Публикации Анализ художественного произведения как условие формирования квалифицированного читателя.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Анализ художественного произведения как условие формирования квалифицированного читателя.
Автор: Елена Ивановна Прохорова

Анализ художественного произведения как условие формирования квалифицированного читателя.
Уметь читать в широком смысле этого слова - значит … извлечь из мёртвой буквы живой смысл,- говорил великий педагог К. Д. Ушинский,- Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное.
В последнее время в современном образовательном пространстве все более отчетливо стали проявляться тенденции педагогической поддержки детей в образовании и воспитании. В разделе Приоритеты образовательной политики Концепции модернизации образования определена гарантия доступности качественного образования как обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность. Каждый ребенок имеет право на комфортное обучение, когда педагог поддерживает ученика в его собственной учебной деятельности, помогая младшему школьнику учиться. Л.И. Беленькая справедливо замечает, что дети еще не принимают непосредственного участия во многих видах деятельности, формирующих личность, и поэтому художественная литература как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребенка особенно важную роль. В.А. Левин понимает литературное развитие как одно из необходимых условий становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью. В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций – от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Ребенок обретает привязанности; реализует свои предпочтения, осуществляет читательский выбор; на практике знакомится с системой Мировой Библиотеки.
Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает,
уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме.
''На каждое произведение, - писал К.Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни''.
Учебный предмет Литературное чтение имеет двойственную природу. Литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам. Литература как вид искусства способствует глубокому личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, происходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка.С точки зрения современной науки о формировании читателя, основным условием достижения этой цели является овладение учащимися навыками читательской деятельности. Такие исходные теоретические представления позволяют конкретизировать основную задачу обучения: не направлять детей на запоминание сюжетов и задаваемых учителем (учебником) трактовок "образов" положительных и отрицательных героев, равно как и на "анализ" литературного произведения с точки зрения выявления в нем "художественных средств", пейзажа, портрета и т.д., а оснащать начинающих читателей теоретическими и методическими средствами, помогающими им самостоятельно строить адекватный, но не тождественный авторскому образ, постигать авторский принцип видения, порождать собственную оценку произведения и отраженных в нем жизненных явлений.
Умение пользоваться книгой, чтобы настроиться на самостоятельное чтение и проверить себя - все ли и так ли понял, как надо, когда читал, развивает творческое воображение, приучает думать о книге и ее героях, о тех, кто пишет книги, о людях, которые вокруг, о своем месте среди них. (Светловская Н.Н., 1998, с.38). В результате такого чтения и формируются школьники-читатели, у которых, согласно Джежелей О.В., присутствует устойчивая потребность и способность читать книги по осознанному выбору.
Воспитание развитого читателя - длительный и сложный процесс приобщения ребенка к способам и средствам работы с художественным текстом, к "секретам" авторского мастерства, "тайнам" внутреннего мира героев и радостям постижения этих тайн.
Теоретическое осмысление проблемы, что формирование навыков читательской деятельности ребенка должно происходить поэтапно.
Поскольку читательская деятельность включает в себя компоненты:
технический, смысловой, читательская самостоятельность, я выбрала приоритетной задачу формирования читательской самостоятельности учащихся.
Под читательской самостоятельностью я подразумеваю: – умение школьников определять учебную задачу и в соответствии с этим осуществлять информационный поиск; – умение учащихся самостоятельно проводить структурный содержательный анализ текста, – умение школьников воспроизводить содержание текста с различной степенью свернутости. Я представляю свой опыт работы по формированию умения анализировать художественное произведение.
Цель моей работы – ученик, владеющий навыками анализа художественного произведения.
Понимая тот факт, что любой читатель должен решить для себя две задачи: увидеть внутренний мир героев глазами автора и выработать свою точку зрения на то, что он выражает, мною были поставлены следующие задачи:
научить определять жанр, тему, идею произведения;
научить приёмам видения авторской позиции;
научить различать выразительные средства;
научить выражать собственное мнение по прочитанному через интерпретацию текста и давать оценку основным событиям, поступкам героев.
Методолого-теоретическое обоснование.
1.Современный подход к воспитанию квалифицированного читателя посредством формирования читательских умений сложился на основе дидактической и методической традиции.
