Публикации
Проект по трудовому воспитанию "Маленькие помощники"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект по трудовому воспитанию "Маленькие помощники"
Автор: Колумбина Дарья Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект по трудовому воспитанию "Маленькие помощники"
Автор: Колумбина Дарья Николаевна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 11
Маленькие помощники
Полысаево 2025
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 11
Маленькие помощники
Педагогический проект по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Составители:
Колумбина Дарья Николаевна,
воспитатель старшей группы
Полысаево 2025
Составитель:
Колумбина Д. Н., воспитатель МАДОУ № 11
Проект по трудовому воспитанию в старшей группе Маленькие помощники направлен на формирование у дошкольников положительного отношения к труду, развитие трудовых навыков и социально значимых личностных качеств.
Проект могут использовать в своей работе педагоги дошкольных образовательных организаций.
Проект [Текст] / сост.: Д.Н. Колумбина – Полысаево, 2025. – 20 с.
Содержание
Паспорт проекта………………………………………………………………..
4
Актуальность проекта………………………………………………………….
6
Цели и задачи проекта………………………………………………………….
7
План мероприятий……………………………………………………….…..….
7
Оценка результатов реализации проекта………………………………….….
11
Литература……………………………………………………………………….
12
Приложения………………………………………………………………………
13
Паспорт проекта
Название
Маленькие помощники
Тип проекта
Образовательный, информационно-познавательный, творческий
Разработчики проекта
Колумбина Дарья Николаевна, воспитатель
Руководитель проекта
Хальпукова Наталья Юрьевна, старший воспитатель
Исполнители
Дети старшего дошкольного возраста
Родители (законные представители)
Воспитатели
Продолжительность проекта
Краткосрочный
Сроки реализации проекта
Ноябрь 2025 – декабрь 2025
Цели и задачи проекта
Цель:
формирование у детей старшего дошкольного возраста основ трудовой культуры, уважения к труду взрослых и положительного отношения к работе через активное участие в трудовых процессах.
Задачи:
- развивать интерес и мотивацию к участию в труде разного вида;
- формировать представление о профессиях, видах труда и значимости каждого вида деятельности;
- воспитывать бережное отношение к результатам своего и чужого труда;
- прививать навыки самообслуживания и помощи другим людям;
- повышать уровень самостоятельности и ответственности за порученное дело;
- привлекать родителей к совместным познавательно – тематическим мероприятиям.
Основные принципы проекта
Принцип доступности
Принцип наглядности
Принцип демократичности и гуманизма
Принцип научности
Принцип от простого к сложному
Этапы реализации проекта
1. Организационный этап
(первая неделя ноября 2025 года)
2. Практический этап
(ноябрь - декабрь 2025 года)
3. Заключительный этап
(конец декабря 2025 года)
Продукты проекта
Презентация центра трудового воспитания в группе, фотовыставка: Кая я помогаю дома
Ожидаемые конечные результаты
Для детей:
- проявляют интерес к разным видам труда, понимают значимость профессий.
- бережно относятся к результатам своего и чужого труда;- сформировано умение самостоятельно выбирать задания и доводить начатое дело до конца.- налажено взаимодействие детей друг с другом и взрослыми в процессе совместной деятельности.
Для родителей:
- осознают важность личного примера в формировании положительного отношения ребёнка к труду.
Ресурсное обеспечение
Дидактические пособия: фото, иллюстрации, плакаты, аудио, видео материалы.
Материалы и оборудование для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации).
Методическая литература, Интернет-ресурсы.
Актуальность проекта
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. В детском саду трудовое воспитание заключается в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности, в ознакомлении воспитанников с трудом взрослых. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Благодаря труду дети становятся изобретательными, внимательными, усидчивыми, обязательными, физически сильными и здоровыми.
Цель и задачи проекта
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ трудовой культуры, уважения к труду взрослых и положительного отношения к работе через активное участие в трудовых процессах.
Задачи:
Основные задачи:
- развивать интерес и мотивацию к участию в труде разного вида;
- формировать представление о профессиях, видах труда и значимости каждого вида деятельности;
- воспитывать бережное отношение к результатам своего и чужого труда;
- прививать навыки самообслуживания и помощи другим людям;
- повышать уровень самостоятельности и ответственности за порученное дело;
- привлекать родителей к совместным познавательно – тематическим мероприятиям.
