Публикации Использование мультимедийных лекций в обучении студентов музыкального колледжа

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование мультимедийных лекций в обучении студентов музыкального колледжа
Автор: Замиховская Виктория Александровна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЛЕКЦИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА.
THE USE OF MULTIMEDIA LECTURES IN TEACHING MUSIC COLLEGE STUDENTS.
Замиховская Виктория Александровна
преподаватель кафедры музыковедения,
композиции и методики музыкального образования,
Краснодарский государственный институт культуры,
г. Краснодар.
Zamikhovskaya Victoria Aleksandrovna
Lecturer at the Department of Musicology,
Composition, and Methods of Music Education,
Krasnodar State Institute of Culture,
Krasnodar e-mail: viktoria-110692@mail.ru
Аннотация
В статье рассматриваются современные цифровые образовательные средства в музыкальном образовании, в том числе мультимедийные лекции для формирования профессиональных компетенций студентов музыкального колледжа на занятиях по музыкальной литературе. Описаны возможности мультимедийной лекции, уровни и критерии оценки компетенции анализа музыкального произведения и применения теоретических знаний. Представлено опытно-поисковое исследование эффективности курса мультимедийных лекций в формировании этих компетенций.
Annotation
The article discusses modern digital educational tools in music education, including multimedia lectures for the formation of professional competencies of music college students in music literature classes. The possibilities of a multimedia lecture, the levels and criteria for assessing the competence of analyzing a musical composition and applying theoretical knowledge are described. An experimental and exploratory study of the effectiveness of a multimedia lecture course in the formation of these competencies is presented.
Ключевые слова: музыкальная информатика, цифровизация, мультимедийная лекция, современные методы, профессиональные компетенции.
Keywords: music informatics, digitalization, multimedia lecture, modern methods, professional competencies.
В условиях цифровизации и компьютеризации возрастает потребность в модернизации обучения в колледжах для подготовки компетентных специалистов, владеющих цифровыми технологиями. Целью образовательных программ является формирование общих и профессиональных компетенций, позволяющих использовать как традиционные, так и современные формы организации образовательного процесса. В музыкальном колледже традиционно используются нотные хрестоматии, аудиозаписи и учебные пособия. Мультимедийные средства обучения обладают большими возможностями для овладения компетенциями, и обучающиеся заинтересованы в их применении. В музыкальном воспитании мультимедийные технологии применимы в любой деятельности. Примеры: онлайн-тренажеры сольфеджио и музыкальной литературе.
В музыкальном профессиональном образовании мультимедийная партитура используется как современное дидактическое средство при изучении музыкально-теоретических дисциплин. Она реализует принцип наглядности обучения, повышает заинтересованность, оптимизирует понимание и запоминание материала, воспитывает культуру зрительского восприятия.
Кроме того, мультимедийные лекции предоставляют широкие возможности для дифференцированного подхода к обучению. Преподаватель может использовать различные типы визуальных материалов, адаптируя их к индивидуальным потребностям и способностям каждого студента. Например, для студентов с визуальным типом восприятия будут особенно полезны графики, схемы и анимации, а для студентов с аудиальным типом – аудиозаписи и видео-лекции с подробным анализом музыкальных произведений. Такой подход позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося и создавать оптимальные условия для его обучения.
Наконец, мультимедийные лекции позволяют эффективно использовать учебное время, делая его более продуктивным и насыщенным. Преподаватель может заранее подготовить все необходимые материалы, структурировать информацию и представить ее в логичной и последовательной форме. Это позволяет избежать повторений и лишних отступлений от темы, а также уделить больше времени практическим занятиям и дискуссиям. Использование интерактивных элементов, таких как опросы, тесты и викторины, позволяет оперативно оценивать уровень усвоения материала и корректировать учебный процесс в режиме реального времени. В конечном итоге, мультимедийные лекции способствуют повышению качества образования и формированию высококвалифицированных специалистов в области музыки.
Ключевая компетенция педагога-музыканта – способность к теоретическому и исполнительскому анализу музыкального произведения и применению теоретических знаний в музыкально-педагогической деятельности.
На констатирующем этапе опытно-поискового исследования проводился первичный срез уровня аналитических навыков студентов. Использовались тестовые задания, направленные на выявление знания базовых музыкально-теоретических понятий, умения определять структуру музыкального произведения, анализировать гармонические обороты и распознавать особенности мелодического развития. Полученные данные позволили определить исходный уровень подготовки студентов и выявить области музыкально-теоретических знаний, требующие особого внимания в процессе обучения.
Формирующий этап был посвящен внедрению мультимедийного курса лекций в учебный процесс. Курсвключал в себя интерактивные лекции, видеоматериалы, аудиопримеры и тесты для самоконтроля. Особое внимание уделялось визуализации сложных музыкально-теоретических концепций и их практическому применению при анализе музыкальных произведений различных стилей и эпох. В ходе формирующего этапа проводился мониторинг учебной деятельности студентов, выявлялись трудности в освоении материала и вносились коррективы в структуру и содержание курса.
Контрольный этап предполагал повторное тестирование уровня аналитических навыков студентов после прохождения курса лекций. Использовались задания, аналогичные тем, что применялись на констатирующем этапе, но с учетом пройденного материала. Сравнительный анализ результатов тестирования до и после внедрения мультимедийного курса позволил оценить его эффективность в формировании аналитических навыков студентов.
Результаты показали, что большинство студентов положительно оценивают применение мультимедийного курса лекций. Они отмечают удобство использования, наглядность представленной информации, возможность самостоятельного изучения материала в индивидуальном темпе и повышение интереса к музыкально-теоретическим дисциплинам. Вместе с тем, были высказаны предложения по дальнейшему совершенствованию курса, в частности, по расширению интерактивных элементов и включению большего количества практических заданий, ориентированных на развитие аналитических навыков в области современной музыки. Первичная диагностика уровня формирования профессиональной компетенции у студентов показала, что навыки музыкального анализа преимущественно на среднем и высоком уровнях. Результаты опытно-поискового исследования (тесты и контрольное задание) подвергались качественной и количественной обработке по критериям оценки уровня формирования профессиональной компетенции. Студенты отметили удобство, простоту восприятия и эффективность курса в организации самостоятельной работы. И выразили интерес к созданию подобных курсов самостоятельно.
Исследование показало положительную динамику формирования профессиональной компетенции. Сравнение результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах продемонстрировало значительную положительную динамику, подтверждая гипотезу исследования. Апробация мультимедийного курса лекций по музыкальной литературе показала его соответствие требованиям, дополнение к традиционным формам обучения, повышение интереса и успеваемости, возможность индивидуального темпа обучения, упрощение практических заданий и стимулирование к изучению материала, делая предмет более современным.
Список литературы:
1.Буторина Н. И., Коновалов А. А. Принципы и подходы к формированию профессионально-специализированных компетенций у студентов в области музыкально компьютерных технологий // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2019.№ 1. С. 118–124.
2.Нежинская Т. А. Принципы формирования специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018.№ 42. С. 91–95.
3.Коновалов А. А. Деловая игра как педагогическая технология формирования профессионально-специализированных компетенций студентов на занятиях по музыкальной информатике // Высшее образование сегодня. 2017. № 9. С. 25–29.
4.Чепайкина А. П., Нежинская Т. А. Использование цифровых технологий в музыкальном образовании обучающихся игре на флейте // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2022. № 2. С. 87–94.
5.Красильников И. М. Исполнительство как вид интерактивного музицирования школьников // Педагогика искусства. 2018. № 2. С. 116–126. URL: krasilnikov_116–126.pdf? ysclid=lecxosn2sb681827901.
1
-