К. Д. Ушинский, основоположник методики классного чтения, видел одну из задач обучения в том, чтобы приучить детей к самостоятельной беседе с книгой, выдвигал два требования при чтении художественных произведений: первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы они его почувствовали 9,с.683 .
Вопросами сознательного чтения также занимались М.П. Воюшина, М. И. Оморокова, Т.А. Ладыженская, Шереметьевский и другие. Полноценное восприятие художественного произведения – это способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами поступков героев, определять авторскую позицию, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы.
В трудах М.А. Рыбниковой ученик предстал как активное действующее лицо, как фактор методики. Разработанная ею методическая система основана на закономерностях усвоения детьми литературы и организации их деятельности. Путь к воспитанию квалифицированного читателя, по мнению Рыбниковой, проходит через анализ произведения, оттачивающий остроту познающей мысли, и через собственное творчество учащихся.
В методике принято выделять следующие принципы анализа художественного произведения:
•принцип целенаправленности;•принцип опоры на целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие прочитанного;•принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей восприятия;•принцип учета потребностей ребенка;•принцип внимательного отношения к тексту произведения;•принцип единства формы и содержания;•принцип избирательности;•принцип целостности;•принцип направленности анализа на литературное развитие ребенка, на формирование системы читательских умений, на совершенствование навыка чтения.
Для того, чтобы научить детей анализировать произведение, необходимо сформировать специальные читательские и речевые умения.
Под читательскими умениями подразумеваю готовность ученика наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.
Речевые умения - это умения, необходимые для создания собственного высказывания, которые формируются на базе читательских умений.
Для себя я определила, что включают в себя те и другие умения.
Читательские умения
Речевые умения
Умение видеть изобразительно-выразительные средства языка в художественном произведении в соответствии с их функцией
Умение отбирать и использовать в своей речи изобразительно-выразительные средства
Умение воспринимать картину жизни, созданную писателем
Умение передавать свои жизненные впечатления с помощью создания словесного образа
Умение устанавливать причинно-следственные связи в прозаическом произведении, динамику эмоций в лирике
Умение выстраивать композицию собственного высказывания
Умение целостно воспринимать образ – переживание в лирике
Умение раскрыть авторский замысел через характеристику образа
Умение видеть авторскую позицию во всех элементах произведения
Умение подчинить авторскому замыслу все элементы текста
Умение определить художественную идею произведения
Умение обозначить и раскрыть основную мысль собственного высказывания
Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать текст и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.
2. Этапы работы по формированию читательских умений
Считаю, что читательские умения необходимо формировать постепенно, в соответствии с возрастом детей по нарастающей, поэтому свою работу по формированию вышеназванных умений разделила на этапы по классам и простраиваю следующим образом:
Читательские умения
Содержание работы
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Умение видеть изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении
Работа по восприятию выразительной стороны звука. Работа, направленная на поиск выраз. средств-сравнений, постоянных эпитетов (не называя понятий) в малых жанрах литературы и произведениях фольклора
Работа по определению выразительных средств в авторских произведениях. Введение понятий: эпитет, сравнение, звукоподражание.
Работа с синонимами, многозначными словами, переносным значением слова.
Совершенствование работы над анализом языковых средств. Введение понятий: метафора, олицетворение. Определение авторского отношения к происходящему по наличию экспрессивной лексики.
Продолжается работа с выразительны-ми средствами,
Умение воспринимать картину жизни, созданную писателем
Работа по определению особенностей малых жанров, темы произведения, введение понятия картина жизни. Нахождение эпизода изображённого на иллюстрации художника.
Создание рисунка к прочитанному произведению или эпизоду.
Работа по воспроизведению текста по картинному плану. Работа по восстановлению логики событий в произведении. Соотнесение смысла названия произведения с его темой.
Определение картины жизни путем прогнозирования текста. Создание сценария по прочитанному произведению.Определение собственной позиции к описываемым событиям.
Работа по определению авторских приёмов и способов изображения картины жизни.
Умение устанавливать причинно-следственные связи в прозаическом произведении, динамику эмоций в лирике
Работа над определением Рассказчика-героя или повествователя, работа над прослеживанием настроения рассказчика-героя, рассказчика-повествователя.
Работа по воспроизведению текста по картинному плану. Работа по восстановлению логики событий в произведении. Работа по созданию словаря настроений, прослеживание динамики настроения лирического героя
понятия сюжет
и его элементы – вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Определение композиционных частей в небольших по объёму произведениях.
