Публикации
Особенности обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в начальной школе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в начальной школе
Автор: Крупинова Ирина Руслановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в начальной школе
Автор: Крупинова Ирина Руслановна
Особенности обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в начальной школе.Вне зависимости от возраста, у детей с РАС наблюдается целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой, когнитивной сфер и поведения в целом. Самые легкие из недостатков развития выражаются в явных трудностях коммуникации, невозможности считывания эмоционального и социального контекста ситуации, социальной наивности, нелепом поведении и других проявлениях. Наиболее тяжелые своеобразия проявляются в отрешенности, невозможности понимания чувств других людей, особенности реагирования на комфорт и дискомфорт монотонно-однообразным характером поведения, наличии большого количества стереотипий, аффективных вспышек и других поведенческих нарушений. Для всех детей с РАС характерна неравномерность созревания и развития психических сфер – когнитивной (включая речевую), эмоциональной и волевой. У них «измененная» чувствительность – либо избирательно повышена, либо заметно снижена реакция на тактильные и сенсорные раздражители, проявляющаяся следствием снижения или повышения порогов чувствительности. Поведение отличается автономностью, «ритуальностью». Неотъемлемой частью такого поведения являются своеобразные повторяющиеся действия, достигающие значительной сложности. В поступках и действиях такого ребенка часто доминируют разнонаправленные аффекты, влечения, отсутствует единство и внутренняя логика переживания событий и понимания явлений. Во внешнем облике детей часто выделяется особый взгляд или взгляд, обращенный в пустоту, как бы сквозь собеседника. Моторная деятельность угловатая, движения неритмичные, а в случаях дискомфорта, тревоги, неопределенности могут возникать различного рода стереотипии. Стереотипии могут возникать как общей моторики, так и тонкой – в пальцах, кистях рук, а также ходьба на цыпочках, однообразный бег и прочие двигательные навязчивости. Речь обычно специфически модулирована – иногда в высокой тональности, иногда монотонная, интонационно обедненная, часто «рубленая». Следует отметить, что речь детей с РАС не направлена на коммуникацию с собеседником. Кроме того, в речевом общении отсутствует экспрессия, жестикуляция, в различной степени нарушены мелодическая и темпо-ритмическая стороны речи. Часты эхолалии, иногда наблюдается бессвязность речи, одной из характерных особенностей является проявление вариативных трудностей при выстраивании диалога. Экспрессивная речь часто развивается с отставанием. Наблюдаются и значительные трудности в усвоении сложной речи окружающих, которые выражаются в невозможности понимания подтекста, юмора, скрытого смысла высказываний, метафоризации. При всем разнообразии и специфике развития можно выделить общие для всех детей с РАС особенности развития, как отдельных психических функций, так и психических сфер в целом:- общая закономерность психического развития аутичного ребенка искажена – уровень развития познавательной, эмоциональной и волевой сфер различен относительно возраста и социально-психологического норматива; - основные проблемы ребенка лежат в социально-эмоциональной сфере и сфере взаимодействия с другими людьми;- поведение носит стереотипный, повторяющийся характер;- отчетливо проявляется выраженная эмоциональная дефицитарность и незрелость, большая уязвимость в контактах;- часто ребенок имеет более раннее развитие отдельных способностей и умений по сравнению с физическим и социально-эмоциональным уровнем его развития;- у ребенка имеются специфические трудности социальной адаптации (не учитывает социально-эмоционального контекста ситуации, не понимает юмор, переносный смысл); - ребенок имеет причудливые интересы, страхи, он крайне избирателен в общении, еде, тяжело переживает изменения в окружающем;- чаще всего ребенок имеет трудности управления своим поведением, трудности контроля и программирования своего поведения, нуждается в большом объеме и длительности организующей помощи взрослого.Это объясняет, почему у детей с РАС наблюдаются некоторые характерные особенности учебного поведения, а именно:- ребенок трудно адаптируется в любой новой или измененной ситуации;- он лучше себя чувствует и ведет в привычно структурированной, стереотипной обстановке;- у ребенка часто возникают трудности при восприятии фронтальных инструкций и заданий, подразумевающих самостоятельную работу; - нуждается во введении четких алгоритмов или стереотипов деятельности в процессе обучения; - легче адаптируется, имея определенные опоры в виде расписаний, схем или планов деятельности; - имеет большую латентность в ответах, а иногда, наоборот, мгновенность по сравнению с другими детьми; - затрудняется при необходимости отвечать у доски, с места или письменно; - темп, работоспособность и продуктивность деятельности ребенка с РАС в целом снижены, иногда – неравномерны; - часто ребенок демонстрирует обидчивость и «отличную память» на ситуации, вызвавшие обиду, что выявляет недостаточную критичность, адекватность, трудность анализа собственного поведения;- такой ребенок не принимает трудности и неудачи, которые вызывают резкие, с бурным негативизмом эмоциональные реакции, вплоть до отказа от деятельности;- ребенок с РАС нуждается в частом и позитивном, без иносказаний и метафор одобрении его деятельности; - письменную речь такой ребенок часто может воспринимать легче, чем устную;- ребенок лучше понимает материал, если он видит соответствующее изображение.