План мероприятий
№
п/п
Наименование мероприятия
Сроки
Участники мероприятий
Место проведения
I этап. Организационный (первая неделя ноября 2025 года)
Цель: создание условий для реализации проекта, подбор информационного, дидактического и методического материала, обогащение РППС
1.
Изучение методической литературы, современных технологий, отбор диагностического материала по вопросам проекта
Ноябрь
2025
Педагоги
МАДОУ
2.
Выявление первоначальных знаний детей о профессиях и труде взрослых;
Ноябрь
2025
Педагоги,
дети
3.
Ознакомление родителей воспитанников с содержанием проекта
Ноябрь
2025
Педагоги, родители
4.
Составление плана работы
Ноябрь
2025
Педагоги
5.
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) в группе:
- изготовление альбомов;
- разработка алгоритмов;
- подготовка к оформлению центра трудового воспитания в группе.
В течение реализации проекта
Педагоги, родители
6.
Анкетирование родителей в рамках реализации проекта
Ноябрь
2025
Педагоги, родители
8.
Разработка конспектов занятий
Ноябрь
2025
Педагоги
II этап. Практический (с 10.11 по 19.12. 2025)
Цель: создание условий для развития познавательного интереса к миру труда, организация трудового процесса
1.
Ознакомительная беседа:Зачем нужно трудиться
Ноябрь
2025
Педагоги,
дети
МАДОУ
2.
Чтение художественной литературы;
Сюжетно – ролевые игры Строители, Пожарные, Поликлиника, Полиция, Детский сад, Супермаркет, Школа
Ноябрь - декабрь
2025
Педагоги,
дети
3.
Просмотр мультфильма Сказка про лень (1976);
Так сойдет (1981)
Ноябрь
2025
Педагоги,
дети
4.
Беседа О профессиях родителей
Обсуждение на тему Кем я хочу стать, когда вырасту (с обсуждением личностных качеств).
Ноябрь
2025
Педагоги,
дети
6.
Беседа: Мои обязанности дома и в детском саду;
Трудовые поручения:
- дежурство по столовой;
- дежурство по занятиям;
- уборка группового помещения;
- уход за цветами в зимнем саду;
- труд в природе (помощь в очистке участка от снега, сметание снега с крыльца, скамеек, игрового оборудования).
Ноябрь - декабрь
2025
Педагоги,
дети
7.
Беседа: Каждой вещи свое место (развитие навыков самообслуживания, трудовых навыков, воспитывать привычку убирать все на свои места).
Игровой момент: Кто быстрее, аккуратнее и правильно разложит свои вещи в кабинке
Начало декабря
2025
Педагоги,
дети
8.
Беседа: Почему мы должны помогать зимующим птицам? Чем можно кормить птиц?
Трудовые поручения:Кормим зимующий птиц.
Начало декабрь
2025
Педагоги,
дети
9.
Коллективное поручение: Учимся заправлять свои постели
Ручной труд:Скорая помощь для книжек
Ноябрь - декабрь
2025
Педагоги,
дети
10.
Составление рассказа на тему Кем работают мои родители Конкурс рисунков Кем я буду, когда вырасту
Середина декабря
2025
Педагоги,
дети, родители
11.
Подготовка к конкурсу центров по трудовому воспитанию;
Фотовыставка Как я помогаю дома
Конец декабря
2025
Педагоги,
дети
12.
Взаимодействие с родителями:
Анкетирование Трудовое воспитание в семье, Семейное чтение;
Консультация Приобщение ребенка к труду в семье ;
Подготовка фото детей Как я помогаю дома
Ноябрь - декабрь
2025
Педагоги,
родители
III этап. Обобщающий (Конец декабря 2025 года)
Цель: организация и проведение итоговых мероприятий по теме проекта, анализ результатов проекта
1.
Анкетирование родителей с целью оценки совместной работы по реализации проекта
Декабрь
2025
Педагоги
МАДОУ
2.
Организация тематической выставки детских работ по ИЗО (рисунки)
Ноябрь
2025
Педагоги
3.
Анализ соответствия оснащенности центра трудового воспитания оборудованием и пособиями, способствующими ознакомлению детей с видами труда
Декабрь
2025
Педагоги
6.
Представить продукты проекта в форме:
1. Тематических выставок детского творчества по итогам мероприятий.
2. Фотовыставки Как я помогаю дома
3. Оформления центра трудового воспитания в группе
Декабрь
2025
Педагоги
7.
Аналитический отчет по реализации проекта.
