Публикации
Психолого-педагогические аспекты проблемы развития познавательной активности детей в дошкольной образовательной организации.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психолого-педагогические аспекты проблемы развития познавательной активности детей в дошкольной образовательной организации.
Автор: Толстая Алёна Фёдоровна Лебедь Алина Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психолого-педагогические аспекты проблемы развития познавательной активности детей в дошкольной образовательной организации.
Автор: Толстая Алёна Фёдоровна Лебедь Алина Васильевна
Психолого-педагогические аспекты проблемы развития познавательной активности детей в дошкольной образовательной организации.
Толстая Алёна Фёдоровна
воспитатель,
МБДОУ д/с №15 Дружная семейка,город Белгород.
Лебедь Алина Васильевна
учитель-дефектолог группы с задержкой психического развития,
МБДОУ д/с №15 Дружная семейка,город Белгород.
В статье говорится о психолого-педагогических аспектах и проблемах развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, познавательное развитие, психолого-педагогические аспекты.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста является одной из важнейших проблем теории и практики в системе дошкольного образования, требующее внимательного изучения и обновления в связи с современными требованиями к качеству дошкольного образования.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, для познавательного развития дошкольников необходимо развивать их интересы, а также любознательность и познавательную мотивацию. Для познавательного развития необходимо осуществлять познавательные действия, а также работать над становлением сознания. Для познавательного развития дошкольников необходимо формировать у них первичные представления о себе и других людях. Кроме того, об объектах окружающего мира .
Познавательное развитиеребенкапроисходит в процессе
познавательной деятельности. В результате ребенок приобретает жизненный опыт, узнает действительность, усваивает знания, вырабатывает умения и навыки.
В процессе познавательной деятельности происходит развитие познавательных процессов, в том числе наглядного и логического мышления, произвольного внимания, а также памяти и творческого воображения. Познавательные процессы способствуют получению знаний как о самом себе, так и об окружающей действительности. Познавательные процессы являются психическими процессами, которые обеспечивают получение информации о явлениях и объектах. К познавательным процессам относится восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.
Целостным отражением внешнего материального мира, который воздействует на органы чувств, называется восприятие. Обязательным условием деятельности является внимание. Оно бывает произвольным и непроизвольным. Произвольное внимание требует волевых усилий.
Психическим процессом, который заключается в создании ранее не воспринятых образов и ситуаций, является воображение. Процесс по запечатлению сохранению и воспроизведению ранее пережитого, называется памятью. Память - это основа сознания, накопление опыта, его сохранение и использование является результатом деятельности памяти.
В познавательном развитии дошкольников значительно место принадлежит развивающей среде дошкольной образовательной организации (далее ДОО). Кроме того, общение детей с взрослыми является одним из существенных условий познавательного развития ребенка, поэтому необходимо применять личностный подход.
В результате познавательного развития в ДОО развиваются интересы детей, происходит формирование познавательных действий, формирование представлений об окружающем мире, ребенок получает представления о форме, цвете и размер различных объектов, а также о времени и пространстве. Кроме того, происходит формирование представлений о малой родине, об отечестве, а также о других странах .
В младшем дошкольном возрасте активного взаимодействия с окружающим миром значительно расширяется мировоззрение ребенка, формируются познавательные интересы. В данном возрасте происходят значительные изменения в психическом развитии ребенка. Формируются тесные взаимосвязи между познавательными процессами. Интенсивно развивается речь в результате взаимодействия ребенка с взрослыми. Речь продолжает быть ситуативной и диалогичной, в то же время она усложняется и становится развернутой.
Под влиянием речи происходит перестройка всех психических процессов: память, воображение, мышление, восприятие и т.д. Ребенок контролирует свое поведение, осознает свои действия, фантазирует.
Ведущей познавательной функцией является восприятие. Восприятие создает базу для развития остальных психических процессов, способствует накоплению знаний. В дошкольном возрасте восприятие является предметным, то есть свойства предмета не отделяются ребенком от самого предмета.
В младшем дошкольном возрасте память ребенка образная и непроизвольная. Ребенок не прилагает особых усилий, чтобы запомнить что-либо, в его памяти остаются только эмоциональные и красочные действия. Развивается двигательная память: лучше запоминается то, что было связано со своим движением.
К четырем- пяти годам наряду с наглядно-действенным мышлением происходит формирование наглядно-образного мышления, в основе данного вида мышление находятся представления о реальных объектах, но не сами объекты.
Большое значение в развитии детей приобретают представления о себе и окружающих людях. Происходит осознание эмоционального и коммуникативного опыта ребенка, ребенок стремится отразить свой опыт в игре и рисунках. Очень важно, что ребенок в это время устанавливает определенные временные (логические) связи.
Итак, у младших дошкольников формируются и развиваются основные познавательные процессы. Ребенок понимает предмет благодаря его действиям с предметом и визуальными образами предмета, которые возникают у ребенка.
Таким образом, познавательное развитие - это результат деятельности ребенка по освоению нового. Познавательное развитие отражает те изменения, которые происходят в познавательных процессах ребенка под влиянием собственного опыта и среды. Частями процесса отражения действительности является ощущение восприятия, мышления, воображения и речь. Оно происходит в процессе познавательной деятельности. Познавательные процессы - это условия, которые обеспечивают познавательную деятельность.
