Публикации
Выразительные средства на уроках литературного чтения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Выразительные средства на уроках литературного чтения
Автор: Липенская Татьяна Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Выразительные средства на уроках литературного чтения
Автор: Липенская Татьяна Алексеевна
Выразительные средства на уроках литературного чтенияРазвитие эмоционального восприятия художественного произведения является одной из важнейших целей уроков литературного чтения. Ученики младших классов начинают знакомиться с миром литературы, обогащают свой опыт и расширяют кругозор благодаря выражению эмоций персонажей, описанию природы, образов героев и предметов. Задача учителя заключается в том, чтобы развить способность детей понимать художественное слово, осознавать заложенный автором смысл и видеть красоту родного языка.Для достижения указанных целей используются разнообразные выразительные средства, способствующие восприятию и пониманию содержания художественных произведений:Аллитерация: повторение согласных звуков создает мелодичность речи («шепчет шелест шептала»). Ассонанс: использование гласных звуков помогает подчеркнуть настроение или атмосферу («румяна заря розовеет»). Метафора: перенос свойств одного предмета на другой позволяет глубже раскрыть образ героя («глаза горят огнем»). Сравнение: сопоставление двух объектов усиливает восприятие («веселится лес, словно праздник идет»). Гипербола: преувеличение придает особый колорит произведениям фольклора («храбрый богатырь вырос ростом в три сажени»). Ирония: скрытая насмешка заставляет задуматься над истинным значением сказанного («ну, здравствуй, мой храбрец!»). Олицетворение: наделение неживых предметов чертами живых существ оживляет повествование («речка улыбнулась солнцу»). Эпитеты: красочные прилагательные помогают создать яркие образы («золотые лучи солнца», «бархатная ночь»). Эти средства делают речь яркой, насыщенной эмоциями и чувствами, формируют чувство прекрасного, воспитывают любовь к родному языку.Чтобы уроки были интересными и познавательными, рекомендуется применять следующие подходы:1. Работа с иллюстрациями: иллюстрирование книг способствует лучшему усвоению материала, развитию воображения и внимания учеников.2. Драматизация фрагментов текста: инсценировка эпизодов помогает детям почувствовать себя участниками события, активизирует воображение и развивает актерские способности.3. Создание творческих заданий: рисование собственных иллюстраций, сочинение рассказов по картинкам способствуют формированию навыков творческого письма и фантазии.4. Анализ особенностей стиля автора: изучение манеры изложения авторов учит школьников различать особенности разных писателей и формирует умение анализировать художественный текст.5. Использование межпредметных связей: связь с предметами искусства, музыки, истории помогает расширить представление о культуре народа, обогатить духовный мир ребенка.6. Разбор пословиц и поговорок: народные мудрости раскрывают отношение народа к жизни, природе, труду, семье и другим важным аспектам существования.Таким образом, изучение способов художественной выразительности на занятиях по литературному чтению помогает учащимся более полно осознать суть произведения, создать обстановку, способствующую творчеству, и положительно влияет на их интеллектуальный и нравственный рост. Читательские навыки необходимо формировать планомерно и последовательно, начиная с начальной школы и продолжая в средней школе.