Декабрь
2025
Педагоги
Оценка результатов реализации проекта
№ п/п
Критерии
Показатели
1
Уровень знаний детей об основных профессиях
Доля детей, владеющих знаниями о профессиях, о труде своих родителей
2
Уровень развития коммуникативной активности детей
Доля детей с развитым активным словарным запасом по теме Трудовое воспитание
Доля детей, владеющих монологической, диалогической речью
Доля детей, владеющих навыками выразительного рассказывания
Доля детей, способных взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности
3
Уровень детей, проявляющих познавательный интерес к труду и помощи сверстникам и взрослым
Доля детей, обладающих установкой положительного отношения к трудовому воспитанию
Доля детей активно участвующих в мероприятиях проекта
4
Уровень участия родителей в образовательной деятельности
Доля родителей, принявших участие в совместных мероприятиях
Литература
Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. Пособие для воспитателя детского сада.М.,1993. -207 с.
Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.Мозаика-Синтез,2016.-128 с.
КуцаковаЛ.В. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2005.
Воспитание дошкольников в труде. Под ред. В.Г. Нечаевой – М.: Просвещение, 1983г. с.
Интернет-ресурсы:
Рутуб. Мультфильм Сказка пролень, (1976), И так сойдет (1981)
Стихотворения о труде
Загадки, пословицы, поговорки о труде HYPER13 HYPERLINK ""
HYPERLINK ""
Приложения
Приложение № 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ В СЕМЬЕ
Уважаемые родители в целях совершенствования образовательного процесса нам необходимо знать Ваше мнение.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Распределены ли в вашем доме трудовые обязанности по обслуживанию семьи?а)Даб) Нет
2. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?а) Да, конечноб) Эпизодическив) Постоянног) Не имеет3. Как относится ребенок к их выполнению?а) Выполняет охотноб) Пассивенв) Только за вознаграждение
4. Что включает в себятрудоваядеятельность Вашего ребёнка?
а) самообслуживание
б) убирает игрушки
в) помогает мыть посуду
г) ничего не делает
д) другое(напишите, что именно)
5. Ваш ребенок дома убирает стол после игры, игрушки?
а) да, но только после напоминания
б) убирает, но только с моей помощью
в) убирает сам, без напоминания
г) не убирает вообще
6. Какие методы ввоспитании трудолюбияиспользуются вами дома?
а) собственный пример
б) поощрение
в) обучение
г) не занимаюсь такимвоспитанием
д) другое(напишите, что именно)
7. В чём Вы видите наибольшиезатруднения?
а) ребёнок не хочет выполнятьтрудовые поручения
б) задания взрослого забывает
в) не доводит начатое до конца; не проявляет себя при выполнении работы;
г) готов бросить дело призатруднении; сомневается,
д)затруднений нет8. Поощряете ли Вы ребенка за выполнение трудового поручения?а) Даб) Нет
9. Наказываете ли Вы ребенка за невыполнение трудового поручения?а) Даб) Нетв) Никогда
10. Привлекаете ли Вы ребенка к совместной работе?а) Даб) Нет
11. Занимается ли Ваш ребёноктрудом на свежем воздухе(уборка территории у дома или на даче, принимает ли посильное участие вродительских субботниках, помощь в огороде, саду и другое)? ___
12. Кому, по Вашему мнению, принадлежит ведущая роль ввоспитаниидетей, в том числе и втрудовом:
а) семье
б) детскому саду
в) семье и детскому саду?
13. Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребенка?а) Даб) Нет
Приложение № 2
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно
1.Есть ли у вас дома библиотека, и как она выглядит?
* несколько книжных полок;
* книжный шкаф;
* стеллаж с книгами;
* другое........................................................................ .
2. Есть ли у вашего ребёнка свой уголок с книгами?
* да;
* нет.
3. Часто ли вы читаете ребёнку книги?
* каждый день;
* когда попросит;
* каждый вечер перед сном;
* иногда.
4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребёнка: .....................................................................................................................................
5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребёнку произведений: .....................................................................................................................................6. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном?
* да;
* нет
* иногда.
7. Может ли ваш ребёнок назвать недавно прочитанные с вами книги?
* да;
* нет;
* не знаю.
8. Может ли ваш ребёнок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?
* да;
* нет;
* не знаю.
9. На Ваш взгляд, семейное чтение – это: (нужно отметить)
∙Литература, интересующая всех членов семьи или ее части
∙Обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью
∙Чтение вслух для всех членов семьи
∙Книги для каждого члена семьи отдельно
∙Когда все члены семьи заняты чтением
Приложение № 3
ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ
1. Маленькое дело лучше большого безделья.
