Публикации Личностно-ориентированное обучение как средство развития школьника с ОВЗ в условиях ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Личностно-ориентированное обучение как средство развития школьника с ОВЗ в условиях ФГОС
Автор: Рожкова Алла Александровна

Личностно-ориентированное обучение как средство развития школьника с ОВЗ в условиях ФГОСНемецкий педагог Адольф Дистервег сказал:  "Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить”.Перед каждым педагогом возникает множество проблем, над решением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, ключевые,  а именно: - как обеспечить успешность каждого воспитанника в обучении; - как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебно-воспитательной деятельности; - каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым воспитанником социального опыта. Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.Таким образом, в осуществлении личностно-ориентированного подхода основной целью  является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации ребенка к окружающей среде.В общеобразовательной,  ученик – это  главная фигура образовательного процесса.Проблема организации обучения в коррекционной школе, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы.Психофизические особенности детей с нарушением интеллекта проявляются  как в недоразвитии основных психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.), так и в особенностях высшей нервной деятельности. Дети, у которых ослаблен процесс возбуждения - вялы, медлительны, плохо усваивают всё новое,  учатся с трудом,  но,  в конечном счёте, добиваются удовлетворительных результатов. Новые навыки и умения формируются у таких детей медленно, но усваиваются прочно. У этих детей мало инициативы, самостоятельности. Выработка новых условных связей резко замедленная. Ещё одной особенностью является склонность к охранительному торможению. Во время одного и того же урока ученик то слушает и понимает учителя, то перестаёт его понимать. Ребёнку трудно сосредоточить внимание на чём-либо, всё происходящее вокруг воспринимается неясно, трудно припоминается то, что всегда легко вспоминалось, его умственная работоспособность оказывается резко сниженной. Однако, это снижение временное, проходящее. Но в результате учащиеся не имеют систематических знаний. У всех детей наблюдаются и недостатки памяти, причём эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала.Работая с такими детьми, необходимо считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условие задачи.Соответственно, коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях:а) осуществлять личностно-ориентированный подход к детям;б) предотвращать наступление утомления; в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;г) во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;д) обеспечить обогащение детей знаниями (используя развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.).Внедрение технологий личностно-ориентированного обучения в практику коррекционной школы, прежде всего, находит свое отражение в индивидуальном развитии у ребёнка памяти, логического мышления, умения грамотно высказывать свои мысли, суждения, оценивать себя, отстаивать своё мнение. Учитель условно делит класс на группы. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Таких групп может быть от одной до четырёх.Для осуществления личностно-ориентированного подхода используются разноуровневые программы, которые определяют стратегию обучения каждого ученика, исходя из фактического состояния его здоровья. В  своей работе мы используем дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.Главная задача состоит в том, чтобы исправить дефект недоразвития, помочь ребёнку. Это очень длительный процесс,  который растягивается на годы, и  часто виден только тогда, когда ребёнок стоит на пороге выхода из школы.При выполнении самостоятельной работы учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (в данном случае выбор уровня), но помощь учителя в данном случае все равно необходима, так как ребенок не имеет возможности правильно соотнести по трудности, предлагаемые ему задания.Целесообразность  поуровневого  обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации  образования, творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и интересов.Очень важный компонент личностно-ориентированного обучения - развитие мотивации учебной деятельности. Учащиеся коррекционных школ VIII вида, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению.Чтобы воспитать у ребёнка стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Поэтому в своей работе необходимо делать акцент на развитие мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII  вида на уроках через использование нетрадиционных форм, приемов и методов.Исходя из этого, рассмотрим модель личностно-ориентированного обучения и воспитания в коррекционной школе.Модель личностно-ориентированного подхода  идентичен модели личностно-образовательного подхода общеобразовательной школы:-  разноуровневый подход; - дифференцированный подход; -  индивидуальный подход; -  субъектно-личностный.Нестандартные формы и методы обучения позволяют обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, культуру речи, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика.Эффективность  нетрадиционных форм обучения и воспитания хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-дискуссии – это мощный стимул в обучении и воспитании, это разнообразная и сильная мотивация.Урок как форма реализации личностно-ориентированного обучения младших школьников с ОВЗНеобходимо отметить, что в личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика.