Публикации
Н.Н. Носов "Живая шляпа"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Н.Н. Носов "Живая шляпа"
Автор: Колесова Людмила Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Н.Н. Носов "Живая шляпа"
Автор: Колесова Людмила Анатольевна
Конспект урока по литературному чтению для 2 классаУМК: «Школа России» Предмет: Литературное чтениеТема урокаПредметныеЗнакомство с творчеством Н.Н. Носова. Формирование умения определять жанр (рассказ), тему и главную мысль. Развитие навыков осознанного, выразительного чтения и пересказа. МетапредметныеРегулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: находить информацию в тексте, строить логические рассуждения. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог. ЛичностныеФормирование интереса к чтению и чувства юмора. Умение преодолевать страх с помощью смеха и рассудка. Воспитание доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. ОборудованиеУчебник «Литературное чтение» 2 класс (2 часть) Портрет Н.Н. Носова Иллюстрации к рассказу Мультимедийная презентация Карточки для работы в группах «Шляпа» (реквизит) Структура и ход урокаI. Организационный момент (1-2 мин.)- Здравствуйте, мои юные читатели! Прошу всех сесть поудобнее. Проверим нашу готовность к путешествию в страну Литературы. У вас на партах должны лежать учебники, дневники и хорошее настроение. У всех есть? Молодцы! Я вижу ваши внимательные глаза и улыбки – значит, мы готовы начинать наш урок. Сегодня нас ждёт встреча с одной очень забавной и поучительной историей.Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку. II. Мотивация к учебной деятельности (3-4 мин.)- Ребята, посмотрите, что я вам принесла! (Достаёт/показывает шляпу). Что это? Правильно, шляпа. Обыкновенная шляпа. А как вы думаете, шляпа может быть живой? Может ли она сама по себе двигаться, ползать, прыгать? (Выслушивает предположения детей). Интересные версии! А знаете, в мире книг возможно всё. Сегодня мы познакомимся с произведением, где случилось именно такое чудо – шляпа ожила! А написал эту удивительную историю один из самых весёлых и мудрых детских писателей.Приём «Угадай-ка»: Демонстрация шляпы. Вопрос: «Может ли шляпа быть живой?»- Посмотрите на портрет. Кто это? Кто узнал Николая Николаевича Носова? Какие его рассказы вы уже читали и полюбили? («Фантазёры», «Мишкина каша», «Заплатка» – вспоминаем вместе). Верно! Он мастер придумывать смешные и жизненные истории про таких же ребят, как вы.Показ портрета Н.Н. Носова. Актуализация знаний о ранее прочитанных произведениях.- Итак, тема нашего урока: рассказ Николая Носова «Живая шляпа». Сегодня мы будем не просто читать, а станем исследователями: научимся понимать юмор автора, разберёмся, почему герои поведут себя именно так, и вместе посмеёмся над этой забавной ситуацией. Готовы? В путь!Сообщение темы и целей урока.III. Актуализация знаний (3-4 мин.)- Перед тем как отправиться в чтение, давайте «разогреемся» и поработаем со словами, которые встретятся в тексте. Прочитаем их хором, чётко и внятно: ПАЛКА, КАРТОШКА, КОМОД, ШВЫРКНУЛ, ШЛЕПНУЛАСЬ.- Кто может объяснить, что такое КОМОД? (Выслушивает ответы, дополняет: это невысокий шкаф с выдвижными ящиками для белья).- А как вы понимаете слово «ШВЫРКНУЛ»? Это значит резко бросил, кинул с силой. Давайте все вместе изобразим, как можно «швыркнуть» воображаемую картошку. Молодцы! Теперь мы готовы к встрече с текстом.Словарная работа: ПАЛКА, КАРТОШКА, КОМОД, ШВЫРКНУЛ, ШЛЕПНУЛАСЬ.Объяснение значений, работа над произношением.IV. Первичное восприятие текста (8-10 мин.)- Сейчас я прочитаю вам этот рассказ. Ваша задача – слушать очень внимательно, чтобы представить себе картину происходящего, почувствовать настроение героев. Устраивайтесь поудобнее, начинаем...Выразительное чтение рассказа учителем или прослушивание аудиозаписи.- Ну что, история закончилась. Давайте поделимся первыми впечатлениями.- Понравился ли вам рассказ? Что вы почувствовали, когда слушали: смех, удивление, может быть, лёгкий страх за героев?- А какой момент показался вам самым-самым смешным? (Коротко выслушивает 2-3 ответа). Замечательно! Я рада, что история вас заинтересовала. А теперь давайте разберёмся в ней подробнее.Беседа по первичному восприятию:Понравился ли рассказ? Что вы почувствовали? Что показалось самым смешным? V. Аналитическое чтение и работа с текстом (15-18 мин.)- Теперь будем читать рассказ по частям, как настоящие литературоведы, и разбирать, что же там происходило и почему.Чтение по частям с анализом:Часть 1 (Начало): Кто герои? Где происходит действие? Что случилось?- Итак, первые абзацы. Кто главные герои? (Володя и Вадик). Чем они занимались? (Раскрашивали картинки). Где это было? (В комнате). Какое неожиданное событие их потрясло? (Шляпа упала и... поползла!). Представьте их лица в эту секунду!Часть 2 (Испуг): Как мальчики повели себя? Найдите в тексте слова, показывающие страх.