Публикации Внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир»
Автор: Синегубова Юлия Викторовна Попова Ольга Алексеевна

Внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир»Синегубова Юлия Викторовнавоспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР МБДОУ д№ 15 «Дружная семейка» Россия, г. БелгородПопова Ольга Алексеевнавоспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР МБДОУ д № 15 «Дружная семейка» Россия, г. БелгородВ данной статье мы рассказываем о роли внедрения основ алгоритмизации и программирования для детей дошкольного возраста в цифровой образовательной среде «ПиктоМир», значении цифровой образовательной среды для развития дошкольников. Ключевые слова: робот, программа, язык программирования, дошкольник, ПиктоМир, пиктограмма.В настоящее время основные тенденции в сфере обеспечения качества дошкольного образования сводятся к организации образовательной деятельности с использованием современных, образовательных технологий. Одним из главных условий, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, касающихся создания предметно-пространственной среды, способствующей развитию дошкольников, является включение робототехники и конструирования в образовательную деятельность дошкольников.Актуальность темы обусловлена тем, что в 2018 году был созданНациональный проект «Образование», состоящий из 9 федеральныхпроектов, одним из которых является «Цифровая образовательная среда».Необходимость внедрения цифрового контента в образование насегодняшний день затронул все ступени, в том числе дошкольную имладшую школьную. Цифровая образовательная среда — это всероссийская информационная система, с помощью которой планируется внедрить в стране электронную образовательную среду. Ключевая идея проекта – создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.Согласно рубрикации А.Л. Семенова, одной из целей курса информатики должно быть «освоение информационной картины мира». Принцип программного управления и строит такую картину в терминах и образах, понятных шестилетнему ребенку. Схематично принцип может быть объяснен так: любую работу, которую человек может выполнить, командуя механическим помощником-роботом, можно перепоручить компьютеру, если человеку удастся составить программу выполнения той деятельности, которую роботу надлежит выполнить.Цифровая образовательная среда «ПиктоМир» - это инновационная деятельность, направленная на организацию в образовательном пространстве дошкольных организаций цифровой образовательной среды ПиктоМир с основами алгоритмизации и программирования, а также предметной техносреды, соответствующей возрастным особенностям дошкольников в условиях реализации ФГОС и адекватной современным требованиям к интеллектуальному развитию детей в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий.Программа Пиктомир разработана федеральным научным центром «Научно-исследовательский институт системных исследований российской академии наук». Предметно игровая среда представлена набором дидактических игр и игровых заданий цифровой образовательной среды Пиктомир и робототехнического образовательного набора. Виртуальная среда представляет собой космическое пространство, которое состоит из передвижных космодромов. Путешествуя между планетами, космические корабли делают посадки на этих космодромах. Виртуальный мир населяют роботы которые помогают человеку обслуживать эти космодромы. Робот Вертун умеет чинить-закрашивать повреждённые места в специальным огнеупорным составом. Роботы Двигун и Тягун умеют соответственно двигать и тянуть грузы непосильные для человека. Робот Зажигун обслуживает космодромы чинит и обеспечивает освещение на космодрома. Также в виртуальном мире представлен робот Ползун и продублирован в реальном мире. Реализуя данный программный комплекс, у дошкольников формируются умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, логически мыслить, решатьОбразовательная среда «ПиктоМир» содержит курс алгоритмики для дошкольников, в основе которого лежит учение Льва Выготского. Курс включает систему разработанных научных понятий программирования, которые вводятся поэтапно в деятельностно-игровой форме с учетом возрастных возможностей детей дошкольного возраста. В рамках занятий в Цифровой образовательной среде «Пиктомир» под руководством наших педагогов маленькие исследователи делают первые уверенные шаги в программировании.Воспитатели знакомят с понятиями «робот», «команда», «компьютер», «программа», «программист», «программа-лента», «лабиринт» для Робота. Дети в игровой форме приобщаются к профессии программиста и языку программирования. Педагоги с детьми обсуждают значения фраз типа «я выполнил программу, которую составил Коля», «программа составлена из 6 пиктограмм», «робот выполнил 10 команд». Это пополнение словарного запаса детей и развитие навыков монолога и диалога с использованием накопленного «профессионального» словарного запаса является столь же важной целью курса, как и обретение навыков самостоятельного составления простейших программ в учебно-игровой системе программирования. На первом этапе мы знакомили ребят с основными видами команд и движениями в процессе ролевой игры в роботов и командиров. Дети сами брали на себя   роль роботов, программистов и командиров, выполняя различные упражнения без использования электронных средств обучения. При помощи сочленяемых ковриков создавали игровое поле по заданной схеме. Определяли маршрут при помощи стрелок – указателей, начальное положение робота «клеточка - старт» и конечный пункт прибытия «клеточка - финиш»; выкладывали пошагово действия для роботов на магнитной доске при помощи пиктограмм команд.На следующем этапе мы будем переходить на управление виртуальными роботами в цифровой среде «ПиктоМир» при помощи планшетов. Познакомим детей с алгоритмом действий при запуске игры ПиктоМир»; с её интерфейсом; с особенностями добавления пиктограмм команд; а также с принципом работы составления программ на планшете для управления виртуальных роботов.Для «вживания» в систему научных понятий программирования используем различные методы и приёмы: традиционные раскраски, конструирование игровых полей из ковриков, рисование маршрута, пультовое управление Ползуном по заданному маршруту и, наконец, «взрослая» работа - составление программ для управления роботами в ЦОС «ПиктоМир».Чтобы работа с детьми проходила более эффективно, мы привлекли в союзники и заразили «ПиктоМиром» родителей воспитанников на специальной встрече. Родители опробовали себя в качестве программиста и исполнителя программы. Познакомились с реальным роботом Ползуном, составляли для него игровое поле, выкладывали маршрут при помощи пиктограмм команд, управляли при помощи пульта и с интересом следили за процессом его управления. И в заключении хотелось бы сказать, курс обучения программированию позволяет развить и закрепить у детей важнейшие навыки, такие как умение планировать и организовывать свою деятельность, а также математические способности, абстрактное и алгоритмическое мышление. Этот тип мышления подразумевает умение планировать структуру действий, разбивать сложную задачу на простые, составлять план решения задачи. Данная перспектива и стала основополагающим мотивом внедрения в работу основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде.Литература:
  • В. Б. Бетелин, А. Г. Кушниренко, А. Г. Леонов. Основные понятия программирования в изложении для дошкольников. — Информатика и её применение.- 2020, том 14, выпуск 3, с. 55
  • Бетелин В. Б., Кушниренко А. Г., Леонов А. Г. О необходимости и возможности формирования основ алгоритмического мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник российской академии наук, 2019.
  • Бесшапошников Н.О., Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., Собакинских О.В «Цифровая образовательная среда «ПиктоМир»: опыт, разработки и внедрение программирования для дошкольников», 2020.
  • А. Г. Кушниренко, И. Б. Рогожкина. ПиктоМир: опыт обучения программированию старших дошкольников». — Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»,
  • Семенов А. Л. Концептуальные проблемы информатики, алгоритмики и программирования в школе // Вестник кибернетики, 2016, № 2(22). С. 11–15.
  • -