Список используемой литературы:
Богатова Е. А. Познавательное развитие детей дошкольного возраста при проведении игр развивающего характера // Молодой ученый. 2017. №46(180). С.276-279.
Лисина М. И. Развитие познавательной активности в ходе общения с взрослыми. М.: Академия, 2015. 325 с.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155) // Российская газета. 2013. №265.
46
3
1
Толстая Алёна Фёдоровна
воспитатель,
МБДОУ д/с №15 Дружная семейка,город Белгород.
Лебедь Алина Васильевна
учитель-дефектолог группы с задержкой психического развития,
МБДОУ д/с №15 Дружная семейка,город Белгород.
В статье говорится о психолого-педагогических аспектах и проблемах развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, познавательное развитие, психолого-педагогические аспекты.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста является одной из важнейших проблем теории и практики в системе дошкольного образования, требующее внимательного изучения и обновления в связи с современными требованиями к качеству дошкольного образования.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, для познавательного развития дошкольников необходимо развивать их интересы, а также любознательность и познавательную мотивацию. Для познавательного развития необходимо осуществлять познавательные действия, а также работать над становлением сознания. Для познавательного развития дошкольников необходимо формировать у них первичные представления о себе и других людях. Кроме того, об объектах окружающего мира .
Познавательное развитиеребенкапроисходит в процессе
познавательной деятельности. В результате ребенок приобретает жизненный опыт, узнает действительность, усваивает знания, вырабатывает умения и навыки.
В процессе познавательной деятельности происходит развитие познавательных процессов, в том числе наглядного и логического мышления, произвольного внимания, а также памяти и творческого воображения. Познавательные процессы способствуют получению знаний как о самом себе, так и об окружающей действительности. Познавательные процессы являются психическими процессами, которые обеспечивают получение информации о явлениях и объектах. К познавательным процессам относится восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.
Целостным отражением внешнего материального мира, который воздействует на органы чувств, называется восприятие. Обязательным условием деятельности является внимание. Оно бывает произвольным и непроизвольным. Произвольное внимание требует волевых усилий.
Психическим процессом, который заключается в создании ранее не воспринятых образов и ситуаций, является воображение. Процесс по запечатлению сохранению и воспроизведению ранее пережитого, называется памятью. Память - это основа сознания, накопление опыта, его сохранение и использование является результатом деятельности памяти.
В познавательном развитии дошкольников значительно место принадлежит развивающей среде дошкольной образовательной организации (далее ДОО). Кроме того, общение детей с взрослыми является одним из существенных условий познавательного развития ребенка, поэтому необходимо применять личностный подход.
В результате познавательного развития в ДОО развиваются интересы детей, происходит формирование познавательных действий, формирование представлений об окружающем мире, ребенок получает представления о форме, цвете и размер различных объектов, а также о времени и пространстве. Кроме того, происходит формирование представлений о малой родине, об отечестве, а также о других странах .
В младшем дошкольном возрасте активного взаимодействия с окружающим миром значительно расширяется мировоззрение ребенка, формируются познавательные интересы. В данном возрасте происходят значительные изменения в психическом развитии ребенка. Формируются тесные взаимосвязи между познавательными процессами. Интенсивно развивается речь в результате взаимодействия ребенка с взрослыми. Речь продолжает быть ситуативной и диалогичной, в то же время она усложняется и становится развернутой.
Под влиянием речи происходит перестройка всех психических процессов: память, воображение, мышление, восприятие и т.д. Ребенок контролирует свое поведение, осознает свои действия, фантазирует.
Ведущей познавательной функцией является восприятие. Восприятие создает базу для развития остальных психических процессов, способствует накоплению знаний. В дошкольном возрасте восприятие является предметным, то есть свойства предмета не отделяются ребенком от самого предмета.
В младшем дошкольном возрасте память ребенка образная и непроизвольная. Ребенок не прилагает особых усилий, чтобы запомнить что-либо, в его памяти остаются только эмоциональные и красочные действия. Развивается двигательная память: лучше запоминается то, что было связано со своим движением.
К четырем- пяти годам наряду с наглядно-действенным мышлением происходит формирование наглядно-образного мышления, в основе данного вида мышление находятся представления о реальных объектах, но не сами объекты.
Большое значение в развитии детей приобретают представления о себе и окружающих людях. Происходит осознание эмоционального и коммуникативного опыта ребенка, ребенок стремится отразить свой опыт в игре и рисунках. Очень важно, что ребенок в это время устанавливает определенные временные (логические) связи.
Итак, у младших дошкольников формируются и развиваются основные познавательные процессы. Ребенок понимает предмет благодаря его действиям с предметом и визуальными образами предмета, которые возникают у ребенка.
Таким образом, познавательное развитие - это результат деятельности ребенка по освоению нового. Познавательное развитие отражает те изменения, которые происходят в познавательных процессах ребенка под влиянием собственного опыта и среды. Частями процесса отражения действительности является ощущение восприятия, мышления, воображения и речь. Оно происходит в процессе познавательной деятельности. Познавательные процессы - это условия, которые обеспечивают познавательную деятельность.
Список используемой литературы:
Богатова Е. А. Познавательное развитие детей дошкольного возраста при проведении игр развивающего характера // Молодой ученый. 2017. №46(180). С.276-279.
Лисина М. И. Развитие познавательной активности в ходе общения с взрослыми. М.: Академия, 2015. 325 с.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155) // Российская газета. 2013. №265.
46
3
1
