реагирует на контрастные предметы (например, замирает, слушая колокольчик, или активно ощупывает много шариков).* Выполняет действие (или позволяет выполнить его с помощью) по подражанию или инструкции.* Делает простой выбор между двумя предметами (жестом, взглядом, с помощью карточки).Важные замечания:1. Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) используется постоянно: жесты, картинки, предметы-символы.2. Темп урока замедленный, паузы между действиями длиннее, чтобы ребенок успел осмыслить и отреагировать.3. Все материалы безопасны (нельзя проглотить, пораниться), имеют выраженную сенсорную привлекательность (разная фактура, звук, цвет).4. Действия многократно повторяются из урока в урок, усложняясь только тогда, когда ребенок готов (например, выбор из трех предметов вместо двух).5. Главный результат – не механическое выполнение, а получение сенсорного опыта, связанного с математическим понятием, и удовольствие от совместной деятельности.
-