- Давайте найдём и прочитаем, как автор показывает, что мальчики испугались. Ищем «маркеры» страха: «…побелели…», «дрожащим голосом», «по стене и мимо двери выскочили на кухню». Почему они так испугались? Правильно, потому что столкнулись с чем-то непонятным, необъяснимым. А неизвестность часто пугает.Часть 3 (Любопытство): Как они пытались объяснить явление? Почему вернулись?- Страх страхом, а любопытство ведь тоже сильное чувство! Что сделали мальчики, оказавшись на кухне? (Начали строить догадки: «ветром надуло»). Почему же Вадик предложил вернуться? (Им стало интересно, они не могли просто оставить эту тайну). Что они увидели, заглянув в комнату? (Шляпа снова лежала неподвижно). Это их успокоило?Часть 4 (Развязка): Какое «оружие» выбрали? Ролевое чтение диалога. Как раскрылась тайна?- Решили действовать! Чем вооружились наши «храбрецы»? (Картошкой и палкой). Давайте сейчас по ролям, с выражением прочитаем их диалог, когда они готовились к «атаке». (Организует чтение по ролям). И вот решающий бросок... Что же произошло? (Выскочил котёнок Васька!). Какая развязка! Что почувствовали мальчишки? (Сначала облегчение, потом, наверное, стыд за свой панический страх и смех над собой).- А теперь поработаем в парах. Обсудите и сравните: похожи ли Володя и Вадик по характеру? Чем? А чем они могут отличаться? Заполните простую схему в своих карточках.Работа в парах. Сравнить характеры Володи и Вадика. Заполнение схемы.VI. Физкультминутка (2 мин.)- Давайте немного отдохнём и оживим эту историю телом! Встали, расступились, чтобы никому не было тесно.- Изображаем, как шляпа вдруг упала со страшным стуком: хлопаем в ладоши!- Как мальчики испугались и замерли: замираем на месте с круглыми глазами.- Крадёмся на цыпочках, как они, чтобы проверить.- Замахиваемся воображаемой палкой.- Бросаем тяжёлую картошку: у-ух!- Видим котёнка: удивляемся, а затем смеёмся: ха-ха-ха!- Молодцы, садитесь на свои места, отдышитесь.«Живая шляпа»: имитация испуга, ходьбы на цыпочках, замаха палкой, броска картошкой, удивления и смеха.VII. Обобщение и систематизация (5-7 мин.)- Вернёмся к нашему рассказу. Как вы думаете, Николай Носов написал эту историю только для того, чтобы мы посмеялись? Или он хотел нас чему-то научить? (Подводит детей к мысли о преодолении страха).- Так чему же нас учит этот смешной рассказ? (Тому, что не надо бояться непонятного, надо попытаться найти объяснение, посмотреть страху «в глаза», а иногда посмеяться над ситуацией и над собой).- Почему мы можем назвать этот рассказ юмористическим? Потому что он добрый, смешной и заставляет нас улыбаться.Беседа по авторскому замыслу:Автор хотел просто рассмешить или чему-то научить? Чему учит рассказ? (Не бояться непонятного, искать объяснение). Почему рассказ юмористический? - А теперь откроем учебники на странице с иллюстрацией. К какому именно моменту из рассказа художник нарисовал эту картинку? Опишите, что вы видите. Как изображены мальчики? (Испуганные, решительные?). Как изображена шляпа?Работа с иллюстрацией: Описание момента, изображённого в учебнике.VIII. Итог урока. Рефлексия (3-4 мин.)- Наше путешествие по рассказу подходит к концу. Давайте подведём итоги. Я начну предложение, а вы по желанию его закончите.- «Сегодня на уроке я узнал(а)...» (Что Н.Н. Носов написал не только «Незнайку», но и много смешных рассказов; что страх можно преодолеть).- «Мне было интересно...» (Узнать развязку; читать по ролям; наблюдать за реакцией мальчиков).- «Было трудно...» (Понять, почему они так испугались; высказывать своё мнение).- «Теперь я знаю, что если что-то пугает, нужно...» (Не паниковать, попытаться найти причину, действовать вместе с другом).- Спасибо вам за работу! Вы сегодня были внимательными читателями и умными собеседниками.Приём «Незаконченное предложение»:Сегодня на уроке я узнал... Мне было интересно... Было трудно... Теперь я знаю, что если что-то пугает, нужно... - За активную работу на уроке, за выразительное чтение и интересные мысли оценки получают... (Называет имена, аргументирует). Молодцы!Выставление оценок с комментарием.Домашнее задание (дифференцированное)- Ребята, дома вам предстоит снова встретиться с этой историей.- Всем нужно будет перечитать рассказ и выбрать самый интересный отрывок, чтобы подготовить его выразительное чтение.- А также вы можете выбрать одно из двух творческих заданий: либо нарисовать самую смешную, на ваш взгляд, сцену из рассказа, либо попробовать пересказать всю эту историю от лица самого главного «виновника» – котёнка Васьки. Что он видел? Что чувствовал? О чём «думал»? Это будет очень интересно!Для всех: перечитать рассказ, подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка. По выбору: Нарисовать иллюстрацию к самому смешному моменту. ИЛИ пересказать историю от имени котёнка Васьки. Рекомендация. При подведении итогов важно акцентировать внимание не только на юморе, но и на идее преодоления страха с помощью дружбы и здравого смысла. Речь учителя должна быть плавной, эмоционально окрашенной, с паузами для реакций детей, меняющейся интонацией.
