Публикации Урок-дискуссия "Роль личности в истории: Петр I и Екатерина II" (10 класс)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок-дискуссия "Роль личности в истории: Петр I и Екатерина II" (10 класс)
Автор: Устинова Нина Александровна

Урок-дискуссия "Роль личности в истории: Петр I и Екатерина II" (10 класс)Цель урока: Формирование у учащихся понимания роли выдающихся личностей в исторических процессах на примере Петра I и Екатерины II, развитие навыков критического мышления, аргументации и ведения дискуссии.Задачи урока:
  • Образовательные:
  • Систематизировать знания учащихся о правлении Петра I и Екатерины II.
  • Выявить ключевые реформы и преобразования, проведенные этими правителями.
  • Проанализировать положительные и отрицательные стороны их деятельности.
  • Сравнить подходы к управлению и их влияние на развитие России.
  • Развивающие:
  • Развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы.
  • Формировать навыки аргументированного отстаивания своей точки зрения.
  • Развивать умение слушать и уважать мнение оппонента.
  • Стимулировать самостоятельное мышление и творческий подход к изучению истории.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к истории России.
  • Формировать гражданскую позицию и понимание ответственности за прошлое и будущее страны.
  • Способствовать развитию толерантности и уважения к различным историческим оценкам.
  • Тип урока: Урок-дискуссия с элементами исследования.Форма урока: Парная, групповая, фронтальная работа.Оборудование:
  • Мультимедийный проектор, экран.
  • Презентация с портретами Петра I и Екатерины II, ключевыми датами, цитатами, иллюстрациями.
  • Раздаточный материал: карточки с заданиями, выдержки из исторических источников (письма, указы, воспоминания современников), таблицы для заполнения.
  • Доска или флипчарт.
  • Предварительная подготовка:
  • Учащиеся делятся на 4 группы:
  • Группа 1: "Сторонники Петра I" (готовят аргументы в пользу его прогрессивности и необходимости реформ).
  • Группа 2: "Критики Петра I" (готовят аргументы, подчеркивающие негативные последствия его правления).
  • Группа 3: "Сторонники Екатерины II" (готовят аргументы в пользу ее просвещенного правления и достижений).
  • Группа 4: "Критики Екатерины II" (готовят аргументы, подчеркивающие противоречия и негативные аспекты ее политики).
  • Каждая группа получает задание подготовить краткое выступление (5-7 минут) с аргументами в пользу своей позиции, а также подготовить вопросы для оппонентов.
  • Учитель может предложить учащимся ознакомиться с дополнительными материалами (видеофрагменты, статьи, отрывки из художественных произведений).
  • Ход урокаI. Организационный момент (2-3 минуты)
  • Приветствие учителя.
  • Проверка готовности учащихся к уроку.
  • Создание позитивного настроя.
  • Учитель: Добрый день, уважаемые десятиклассники! Сегодня у нас необычный урок – урок-дискуссия. Мы с вами погрузимся в эпоху великих преобразований и поговорим о тех, кто эти преобразования вершил. Наша тема – "Роль личности в истории: Петр I и Екатерина II". Мы попытаемся ответить на непростой вопрос: насколько сильно один человек может изменить ход истории, и какова цена этих изменений.II. Актуализация знаний и постановка проблемы (10-12 минут)
  • Мозговой штурм: Учитель задает вопросы, направленные на выявление имеющихся у учащихся знаний о Петре I и Екатерине II.
  • "Какие ассоциации у вас возникают при упоминании имени Петра I?"
  • "Какие ключевые события связаны с его правлением?"
  • "А что вы можете сказать о Екатерине II? Какие ее действия вы считаете наиболее значимыми?"
  • "Как вы думаете, почему именно эти два правителя стали объектом нашего сегодняшнего изучения?"
  • Формулирование проблемного вопроса:Учитель: Мы видим, что оба правителя оставили глубокий след в истории России. Но были ли их действия однозначно положительными? Всегда ли реформы приносят благо? И насколько велик вклад именно их личности в эти грандиозные перемены? Сегодня мы попробуем разобраться в этом, услышав разные точки зрения.
  • Представление групп и их задач:Учитель: Для того чтобы наша дискуссия была максимально продуктивной, мы разделились на четыре группы. Каждая группа подготовила свою позицию относительно одного из правителей.
  • Группа 1 – "Сторонники Петра I". Ваша задача – доказать, что Петр I был прогрессивным правителем, чьи реформы были необходимы для развития России.
  • Группа 2 – "Критики Петра I". Ваша задача – показать, какие негативные последствия имели его преобразования, и, возможно, предложить альтернативные пути развития.
  • Группа 3 – "Сторонники Екатерины II". Ваша задача – представить Екатерину II как просвещенную правительницу, чье правление принесло России расцвет.