Наблюдение за построением произведения и постепенным раскрытием авторского замысла.
Умение целостно воспринимать образ– переживание в лирике
Параллельное прослеживание динамики настроения лирического героя и автора. Работа над выявлением поступка, мотивов,
Работа над прослеживани-ем динамики настроения автора
Умение видеть авторскую позицию во всех элементах произведения
Работа над выявлением точки зрения героя.
Работа по различению точек зрения рассказчика, героя
Работа по различению точек зрения автора, рассказчика, героя
Постижение авторской позиции не только в прямых авторских оценках
Умение осваивать художественную идею произведения
Выражают свои ощущения с помощью учителя, или по опорным словам
Выражают свою оценку с помощью опорных слов, пытаются обосновать своё мнение.
Работа по выстраиванию композиции собственного высказывания, с использованием в своей речи выразительных средств, авторских ремарок.
Работа над выявлением авторской оценки, принятию или непринятию авторской позиции
1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении формирую с1 класса через адекватное восприятие тех выразительных средств, с которыми он встречается при чтении, то есть, учу вникать в построение фразы, в выбор слова, задумываться над авторским выбором.
2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем формирую с 1 класса на основе развития активности воображения читателя и учу младших школьников направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст художественного произведения.
3. Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме, формирую с 1 класса соответственно уровню восприятия младших школьников, приучая юных читателей прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта. Знакомлю с сюжетом и его элементами – вступлением, завязкой, развитием действия, заключением – и их ролью в раскрытии идеи.
4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи формирую с3 класса через представление о том, что изображая героев, автор высказывает свою точку зрения на решение какого – либо вопроса.
5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения формирую через приобщение к авторскому пониманию жизни.
Данное умение можно рассматривать как составную часть каждого из перечисленных выше умений
6. Умение осваивать художественную идею произведения формирую через установление связей между всеми элементами произведения, в результате чего и рождается более глубокое его восприятие. Полноценное восприятие не сводится к формулированию своего понимания идеи произведения, оно предполагает переживание, принятие или непринятие авторской позиции.
В реальном процессе восприятия все читательские умения взаимно обогащают друг друга. В основе полноценного восприятия лежит умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка. Только постигнув их образную окраску и осознав их роль в произведении, можно воссоздать в воображении описанные автором картины, установить связь между ними. Умение воссоздавать картины способствует воссозданию образа – персонажа. Умение осваивать идею произведения вбирает в себя все умения. А освоив идею, читатель по – новому взглянет и на язык, и на композицию, и на персонажей произведения.
Таким образом, каждое читательское умение не формирую по отдельности, все умения, образующие систему, формирую одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы. В приложении 3 с.21 - 23 определены оптимальные виды и приемы анализа текста, виды работ с текстом, направленные на формирование конкретного читательского умения. 2.2 .Развитие речи на уроках чтения – система речевых умений
В ходе анализа художественного произведения дети вместе с мной наблюдают, как оно сделано, знакомятся со способами выражения эмоций, характеристики персонажей, с назначением отдельных элементов текста, Формируют композицию собственного высказывания сначала по опорной лексике, а впоследствии и самостоятельно выражают собственную точку зрения. При этом идет работа над всеми сторонами текста – содержательной, структурной, языковой – в их единстве. Такая работа позволяет мне наряду с читательскими формировать и речевые умения.
Известно из работ психологов и практики начального обучения, что у учащихся начальных классов особое восприятие художественных произведений. С одной стороны, оно фрагментарно, дети уделяют внимание отдельным деталям в ущерб целостности, слабо понимают подтекст, мотивы поступков героев. С другой стороны, у ученика в этом возрасте достигает значительного развития эмоциональная сфера, и он способен воспринимать читаемое "чувствами", активно реагировать на события, при условии, что текст ярок, динамичен, эмоционален. Читательская самостоятельность школьников является важным качеством личности и необходимым навыком учебного труда, обеспечивающим преемственность между начальной и основной школой, где ученик будет иметь дело с достаточно объёмными текстами практически по всем учебным предметам. К такой деятельности ученика надо готовить.
