Публикации Проектно-исследовательская деятельность как инструмент подготовки к ДЭ по профессии Повар, кондитер.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектно-исследовательская деятельность как инструмент подготовки к ДЭ по профессии Повар, кондитер.
Автор: Псарёва Елена Борисовна

ДокладПроектно-исследовательская деятельность как инструмент подготовки к ДЭ по профессии Повар, кондитер.В основе проектно-иследовательской деятельности лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умение самостоятельно использовать свои знания, развитие творческого мышления. Эта деятельностьпредполагает решение какой-то проблемы, предусматривает использование разнообразных средств обучения, позволяет обьеденить знания, умения, навыки.В своей практике я применяю проектную деятельность, так как она способстует подготовке обучающихся к демонстрационному экзамену, создает условия, при которых обучающиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, что особенно важно при формировании и общих, и профессиональных компетенций, а также для дальнейшего совершенствования профессионального мастерства.В процессе проектной деятельности обучающиеся приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа); развивают логическое мышление.Проектно-иследовательскую деятельностьвыполняем в ходе учебной практики. Я предлагаю обучающимся самостоятельно подобрать интересные исторические сведения, практические задания с решениями, и оформить всё это в формате слайд – шоу, мультимедипрезентации, технологической карты и т.д. Защите проектов уделяю большое внимание, это позволяет логически завершить проектную работу, дать возможность самооценки и сторонней оценки.Алгоритм организации иследовательской деятельности:1. Выбор темы проекта–я отбираю возможные темы и предлагает их обучающимсяобучающиеся обсуждают и принимают общее решение по теме2. Выбор подтем в темах проекта– я предварительно выбираю подтемы и предлагаюобучающимся для выбора–каждый обучающийся выбирает себе подтему или предлагает новую.3. Формирование творческих групп– я провожу организационную работу по объединению обучающихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности–обучающиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.4. Определение форм выражения итогов проектной деятельности–обучающиеся в группах обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты и т.д.5. Разработка проекта– я консультиру, координиру работу обучающихсяобучающиеся осуществляют поисковую деятельность6. Оформление результатов–обучающиеся группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.7. Презентация– я организу экспертизу(например, приглашает в качестве экспертов специалистов от работодателей или других преподавателей, или обучающихся с др. групп)– обучающиеся докладывают о результатах своей работы. Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей обучащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.В урочное и внеурочное время обучающиеся под моим руководством активно разрабатывают информационно-исследовательские проекты. Например, урок- проект по учебной практике: ПМ 02. «Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента»Тема урока: Приготовление мучных кулинарных изделий. Цель: Интеграция общеобразовательного профессионального цикла учебного плана профессиональной образовательной программы.Задачи:
  • развитие навыков исследовательской деятельности;
  • формирование компетенций (ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 2.1, ПК 2.6
  • отработка профессиональных навыков по приготовлению мучных кулинарных изделий;
  • развитие коммуникативных навыков умений работы в команде;
  • воспитание приемлемости и уважении к культуре разных народов.
  • Описание проектаВопросы учебной темы:1. История происхождения выбранного изделия.2. Разнообразные рецептуры изделий.3. Приготовление мучных кулинарных изделий. Правила подачиТемы исследований обучающихся:
  • «Путешествие в историю» - происхождение и особенности приготовления выбранных изделий
  • Нахождение разных рецептур изделий.
  • Практическая работа по приготовлению мучных кулинарных изделий.
  • Представление результатов деятельности по проекту:
  • Презентации обучающихся.
  • Технологические карты
  • Практическая работа: приготовление и подача мучных кулинарных изделий.
  • Сроки проведения: 2 недели Программно-техническое обеспечение: компьютер доступ в Интернет, принтер, сканерДополнительное оборудование:рабочие ученические места на базе мастерской поваровколледжа; посуда, инвентарь, сырье; проектор, экранХод урока:
  • Вступительное слово руководителей проекта: объявление темы, постановка целей и задач.
  • Защита работы по проектной деятельности
  • – презентация;классические и национальные мучные изделия, презентация в электронном виде
  • Дегустация
  • Оценивание:
  • самооценка– оценка педагоговоценка коллег по группеПодведение итогов.Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающие прежде всего умение формирование профессиональных компетентностей обучающихся.Главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.По проблематикеПроектИсследованиеОценка ситуации социо-культурного характера, как неудовлетворительной; обозначение проблем, порождающих напряженность ситуации; выделение причин.Оценка ситуации как познавательной проблемы, связанной с отсутствием объяснения причин того или иного явления, события.По наличию гипотезыИсследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.Проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.Этапы проектной деятельностиЭтапы исследования:1.Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;2.Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;3.Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;4.Подготовка и защита презентации;5.Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.1.Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.2.Выдвижение гипотезы.3.Постановка цели и конкретных задач исследования.4.Определение объекта и предмета исследования.5.Выбор методов и методики проведения исследования.6.Описание процесса исследования.7.Обсуждение результатов исследования.8.Формулирование выводов и оценка полученных результатовПо продуктуПроект – это замысел, план, творчество по плану.Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата.Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие.Важно различать проектные работы, где исследование выступает средством обоснования необходимости реализации проектного замысла, и исследовательские, где проектирование выступает средством построения процесса исследования, необходимого для достижения конечного результата – подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.
    -