  • Группа 4 – "Критики Екатерины II". Ваша задача – выявить противоречия в ее политике, указать на те аспекты, которые не способствовали благу всех слоев населения.
  • Каждая группа имеет 5-7 минут для представления своей позиции. После каждого выступления мы будем задавать вопросы.III. Дискуссия (25-30 минут)
  • Выступления групп:
  • Группа 1: "Сторонники Петра I" (представляет аргументы о модернизации армии и флота, создании промышленности, развитии науки и образования, выходе к Балтийскому морю, европеизации России).
  • Вопросы от других групп.
  • Группа 2: "Критики Петра I" (представляет аргументы о жестокости реформ, огромных человеческих жертвах, усилении крепостного права, подавлении оппозиции, насаждении чуждых традиций).
  • Вопросы от других групп.
  • Группа 3: "Сторонники Екатерины II" (представляет аргументы о "просвещенном абсолютизме", развитии культуры и искусства, законодательной деятельности, расширении территории империи, укреплении международного положения России).
  • **Вопросы от других групп.
  • Группа 4: "Критики Екатерины II" (представляет аргументы о противоречиях между просвещенными идеями и реальностью, усилении крепостного права, подавлении крестьянских восстаний, отсутствии реальных прав у большинства населения, лицемерии политики "просвещенного абсолютизма").
  • Вопросы от других групп.
  • Перекрестная дискуссия: После выступлений всех групп учитель может инициировать более свободную дискуссию, задавая вопросы, которые связывают позиции разных групп и заставляют учащихся сравнивать и сопоставлять.
  • Учитель: Мы услышали много весомых аргументов. Теперь давайте попробуем сравнить.
  • "Петр I и Екатерина II: кто из них больше повлиял на дальнейшее развитие России и почему?"
  • "Можно ли назвать реформы Петра I и Екатерины II прогрессивными, если они проводились ценой страданий народа?"
  • "Какие уроки мы можем извлечь из правления этих двух монархов для современной России?"
  • "Насколько важна личность правителя для исторического процесса? Могли бы эти преобразования произойти без Петра I или Екатерины II?"
  • "Если бы вы жили в то время, на чьей стороне вы бы оказались и почему?"
  • Учащиеся могут свободно высказывать свое мнение, опираясь на аргументы, представленные группами, и свои собственные знания. Важно, чтобы они учились слушать друг друга, соглашаться или аргументированно возражать. Учитель выступает в роли модератора, направляя дискуссию, задавая уточняющие вопросы, поддерживая уважительную атмосферу.IV. Обобщение и выводы (5-7 минут)
  • Рефлексия: Учитель предлагает учащимся подвести итоги дискуссии.
  • Учитель: Мы сегодня попытались взглянуть на Петра I и Екатерину II с разных сторон, услышать разные мнения. Как вы думаете, удалось ли нам приблизиться к пониманию их роли в истории?
  • "Какие новые мысли или идеи у вас появились в ходе урока?"
  • "Что было самым интересным или сложным в нашей дискуссии?"
  • Формулирование итогового вывода: Учитель может предложить учащимся совместно сформулировать общий вывод о роли личности в истории, опираясь на примеры Петра I и Екатерины II.
  • Учитель: Итак, мы видим, что история – это сложный процесс, где переплетаются действия многих людей. Но роль выдающихся личностей, таких как Петр I и Екатерина II, неоспорима. Они были катализаторами перемен, двигателями прогресса или, наоборот, тормозами развития, в зависимости от того, как мы оцениваем их действия. Важно помнить, что любая эпоха, любое правление имеет свои светлые и темные стороны, свои достижения и свои жертвы. И наша задача – не просто запомнить даты и события, а понять их смысл, их последствия и извлечь уроки для себя и для будущего.Учитель: Мы не можем дать однозначную оценку этим правителям, потому что история не терпит черно-белых красок. Но мы можем научиться анализировать, сравнивать, критически мыслить и формировать собственное, обоснованное мнение.V. Домашнее задание (2-3 минуты)
  • Творческое задание: Написать эссе на тему "Роль личности в истории: Петр I или Екатерина II – кто оказал большее влияние на Россию и почему?".
  • Исследовательское задание (по желанию): Подготовить краткое сообщение об одном из современников Петра I или Екатерины II, который мог бы дать свою оценку их правлению.
  • Учитель: Спасибо всем за активное участие в сегодняшней дискуссии! Вы продемонстрировали глубокие знания, умение аргументировать свою позицию и уважительно относиться к мнению других. Надеюсь, этот урок помог вам лучше понять, насколько сложна и многогранна история, и какую роль в ней играют выдающиеся личности.
    -