Основная задача учителя - научить или мотивировать учеников к раскодированию чужой печатной речи с целью её понимания через анализ художественного текста. Известно из работ психологов и практики начального обучения, что у учащихся начальных классов особое восприятие художественных произведений. С одной стороны, оно фрагментарно, дети уделяют внимание отдельным деталям в ущерб целостности, слабо понимают подтекст, мотивы поступков героев. С другой стороны, у ученика в этом возрасте достигает значительного развития эмоциональная сфера, и он способен воспринимать читаемое "чувствами", активно реагировать на события, при условии, что текст ярок, динамичен, эмоционален.
Основная задача учителя - научить или мотивировать учеников к раскодированию чужой печатной речи с целью её понимания через анализ художественного текста.
Этапы работы над литературно-художественным произведением.
Осмысление учащими литературного произведения.
Этап работы
Приемы работы
I.
Подготовка к чтению
Введение в тему
Слово учителя или беседа
II.
Первичное целостное восприятие произведения
Чтение вслух (I класс) или ''про себя'' (II-III классы), чтение учителя
III.
Проверка первичного восприятия
Ответы на вопросы, выясняющие представление о прочитанном
IV.
I ступень анализа – понимание фактического содержания текста
Последовательное чтение текста учащимися и комментирование его содержания с помощью учителя
V
II ступень анализа – понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступков
Анализ картин или смысловых частей текста с помощью выборочного чтения и ''словесного рисования'' по воображению
VI
Синтез – целостное восприятие (целостное осмысление идейно-образной стороны произведения)
Самостоятельная оценка учащимися прочитанного. Выражение отношения к прочитанному в высказываниях. Выразительное чтение
Остановимся на каждом из этапов более подробно.
На подготовительном этапе урока использую приёмы работы, формирующие тип правильной читательской деятельности:
– предварительное
рассматривание иллюстраций, работу с названием произведения, выделение из текста ориентирующих слов.
Во вступительной беседе я актуализирую имеющиеся знания детей, обращаясь к читательскому опыту. В беседе опираюсь и на личный житейский опыт детей.
Словарная работа – вид деятельности, который обязательно присутствует
на уроках чтения. В структуре урока словарная работа имеет место или на
подготовительном этапе, или на этапе анализа произведения.
Так как приемы, формирующие правильный тип читательской деятельности, предполагают активную роль ученика, работа с произведением начинается с её названия, предлагается подумать о чём может быть изучаемое произведение.
Предварительное рассматривание иллюстраций поможет уточнить
предположения по теме предстоящего чтения.
Первичное восприятие текста, как правило, на первом этапе обеспечивается таким приемом, как чтение учителем вслух. На более поздних этапах обучения чтению (III-IV
класса) я использую и другие приёмы: чтение текста специально подготовленными детьми; чтение текста детьми по цепочке; комбинированное чтение – когда учитель и вызванные ученики читают текст попеременно.
Проверка первичного восприятия – это уяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и их первичного понимания общего смысла произведения.
Самый удобный прием для этого – беседа. Число вопросов, обращенных к детям, не велико: три – четыре, не более. Например:
- Понравилось ли вам произведение?
- Что особенно понравилось?
- Когда было страшно?
- Что вызвало ваш смех?
- Когда героя было жалко?
- А было ли вам стыдно за героя? И т.п.
Ответы детей являются ориентиром для анализа произведения. В некоторых случаях такая беседа завершается проблемным вопросом. Поиск ответа на него делает анализ произведения естественным и необходимым процессом и влечет за собой чтение и обдумывание произведения.
Следующим этапом работы над художественным произведением является анализ, во время которого формируются вышеназванные читательские умения.
Самый распространенный прием анализа – постановка вопросов к
прочитанной части. Вопросы помогают детям уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения идейной направленности произведения, т.е. понять причинно-следственные связи, осознать позицию автора, а так же выбрать собственное отношение к читаемому.
По каждой части произведения должны быть заданы вопросы всех трех уровней сразу после ее прочтения, только после этого читается и анализируется следующая часть.
Неотъемлемым элементом анализа каждой части произведения должна стать словарная работа, которая помогает уяснить авторское отношение к изображаемым событиям, предполагает и наблюдения за изобразительно-выразительными средствами языка произведения.
