Публикации
Урок-дискуссия "Роль личности в истории: Петр I и Екатерина II" (10 класс)
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок-дискуссия "Роль личности в истории: Петр I и Екатерина II" (10 класс)
Автор: Устинова Нина Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок-дискуссия "Роль личности в истории: Петр I и Екатерина II" (10 класс)
Автор: Устинова Нина Александровна
Урок-дискуссия "Роль личности в истории: Петр I и Екатерина II" (10 класс)Цель урока: Формирование у учащихся понимания роли выдающихся личностей в исторических процессах на примере Петра I и Екатерины II, развитие навыков критического мышления, аргументации и ведения дискуссии.Задачи урока:Образовательные: Систематизировать знания учащихся о правлении Петра I и Екатерины II. Выявить ключевые реформы и преобразования, проведенные этими правителями. Проанализировать положительные и отрицательные стороны их деятельности. Сравнить подходы к управлению и их влияние на развитие России. Развивающие: Развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы. Формировать навыки аргументированного отстаивания своей точки зрения. Развивать умение слушать и уважать мнение оппонента. Стимулировать самостоятельное мышление и творческий подход к изучению истории. Воспитательные: Воспитывать интерес к истории России. Формировать гражданскую позицию и понимание ответственности за прошлое и будущее страны. Способствовать развитию толерантности и уважения к различным историческим оценкам. Тип урока: Урок-дискуссия с элементами исследования.Форма урока: Парная, групповая, фронтальная работа.Оборудование:Мультимедийный проектор, экран. Презентация с портретами Петра I и Екатерины II, ключевыми датами, цитатами, иллюстрациями. Раздаточный материал: карточки с заданиями, выдержки из исторических источников (письма, указы, воспоминания современников), таблицы для заполнения. Доска или флипчарт. Предварительная подготовка:Учащиеся делятся на 4 группы: Группа 1: "Сторонники Петра I" (готовят аргументы в пользу его прогрессивности и необходимости реформ). Группа 2: "Критики Петра I" (готовят аргументы, подчеркивающие негативные последствия его правления). Группа 3: "Сторонники Екатерины II" (готовят аргументы в пользу ее просвещенного правления и достижений). Группа 4: "Критики Екатерины II" (готовят аргументы, подчеркивающие противоречия и негативные аспекты ее политики). Каждая группа получает задание подготовить краткое выступление (5-7 минут) с аргументами в пользу своей позиции, а также подготовить вопросы для оппонентов. Учитель может предложить учащимся ознакомиться с дополнительными материалами (видеофрагменты, статьи, отрывки из художественных произведений). Ход урокаI. Организационный момент (2-3 минуты)Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание позитивного настроя. Учитель: Добрый день, уважаемые десятиклассники! Сегодня у нас необычный урок – урок-дискуссия. Мы с вами погрузимся в эпоху великих преобразований и поговорим о тех, кто эти преобразования вершил. Наша тема – "Роль личности в истории: Петр I и Екатерина II". Мы попытаемся ответить на непростой вопрос: насколько сильно один человек может изменить ход истории, и какова цена этих изменений.II. Актуализация знаний и постановка проблемы (10-12 минут)Мозговой штурм: Учитель задает вопросы, направленные на выявление имеющихся у учащихся знаний о Петре I и Екатерине II. "Какие ассоциации у вас возникают при упоминании имени Петра I?" "Какие ключевые события связаны с его правлением?" "А что вы можете сказать о Екатерине II? Какие ее действия вы считаете наиболее значимыми?" "Как вы думаете, почему именно эти два правителя стали объектом нашего сегодняшнего изучения?" Формулирование проблемного вопроса:Учитель: Мы видим, что оба правителя оставили глубокий след в истории России. Но были ли их действия однозначно положительными? Всегда ли реформы приносят благо? И насколько велик вклад именно их личности в эти грандиозные перемены? Сегодня мы попробуем разобраться в этом, услышав разные точки зрения. Представление групп и их задач:Учитель: Для того чтобы наша дискуссия была максимально продуктивной, мы разделились на четыре группы. Каждая группа подготовила свою позицию относительно одного из правителей. Группа 1 – "Сторонники Петра I". Ваша задача – доказать, что Петр I был прогрессивным правителем, чьи реформы были необходимы для развития России. Группа 2 – "Критики Петра I". Ваша задача – показать, какие негативные последствия имели его преобразования, и, возможно, предложить альтернативные пути развития. Группа 3 – "Сторонники Екатерины