Публикации НЕЙРОИГРЫ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: НЕЙРОИГРЫ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Автор: Медведева Елена Николаевна Доронина Светлана Иосифовна Кошелькова Ирина Викторовна Гармашова Галина Арнольдовна

НЕЙРОИГРЫ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Медведева Елена Николаевна
учитель – логопед группы компенсирующей направленности для детей с ТНР МБДОУ д/с № 15 Дружная семейка
Россия, г. Белгород
Доронина Светлана Иосифовна
воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
МБДОУ д/с № 15 Дружная семейка
Россия, г. Белгород
Кошелькова Ирина Викторовна
воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
МБДОУ д/с № 15 Дружная семейка
Россия, г. Белгород
Гармашова Галина Арнольдовна
музыкальный руководитель
МБДОУ д/с № 15 Дружная семейка
Россия, г. Белгород
Наука – нейропсихология, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др. В данной статье представлены интересные нейропсихологические игры, нейрогимнастика и нейрографика. С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие задачи:
Ребенок учится чувствовать пространство свое тело.
Развивается зрительно-моторная координация(глаз-рука, способность точно направлять движение)
Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
Развивается слуховое и зрительное внимание.
Ребенок учится последовательно выполнять действия.
Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга
Иван Петрович Павлов
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.
Дети с ОВЗ имеют трудности в обучении и проблемы в поведении, кому-то трудно бывает сосредоточиться на занятии, упорядочить и запомнить информацию, тяжело быстро переключаться с одного задания на другое, и становится понятным, что круг таких прблем достаточно широк. А также это и дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, повышенной импульсивностью, с различными задержками и дефицитами психического развития.
Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.
Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал. Если указано, что игра нейропсихологическая, то обязательно в правилах описано, для кого она будет наиболее полезна и детям какого возраста рекомендована. Чаще всего это возраст от пяти лет и старше.
Часто дети становятся соавторами придуманных игр, педагогом. Их фантазия и их идеи вдохновляют на создание новых игр.
В своей работе я использую нейропсихологические упражнения (нейроигры) − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
Преимущества использования нейроигр:
игровая форма обучения; эмоциональная привлекательность; многофункциональность; развитие мелкой и крупной моторики с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом; формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов; формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом; активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Такие упражнения полезны и детям, и взрослым.
Нейротаблицы на внимание
В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и т. д. Можно полностью изменить изображения по Вашим педагогическим потребностям. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.
ИграСоедини точки, цель которой соединить верхние и нижние точки по пунктирным линиям от края к середине или наоборот, и усложненный вариант.
Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.
Похожая игра Умные дорожки, где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.
Веселые пальчики. Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.
Найди такую же цифру.
Перед ребенком выкладываются цифры, вырезанные из разных материалов: дерева, ткани и других. Ему нужно найти одинаковые цифры, например, все 3.
Узнай цифру на ощупь.
В мешочек складываются вырезанные цифры, ребенок в него запускает руку и ищет предложенную цифру.
Составь фигуру.
Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник.
Большие, маленькие, средние.
Перед ребенком раскладываются предметы разного размера, и предлагают ему на три кучки разложить их по размеру.
Зеркальное рисование.
Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребёнку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.
Еще в своей работе используем кинезиологические упражнения. Кинезиологические упражнения направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног, развитие крупной моторики, развитие межполушарных связей в упражнениях по развитию мелкой моторики рук, одновременное использование речи и движений.
Ухо – нос, где ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой – за мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук. Выполнять это упражнение нужно стоя на балансировочной доске.
Цветочек
Сложить пальцы руки вцветок, попеременно опускать по 2лепестка(пальцы руки, чередуя лепестки. Усложнить одновременно выполняя обеими руками синхронно.
Коза-корова
Попеременно менять положение пальцев обоих рук скозы(указательный и средний палец не согнуты в кулак)накорову
Молчу — шепчу — кричу
Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.
Прикосновения
Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.
Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.
Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.
Литература:
Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Айрис, 2007. -112с.
Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М.: Генезис, 2008. -319с.
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.: Генезис, 2010. -474с.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками — развиваем речь. — М.: Центрполиграф, 2002. -32 с.
-