По мнению М.С. Соловейчик, основной элемент художественной литературы – образ, именно работа над образами в их взаимодействии представляет собой анализ художественного произведения. В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т.д.), и смысл этого образа, т.е. нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения.
План работы по образному анализу.
1. так как в детской литературе художественным образом прежде
всего является персонаж, то в первую очередь проводится
работа над характером героя с опорой на сюжет (характер
проявляется только в действии и нельзя отрывать анализ
характера от сюжета). Кроме того, героя характеризуют его
речь и ремарки автора (пояснения относительно внешности,
особенностей поведения действующих лиц).
2. Рассматриваются взаимоотношения героев, так как на этом
строится любое действие в эпическом произведении. При этом
необходимо, что бы дети поняли мотивацию, причины поведения
персонажей.
3. Если в произведении имеются описания пейзажей или интерьера,
рассматривается роль в тексте.
4. На основе анализа взаимодействия образов выявляется идея
произведения. Понимание идеи вплотную приближает учащихся к
осознанию позиции автора-собеседника, потому что идея - это
то, что именно хотел сказать автор своим произведением.
5. Сначала разбор – это общение с произведением и его автором,
ученик так же является собеседником, хорошо, если выявляется
личное отношение читателя к описанному (к содержанию) и к
тому, как это сделано (форме).
Остановлюсь более подробно на основных этапах образного анализа.
Анализ образа героя учит разбираться в том, как писатель изображает
действующих лиц, открывая то, что скрыто от глаз: мысли и чувства
персонажей, черты их характера. Нужно приучить детей судить об основных качествах персонажей, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам, их вызвавшим; последнее, как известно, дается младшим школьникам труднее.
Использую ряд приемов, которые помогают организовывать работу над
характеристикой персонажа. Вот некоторые из них:
1) называю качества персонажей и прошу учащихся привести
примеры, их подтверждающие;
2) детям предлагается самостоятельно назвать свойство характера
героя (это доступно младшим школьникам, если персонаж имеет не
более двух – трех качеств характера и показан в действии);
3) сопоставляются герои одного произведения или близкие по тематике
произведений. Наиболее легкий вид сравнения –
противопоставление. При сравнении уточняется авторское отношение
к героям.
Роль пейзажа в эпическом произведении двояко. Он способствует созданию общего настроения или уточняет характеристику персонажа. Описание интерьера также помогает глубже понять уклад жизни, характер действующих лиц.
Осознание идеи произведения – это понимание основной мысли автора, ради которого он создал свое творение. Авторское отношение к героям, их взаимоотношения, к событиям, важно раскрывать постепенно.
Н.Я. Мещерякова выделила ряд приемов, способствующих выявлению
авторского отношения к действующим лицам:
1) учитель сам характеризует отношение автора к герою, а учащиеся
подтверждают это с помощью текста;
2) учитель привлекает внимание детей к авторским словам, косвенно
характеризующим героя, так называемым ''эмоциональным знаком'',
ученики ''расшифровывают'' то или иное действие, выражение лица,
интонацию героя и на этом основании определяют характер
отношения автора к персонажу;
3) совместно с учителем дети проводят ''эксперимент'': исключают их
текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку, что
помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристики
персонажа;
4) при отсутствии ремарок автора ученики придумывают их совместно с
учителем.
Известно, что для развития школьников важно формировать их личное
отношение к прочитанному. Однако не следует выделять это в специальный этап урока. Рассуждения о собственном отношении учащихся к прочитанному должны пронизывать всю работу над текстом.
Методисты выделяют ряд приемов, помогающих ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному. К ним относятся: чтение по ролям, пересказ, выразительное чтение.
Чтение по ролям применяю при работе с текстами, насыщенными
диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка, басня. Чтобы
осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить:
выбрать эпизод, который может быть прочитан по ролям; затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, определить сколько нужно учеников, чтобы прочитать сцену по ролям. После этого можно предложить детям найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию их реплик и подготовиться к чтению. В заключении эпизод читается по ролям вызванными к доске учениками.
Пересказ текста помогает ребенку осознать свое собственное отношение к
прочитанному. Более подробно пересказ как творческий вид работы будет описан в следующем параграфе.
Выразительное чтение текста базируется на таком качестве навыка чтения,
как выразительность – способность средствами устной речи передать
слушателям свое отношение к идеи произведения.