Сущность личностно-ориентированного урока в коррекционной школе - не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, то есть опыту их собственной жизнедеятельности, признание самобытности и уникальности каждого ученика, пересмотр ряда профессиональных позиций:- любое новое знание должно опираться на опыт школьников, на их интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности;- при организации личностно-ориентированного урока учитель должен уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы, нужно продумывать не только какой материал будет сообщаться, но и какие знания уже имеются в опыте детей;- обсуждение детских «версий» должно проводиться не в жестко-оценочной форме, а в равноправном диалоге (в этом случае ученики стремятся быть услышанными, высказываются не боясь ошибиться); - подбор дидактического материала к уроку требует от учителя не только объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе над этим материалом;- при подготовке к уроку следует учитывать познавательные, эмоционально-волевые и мотивационно-потребностные особенности учащихся, возможности их проявления в ходе урока;- при подготовке к уроку надо заранее продумать все возможные типы общения, все формы сотрудничества.Педагоги коррекционной школы  для осуществления личностно-ориентированного подхода  должны уметь:- строить работу по выявлению индивидуальных особенностей детей, использовать его при сообщении, закреплении, проверке знаний;- при подготовке к уроку учитывать рекомендации специалистов ПМПК индивидуально для каждого учащегося;- гибко и вариативно предлагать материал  в зависимости от разных ситуаций, возникающих на уроке или занятии;- разнообразить дидактический материал, учитывая индивидуальную избирательность учащихся к содержанию, виду и форме материала;- давать позитивную оценку познавательных усилий ученика, независимо от его успеваемости;- организовывать и проводить на уроке диалог, включая по возможности всех учеников, независимо от их готовности к уроку.      Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить.Необходимо выделить специфические принципы обучения в коррекционной школе:1. Принцип коррекционной направленности в обучении. В основе лежит учение о первичном и вторичном дефекте, учение о компенсации. Этот принцип отражен в программах каждого учебного предмета. Помимо предметов общей подготовки в программу введены специальные дисциплины (социально-бытовая ориентировка). На таких уроках решаются коррекционные задачи.2. Принцип профессионального характера трудового обучения. Школьников обучают доступным профессиям. По окончании коррекционной школы сдают экзамен по труду, на основании которого им присваивают квалификационный разряд. Таким образом, выпускаясь из школы, они уже имеют профессию.3. Принцип взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовки в специальной школе. Направленность всех общеобразовательных предметов на обеспечение необходимой базы для усвоения материала по труду.4. Принцип опоры на сохранные анализаторы. Школьники с нарушением интеллекта часто имеют неполные и неточные знания. Для того, чтобы их сформировать необходимо включать в процесс восприятия все анализаторы.Кроме того необходимо обратить внимание на выполнение основных принципов личностно-ориентированного урока:- стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;    - поощрение стремления учеников предлагать свои способы выполнения задания; - применение заданий, позволяющих ученику самостоятельно выбирать  тип, вид и форму работы;- создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;- обсуждение с детьми в конце урока не только того «что мы узнали», но и того, что понравилось или не понравилось и почему.Учебные занятия предполагают и широкое использование различных технических средств обучения, в том числе и персональных компьютеров, сопровождение некоторых занятий тихой музыкой, свободное перемещение учащихся по классу в процессе занятий, различную расстановку индивидуальных парт для коллективных или фронтальных занятий (круговое расположение парт, соединение индивидуальных парт в общий стол для занятий бригадой и т.д.)Главная цель— создание условий для познавательной активности учеников. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса у детей освоения знаний не произойдёт.       Необходимые условия для развития и совершенствования личности ребёнка: - создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы); -  создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят; - опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся; - использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование положительной я — концепции личности; умение видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать её, принимать;- возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, кружковую работу, участие во внеклассных мероприятиях и т.д.;- возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперёд в плане совершенствования;- педагогическое сотрудничество;-  учёт жизненного опыта каждого ребёнка ( знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений).Предполагаемый результат 1. Повышение качества знаний учащихся. 2. Успешность учебной деятельности. 3. Формирование ученика как личности. 4. Эмоциональное благополучие ребёнка в классе. 5. Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного.Некоторые приёмы и технологии применяемые мною на уроках:1)  Предлагаю ребятам  изобразить животное по описанию. Например: «Мордочка маленькая. Глаза большие, зеленоватые. Усы  длинные, чёрные, тонкие, торчат. Ушки  маленькие, чёрненькие, треугольные, стоят торчком.  Хвост чёрный с белым кончиком, пушистый, длинный. На лапках белые носочки. Окрас  чёрный с белым галстуком на грудке».