Нарушения в эмоционально-волевой сфере, характерные для детей с РАС, чаще всего проявляются в искажении эмоционального реагирования, трудностях с регуляцией поведения и социальной адаптации, а именно: - у ребенка возникают трудности установления взаимодействий и отношений как с детьми, так и со взрослыми;- отмечаются трудности, вплоть до невозможности анализа и «считывания» эмоционального контекста ситуации, в том числе и коммуникативные;- для ребенка часто характерна чрезмерная ранимость и уязвимость по отношению к себе, вплоть до неадекватности в контактах;- у ребенка выраженная эмоциональная и волевая незрелость, своеобразный «инфантилизм»;- часто переживания ребенка выглядят механистичными, трудно заметить искренность в демонстрируемых чувствах по отношению к другому, они могут не проявляться или быть парадоксальными.К эффективным педагогическим практикам воспитания и обучения детей с РАС можно отнести наглядные, практические и словесные методы обучения.Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с РАС.Наглядные средства – схемы, четкие плакаты, инструкции, и в особенности, расписания, которые позволяют ребенку с РАС лучше адаптироваться в окружающем пространстве, лучше ориентироваться как в помещении, так и в процессе учебной деятельности. К понятным и действенным наглядным средствам можно отнести следующее: - визуализации режима дня, плана урока, правил поведения; - наглядное подкрепление любой информации, смысловых, межпонятийных связей (создание смысловых историй, несущих содержательную нагрузку).В первую очередь, необходимость организации режима дня и введения расписания связана с тем, что различные явления окружающего мира и события, происходящие с ребенком, часто в его сознании не связаны с определенными временными рамками. У ребенка с РАС с трудом формируется структура времени, в результате чего оказывается несформированным понимание последовательности событий. Ребенок не знает когда и что можно делать, не может самостоятельно планировать собственное время, что часто приводит к нарушениям поведения. Также важно помнить, что склонность к стереотипам обеспечивает определенную безопасность ученику с РАС. Именно для этой цели служит создание расписания, которое должно иметь определенную последовательность и повторяемость. Тогда картина мира в сознании ребенка становится более упорядоченной, предсказуемой, а спланированная жизнь поможет структурировать его поведение и избежать многих страхов, аффективных срывов. Расписание позволяет ребенку следовать распорядку дня, справляться с тревогой, избегать конфронтации со взрослыми, а также дает возможность учащемуся получить ощущение достижений. Ввиду того, что у детей с РАС недостаточно сформировано понимание речи, необходимо, чтобы расписание было визуальным.Помимо составления расписания школьного дня, очень важно четко планировать деятельность ученика с РАС в течение урока. Введение подобного расписания поможет учителю в следующем: во-первых, упорядочить деятельность на уроке; во-вторых, уменьшить беспокойство; в-третьих, установить определенные правила поведения; и, наконец, обеспечить видимое средство ожидания смены деятельности. Таким образом, визуализация плана урока позволяет следовать плану урока, повышает уровень самостоятельности ребенка, позволяет ученику подготовиться к смене деятельности, усвоить основные заведенные действия на уроке, почувствовать достижимость намеченного и способствует избеганию конфронтации с учителем.Особенности восприятия и понимания лексико-грамматических конструкций, фразеологических оборотов речи, абстрактных понятий делают невозможным стандартное преподнесение учебного материала на основе устной речи. Учителю важно помнить, что весь учебный материал должен подкрепляться визуальным рядом, а также выполнением практических заданий. Для обучения детей с РАС очень хорошо подходит китайский принцип: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю». Применение наглядности подкрепления информации оправдано при преподнесении любого учебного материала. Наглядная демонстрация связей между понятиями. Недостаточная способность к обобщению вызывает трудности в выстраивании связей между понятиями, вследствие чего они могут восприниматься изолированно. Это означает, что ребенку необходимо наглядно демонстрировать, как одно понятие связано с другим. Наблюдаемое поведение ребенка с РАС, которое может истолковываться как простые капризы или непослушание, может иметь целый ряд значений. Например, оно может выражать потребность в помощи или внимании, уход от стрессовых ситуаций, желание получить какой-либо предмет, недопонимание, протест против не желаемых событий и т.