II". Ваша задача – представить Екатерину II как просвещенную правительницу, чье правление принесло России расцвет. Группа 4 – "Критики Екатерины II". Ваша задача – выявить противоречия в ее политике, указать на те аспекты, которые не способствовали благу всех слоев населения. Каждая группа имеет 5-7 минут для представления своей позиции. После каждого выступления мы будем задавать вопросы.III. Дискуссия (25-30 минут)Выступления групп: Группа 1: "Сторонники Петра I" (представляет аргументы о модернизации армии и флота, создании промышленности, развитии науки и образования, выходе к Балтийскому морю, европеизации России). Вопросы от других групп. Группа 2: "Критики Петра I" (представляет аргументы о жестокости реформ, огромных человеческих жертвах, усилении крепостного права, подавлении оппозиции, насаждении чуждых традиций). Вопросы от других групп. Группа 3: "Сторонники Екатерины II" (представляет аргументы о "просвещенном абсолютизме", развитии культуры и искусства, законодательной деятельности, расширении территории империи, укреплении международного положения России). **Вопросы от других групп. Группа 4: "Критики Екатерины II" (представляет аргументы о противоречиях между просвещенными идеями и реальностью, усилении крепостного права, подавлении крестьянских восстаний, отсутствии реальных прав у большинства населения, лицемерии политики "просвещенного абсолютизма"). Вопросы от других групп. Перекрестная дискуссия: После выступлений всех групп учитель может инициировать более свободную дискуссию, задавая вопросы, которые связывают позиции разных групп и заставляют учащихся сравнивать и сопоставлять. Учитель: Мы услышали много весомых аргументов. Теперь давайте попробуем сравнить."Петр I и Екатерина II: кто из них больше повлиял на дальнейшее развитие России и почему?" "Можно ли назвать реформы Петра I и Екатерины II прогрессивными, если они проводились ценой страданий народа?" "Какие уроки мы можем извлечь из правления этих двух монархов для современной России?" "Насколько важна личность правителя для исторического процесса? Могли бы эти преобразования произойти без Петра I или Екатерины II?" "Если бы вы жили в то время, на чьей стороне вы бы оказались и почему?" Учащиеся могут свободно высказывать свое мнение, опираясь на аргументы, представленные группами, и свои собственные знания. Важно, чтобы они учились слушать друг друга, соглашаться или аргументированно возражать. Учитель выступает в роли модератора, направляя дискуссию, задавая уточняющие вопросы, поддерживая уважительную атмосферу.IV. Обобщение и выводы (5-7 минут)Рефлексия: Учитель предлагает учащимся подвести итоги дискуссии. Учитель: Мы сегодня попытались взглянуть на Петра I и Екатерину II с разных сторон, услышать разные мнения. Как вы думаете, удалось ли нам приблизиться к пониманию их роли в истории?"Какие новые мысли или идеи у вас появились в ходе урока?" "Что было самым интересным или сложным в нашей дискуссии?" Формулирование итогового вывода: Учитель может предложить учащимся совместно сформулировать общий вывод о роли личности в истории, опираясь на примеры Петра I и Екатерины II. Учитель: Итак, мы видим, что история – это сложный процесс, где переплетаются действия многих людей. Но роль выдающихся личностей, таких как Петр I и Екатерина II, неоспорима. Они были катализаторами перемен, двигателями прогресса или, наоборот, тормозами развития, в зависимости от того, как мы оцениваем их действия. Важно помнить, что любая эпоха, любое правление имеет свои светлые и темные стороны, свои достижения и свои жертвы. И наша задача – не просто запомнить даты и события, а понять их смысл, их последствия и извлечь уроки для себя и для будущего.Учитель: Мы не можем дать однозначную оценку этим правителям, потому что история не терпит черно-белых красок. Но мы можем научиться анализировать, сравнивать, критически мыслить и формировать собственное, обоснованное мнение.V. Домашнее задание (2-3 минуты)Творческое задание: Написать эссе на тему "Роль личности в истории: Петр I или Екатерина II – кто оказал большее влияние на Россию и почему?". Исследовательское задание (по желанию): Подготовить краткое сообщение об одном из современников Петра I или Екатерины II, который мог бы дать свою оценку их правлению. Учитель: Спасибо всем за активное участие в сегодняшней дискуссии! Вы продемонстрировали глубокие знания, умение аргументировать свою позицию и уважительно относиться к мнению других. Надеюсь, этот урок помог вам лучше понять, насколько сложна и многогранна история, и какую роль в ней играют выдающиеся личности.