По мнению В.С. Соловейчик, выявление авторской позиции не нужно делать при анализе каждого текста, а лишь тогда, когда учитель чувствует необходимость более глубокого осознания детьми авторской идеи. Побуждение детей к формированию идеи произведения высказыванию собственного отношения не должно быть дидактично, прямолинейно, оно должно следовать из всех раздумий о прочитанном.
Третьим этапом работы над художественным произведением является
вторичный синтез – этап работы, который предполагает обобщение по
произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного. На этапе обобщения обычно используются такие приемы работы, как беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами, заключительное слово учителя.
. Обращение к тексту должно быть оправданно какой-либо новой поставленной задачей, например подготовкой к чтению по ролям, к пересказу, к выразительному чтению, отбором материала для характеристики главных героев. В последнем задании может быть предложено определенная система:
- внешний вид;
- поступки;
- прямая речь героя;
- высказывания других персонажей о герое;
- его собственные мысли.
Анализ художественного произведения осуществляется посредством
разного рода творческих работ, значение которых заключается в том, чтобы
образно и ярко ''оживить'' прочитанное, воссоздать его в воображении,
предоставить учащимся возможность заново почувствовать, пережить, сделать ближе, а значит, лучше понять то, что описано в литературном произведении.
Итак, творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими-
либо изменениями. М.Р. Львов выделил следующие варианты изменений:
- добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая
изображена в произведении;
- придумать, как могли разворачиваться события дальше;
- изменить рассказчика (повествование ведется от третьего лица –
пересказ строится от первого лица; повествование – с точки
зрения рассказчика, а пересказ предлагается построить с точки
зрения главного героя или другого персонажа);
- изменить грамматическое время глаголов. При этом обязательно
нужно обратить внимание детей на то, как меняется изображение
события. Например, употребление в место глаголов прошедшего
времени глаголов настоящего времени создает эффект присутствия,
приближая читателя к изображенному событию.
Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают
видеть позиции разных героев, сопереживать им.
Содержание работы по анализу текста в 1-4 классах.
класс
Этапы
Содержание работы
этапы
Этапы
Содержание работы
Этапы
Содержание работы
Этапы
Содержание работы
1
Проверка первичного восприятия
Вопросы по содержанию
Понимание фактического содержания
Работа по определению реального и нереального в тексте
Работа по определению малых жанров
Понимание мыслей, чувств героев, оценка поступков
Работа над нахождением главной мысли, сформулированной в тексте
Целостное осмысление идейно- образной стороны произведения
Оценка по
Предложенному
алгоритму
2
Вопросы, определяющие осмысленность чтения
Работа по эмоциональному характеру текста
Работа над определением выразительных средств
Работа над определением мотивов в поведении героев из предложенных вариантов
Самостоятельная
оценка
3
Вопросы , направленные на понимание содержания текста и подтекста автора
Работа над характеристикой персонажей
Определение рассказчика, героя
Работа над самостоятельным определением мотивов поступков героев, формулируют тему и главную мысль
Аргументированная
собственная точка
зрения
4
Вопросы, направленные на понимание идейного содержания произведения
Работа над характеристикой персонажей в соответствие с авторским замыслом
Определение авторской позиции.
Работа по выявлению авторского замысла, посредством анализа сюжета и постижения подтекста
Развёрнутое
Аргументированное
высказывание,
в соотнесении с
авторской позицией
В процессе работы над художественным произведением дети преобретают важные практические умения, представления:
-могут спрогнозировать события, в жизненной ситуации
-развиваются пространственные представления, необходимые для усвоения ряда учебных предметов, в частности географии.
-стимулирует учащихся к чтению произведения во внеурочное время.
- высказывают точку зрения в форме оценочных суждений, в виде высказывания собственных мнений, чувств, эмоций.
-ответы на многие возникающие вопросы дети ищут в справочниках, словарях, энциклопедиях. Таким образом, происходит поиск нужной информации, строится работа с дополнительной литературой, в особенности с научно- популярной.
Дети в своих высказываниях используют мысли, употребляют термины, обороты речи автора. При чтении у школьника возникает много вопросов, поиск ответов на них играет особую роль в развитии читательской самостоятельности. Книга учит отличать добро и зло, делать соответствующие выводы, помогает понимать взаимоотношения между людьми, способствует развитию дружбы в коллективе, развивает эмоционально-ценностное отношение к миру дети радуются, когда герои книги находят выход, казалось бы, из безвыходных ситуаций, осуждают отрицательных персонажей. Книга даёт материал и стимул для творчества детей.