д. Для того чтобы ученики быстрее привыкли к школьным правилам рекомендуется провести для них дополнительное обучение правилам поведения на уроке. Для начала необходимо ввести общие правила для всего класса. Фраза формулировки должна быть короткой, все слова в ней должны быть понятны, и не следует использовать в формулировках частицу отрицания. Поскольку у детей с РАС часто затруднено восприятие устной речи, рекомендуется сделать наглядное напоминание правил поведения. Учеников с РАС необходимо специально обучать элементарным правилам социального поведения. Популярная и действенная стратегия решения данной закономерности – социальные истории, которые помогают людям в спектре аутизма чувствовать и понимать социальные ситуации. Социальные истории, как конструктивно значимые повествования, разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка, с учетом его возможностей, с использованием и осмыслением впечатлений и событий его индивидуального опыта. Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с РАС.Индивидуальная корректировка объема задания.Перед началом ознакомления с новой темой необходимо проводить анализ планируемых заданий с точки зрения объема, специфики преподнесения и возможности выполнения. Следует установить границы задания. Во время предъявления задания необходимо сразу обозначить объем выполняемой работы. Задания должны иметь начало и конец, чтобы ребенок имел четкое представление о том, что от него требуется и в каком объеме.Необходимо сократить объем заданий. Очень часто для закрепления того или иного навыка, а также для проведения оценки его сформированности, достаточно небольшого объема задания. Предъявляйте задания маленькими частями – это поможет избежать путаницы в инструкциях, перескакивания с одного задания на другое и паники при виде большого объема. Для этого удобно использовать отдельные карточки с заданиями. Замените задание другим. Анализируя индивидуальные трудности ученика с РАС, необходимо определить, какая форма задания будет оптимальна для того или иного ученика.Побуждение к самостоятельному поиску информации.Многие дети с РАС затрудняются в проявлении инициативы. При обучении в школе, как и в любой социальной интеракции, умение искать определенную информацию является важным навыком. Подобные задания обеспечивают возможность альтернативного получения информации, кроме чтения учебника и прослушивания объяснения. Обучение переносу знаний.Недостаточная способность к обобщению детей с РАС вызывает трудности в выстраивании связей между понятиями, а также затрудняет перенос знаний в жизненные ситуации. Следовательно, для генерализации навыков необходимо все понятия связывать с жизненными ситуациями ребенка, используя на уроке большое количество практических заданий.Обучение работе в паре, в группе. Необходимо избегать перегрузок в учебе и общении, помня о том, что любая работа и общение в группе предъявляют дополнительные требования к ребенку с РАС. Следует избегать планирования заданий, требующих максимальной вовлеченности в общение. Если на уроке акцент делается на совместную работу с другими детьми, то сами задания должны находиться в рамках способностей ребенка с РАС. Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с РАС.Адаптация устной речи. Необходимо принимать во внимание трудности, связанные с нарушением развития речи и коммуникации при РАС. Трудность понимания устной и письменной речи, а также буквальность интерпретаций может приводить к искаженному восприятию услышанного и прочитанного, поэтому педагогу следует избегать ироничных или идиоматических выражений, необходимо говорить в размеренном темпе ровным тоном.Обучение выполнению инструкций. Перед тем как дать инструкцию необходимо привлечь внимание учащегося, обязательно называя его по имени. Также следует помнить, что некоторые дети с РАС не могут одновременно воспринимать визуальные и речевые сигналы, они не могут слушать и видеть в одно и то же время, поэтому ошибочно просить их слушать информацию и выполнять одновременно какое-либо задание, например, записывать или подчеркивать.Используйте несложные объяснения, так как многоступенчатые инструкции могут вызывать сильное замешательство у детей с РАС. Проверяйте правильность понимания услышанного. Если ученик не понимает фразу, то не используйте перефразирование, а сократите объяснение до ключевых слов.Избегайте длинных глагольных цепочек в объяснениях ввиду того, что ученики с РАС плохо запоминают последовательность. Работа над обогащением словаря. Во время предъявления темы проводите отдельную работу по обогащению словаря. Не следует полагать, что дети воспринимают слова и понятия без специального обучения понимания синонимов, абстрактных понятий. Дети с РАС нуждаются в том, чтобы ключевые идеи или понятия были четко выражены.Обучение ответам на вопросы. Обработка речи у детей с РАС может быть намного медленнее, чем у детей с нормальным развитием. Поэтому давайте учащемуся достаточно времени для осмысления вашего вопроса, старайтесь не использовать перефразирование – это может вызвать замешательство. Ребенку требуется специальное обучение для усвоения готовых образцов, в процессе которого предлагаются короткие и четкие ответы для использования в различных жизненных ситуациях. Адаптация текстов.Для детей с РАС необходимо специально адаптировать тексты, так как упрощение предложений поможет детям с трудностями понимания прочитанного или замедленным темпом чтения успешно работать на уроке. Рекомендуется также производить дополнительный разбор сложных слов и морфологических оборотов.Кроме того, для успешного освоения программного материала по устным предметам, рекомендуется все материалы для прочтения давать для домашней проработки.