Читаю ребятам текст-описание. Далее  предлагаю им прочитать текст еще раз. Нарисовать кошку по описанию. Размещаем рисунки на доске. Затем читаем текст вслух, цепочкой, пошагово контролируем изображения кошки на рисунках ребят. Не подходящие по описанию рисунки убираем. Далее  выдаю несколько иллюстраций (заранее подготовленных)  и предлагаю рабо-ту в парах, обсудить и подобрать рисунок, который подходит к описанию.2) Работа с индивидуальными карточками. Ученик получает индивидуальную  карточку, содержащую одинаковые примеры с различными заданиями, выполняет задания самостоятельно. Для каждого ученика карточку подбираю в соответствии с его умственными способностями. После выполнения задания провожу  беседу: Прочитай примеры, в которых находили разность. Прочитай примеры, в которых находили сумму. К какому результату надо прибавить 9, чтобы получить 90? В данном случае метод беседы сочетается с методом самостоятельной работы ученика. Такое сочетание в практике необходимо, а использование индивидуальных карточек активизирует ребенка в процессе беседы. Ситуация успеха дает возможность вовлекать ученика в работу по выполнению дальнейшихзаданий. (Технология индивидуального обучения)3) Применение на уроках различных дидактических игр дает возможность применять здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Например, при изучении темы «Овощи»  на уроках развития речи можно организовать «поход» в магазин. Дети учатся дифференцировать в данной игре овощи и фрукты, развивают связную устную речь, прививаются коммуникативные навыки. На таких уроках утомление минимальное. В данной игре применимы технологии саморазвивающего обучения: саморазвитие личности в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме).4) На уроках изобразительного искусства часто применяю технологию поддержки ребенка. Учащиеся с недоразвитием мелкой моторики часто затрудняются самостоятельно выполнить рисунок. Предлагаю сделать выбор – например, по теме «Рисуем игрушечный домик» можно предложить два варианта выполнения рисунка: самостоятельно или по обводке. Неуверенный в своих силах ребенок,  получает  возможность получить положительную оценку. На первых уроках изобразительного искусства предлагаю ребятам выбрать для себя любой уже готовый рисунок для раскрашивания.5) Метод проектов. Приведу пример внутриклассного проекта  «Зимующие птицы», применяемый мною  на практике.Проект был направлен на расширение знаний детей об особенностях некоторых птиц, их роли в природе, на формирование у детей навыков группировки объектов природы по признакам: зимующие, перелетные.Была поставлена цель, определены задачи.     Начальный этап.  Подбор  литературы о птицах (заранее сделала подборку книг о разных птицах, посетили библиотеку,  сделали подборку загадок. На этом же этапе были сформулированы проблемные вопросы: почему птицы гибнут зимой? Как мы можем им помочь? Что для этого нужно? Разработан план поэтапный  работы. Технологический этап. Изготовление кормушек для птиц вместе с родителями. (Обратилась с просьбой к родителям помочь детям изготовить кормушки для птиц. Большая часть родителей вместе с детьми изготовили кормушки.)Проект был межпредметный, так как включал в себя разные области:в области коррекционная подготовка через предмет развитие устной речи мы знакомились с особенностями жизни зимующих птиц.     Рефлексивный этап. Проведена викторина «Зимующие птицы», цель – закрепление знаний детей о птицах. Выпуск сборника загадок «Зимующие птицы».  Конкурс кормушек.Коллективный метод обучения - образование пар и групп постоянного и сменного состава, взаимо- и самооценка, взаимо- и самоконтроль.Учебная деятельность организуется в форме дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся, направленная на коррекцию познавательных процессов. Учащиеся получают знания, прежде всего, на основе собственной практической деятельности. В обучении детей с глубокими интеллектуальными нарушениями невозможно ориентироваться лишь на усвоение определенного набора знаний, умений, навыков. Нецелесообразно ожидать, что навыки, умения, представления об окружающем удастся сформировать у детей в полном объеме. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенок может достигать определенного уровня успешности в том или ином виде деятельности. ЗАКЛЮЧЕНИЕИзучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, пришла к выводу, что этот метод  наиболее перспективен. Личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на формирование личности человека, раскрытие его талантов, возможностей, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение рассчитывает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его цели, мотивы, его неповторимый психологический склад, одним словом  ученик как личность.Личностно-ориентированный урок - это не просто создание учителемблагожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному  опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел  личностно - ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание  субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым  заданием, перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться  усвоения материала. Сущностью личностно - ориентированного обучения является оказание помощи в определении направления и способов самореализации каждому ребенку, имеющему нарушения в интеллектуальном развитии.Особенности личностно-ориентированного обучения в начальной школе, где присутствует ребёнок с ОВЗ, связаны с необычностью содержания, методов, приемов и форм его представления, с занятостью учащихся при подготовке и проведении занятий, оптимистическим, тоном общения, субъект - субъектными отношениями между участниками обучения (учителем и учениками).Младший школьный возраст является основой для развития личности человека с ОВЗ, так  как в этот период наблюдается самая высокая сензитивность(так как сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, комплекс неполноценности, тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний),  повышеннаяреактивность, готовность к действию. Поэтому в данном возрасте нужно создать  условия, способствующие обогащению индивидуального опыта, раскрытию способностей   и открытию путей для самораскрытия и самореализации младшего школьника с интеллектуальными нарушениями. 
-