Рассматривая конкретное произведение, считаю важным соотнести его с уровнем восприятия художественной литературы младшими школьниками, чтобы прогнозировать, как оно будет воздействовать на читателя. Уровни восприятия подробно описаны и исследованы 3.И.Романовской.
Диагностика уровня восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста.
Данную диагностику осуществляю на основе классификации уровней, данной З.И. Романовской. Исходя из целей и задач курса, особенностей программы, учитывая этапы работы, выделены критерии, по которым можно определить уровень восприятия художественного произведения учащегося на выпуске из начальной школы:
Наличие устойчивого интереса к чтению книг;
Показатели техники чтения;
Уровни восприятия художественного произведения;
Читательский кругозор;
Усвоение программы в целом;
Рассмотрим их с примерами, начиная с наиболее низкого уровня.
Фрагментарный уровень (низкий)
-нет интереса к чтению книг, читает по необходимости;
- техника чтения вслух ниже 90 слов в минуту, темп чтения про себя такой же, слабо осознаёт прочитанное;
- констатирующий уровень восприятия;
-ограниченный читательский кругозор;
-программа усвоена частично.
У детей, находящихся на фрагментарном уровне, отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отмечают динамику эмоций. Воображение развито слабо. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения. Не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.
Констатирующий уровень (средний)
-интерес к чтению книг проявляет, но он неустойчив;
- техника чтения вслух более 90 слов в минуту, чтение про себя осознанное, но по темпу недостаточно беглое;
-восприятие произведения на уровне “героя”;
-читательский кругозор недостаточно широк;
-программа усвоена частично.
Читатели, относящиеся к данной группе, отличаются точной непосредственной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им ещё трудно: они не владеют соответствующей лексикой. Не всегда понимают, как события связаны друг с другом. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными.
Уровень героя (выше среднего)
-устойчивый познавательный интерес к чтению книг;
-техника чтения вслух более 100 слов в минуту, осознанное чтение про себя на 20-30 слов выше чтения вслух;
-восприятие произведения на уровне “героя” или на уровне “идеи”;
- читательский кругозор может ограничиться знанием определённых жанров, тем или отдельных авторов;
- программа усвоена частично.
Читатели, находящиеся на уровне героя, отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей. Дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения.
Уровень идеи ( Высокий уровень)
-сформирован устойчивый интерес к чтению книг;
- техника чтения вслух более 110 слов в минуту, осознанное чтение про себя на 50 слов выше чтения вслух, самостоятельная подготовка к выразительному чтению;
-восприятие произведения на уровне “идеи”;
- широкий читательский кругозор;
- программа усвоена полностью.
Читатели, относящиеся к данной группе, способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они размышляют над прочитанным. Могут определить проблему, стоящую в произведении.
Результативность моей работы над формированием читательской самостоятельности можно представить в следующей таблице:
Восприятие
изобразительно-выразительных средств
Воспроизведение в воображении картины жизни
Причинно- следственные связи
Динамика эмоций
Определение авторской позиции
Освоение
идеи произве-
дения
Уровни читательского восприятия
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Фрагментарный
13
8
6
5
Констатирующий
4
7
12
12
Уровень героя
2
4
6
10
Уровень идеи
1
1
Таким образом, я определяю уровни читательского восприятия по нарастающей траектории: фрагментарный, констатирующий, уровень героя, уровень идеи. Результаты диагностики позволяют мне дифференцировать работу с учениками. Овладев умением анализировать художественное произведение, ребёнок приобретает и практические навыки:
учится добывать информацию из других источников, при возникновении проблемы он может обратиться к книге и научить других.
Обогащает свою лексику, встраивая в речь художественные выразительные средства.
Использует авторские приёмы как образец при создании своего произведения.
Ребёнок сможет оценить ситуацию, в которой он находится, различить добро и зло, выбрать правильный путь действия.
Работая в системе над анализом художественного произведения, дети из замкнутых, неспособных выразить свою точку зрения превращаются в аргументированных собеседников, способных определять свое я! в жизненной ситуации.
-