2. Поспешишь - людей насмешишь.
3. Не спеши языком - торопись делом.
4. Умелые руки не знают скуки
5. Сделал дело - гуляй смело.
6. Скучен день до вечера - коли делать нечего.
7.В деле не сила нужна, а умение.
8. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
9. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
10.Делу время, а потехе час.
11.Труд человека кормит, а лень портит
12.Кто любит трудиться, тому на месте не сидится
13.Терпение и труд все перетрут
ЗАГАДКИ
Он приучает детишек к порядку,
Он проверяет ребячьи тетрадки.
Научит детей, и писать, и читать,
И складывать цифры, и вычитать. (Учитель)
Отгадайте, что за диво:
Хоть она и молчалива,
Может много рассказать,
Разных знаний передать (книга)
Белый, а не снег
Пишет, но не карандаш
Его стирают, но это не одежда (мел)
Стоит огромныйСветлый дом.Десятки тысячКнижек в нём (библиотека)
Достанет книги все для нас,Любой рассказ она нам даст.Где книга каждая стоит,Она покажет, объяснит.
Конечно, это не аптекарь,А наш…(библиотекарь)
СТИХИ
ВЕТЕРИНАР
Звери, птицы, все, кто болен,
Кто здоровьем недоволен!
Вас зовёт ветеринар -
Перевяжет, даст отвар.
ДОЯРКА
Утром солнце светит ярко,
Молочко несёт доярка.
Тёплое, коровье,
Детям на здоровье.
ПРОДАВЕЦ
Мы приходим в магазин.В нёмобилие витрин.Выбрать нужную покупкуПродавец поможет чуткий.
УЧИТЕЛЬ
В городах больших и сёлах
С утра звенит звонок
И спешат ребята в школу –
Начинается урок.
ДВОРНИК
Кто выходит спозаранку
Раньше всех людей во двор
И как будто бы выводит
На земле метлой узор?
ВОДИТЕЛЬ
Есть профессия водитель,Или попросту, шофёр.Дальних он дорог любитель,Где свобода и простор.
БИБЛИОТЕКАРЬ
Если книжка изорвалась,
И обложка оторвалась,
Ей поможет книжный лекарь –
Звать его – библиотекарь.
В книжку он страничку вклеит,
И обложку к ней приклеит,
Станет книжка снова новой,
Станет целой и здоровой!
Приложение № 4
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Профессии
Цель.Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими.Ход игры.Вы задаете ребенку вопрос: " Что делает…..?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях.
Кому что нужно для работы?
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий.)
Учителю - указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
Игра Покажи, как это делать
Цель: закреплять умения выполнять разные виды трудовой деятельности, закреплять навыкиправильного выполнения трудовой деятельности, воспитывать уважение к труду людей.Оборудование: два стола, инвентарь для манипуляций в видах деятельности.Ход игры: Дети сидят полукругом. Правила игры: ребенок выходит к столу, на котором расположены разные предметы длявыполнения разных видов деятельности. Воспитатель просит ребенка: Покажи, пожалуйста, всемнам, как нужно правильно протирать листья у цветов, Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно правильно складывать вещи и так далее.
Игра Угадайте, что я делаю?
Цель: Расширять у детей представление о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры:Воспитатель с детьми берутся за руки и встают по кругу. В центр круга входит ребенок. Все идут по кругу и говорят: Что ты делаешь - не знаем, поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия, показывая их не только движениями, но и по возможности передавая звуками. Например: чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке и так далее.
Приложение № 5
Консультация для родителей
Приобщение ребенка к труду в семье
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в труде организовывается так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.
Труд развивает умственные способности ребенка: его сообразительность.
В труде ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и познает мир социальных отношений между людьми.
Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию нравственных качеств.
Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А вот отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности и эгоизма.
Советы:
1. Не запрещайте ребенку помогать вам.
Наоборот, надо выражать радость и дать понять ребенку, что без его помощи вам не обойтись. Если вы опасаетесь, что ваша квартира сильно пострадает после такой помощи, то давайте задания сами. Можно попросить собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы или дать другие несложные задания. После выполнения поручения, обязательно похвалите его, даже если что-то получилось не так. Понятно, что взрослым проще и быстрее сделать все самим, но дайте ребенку возможность ощутить свою полезность.
2. Превратите домашнюю работу в игру.
Вариантов много, можно устроить соревнование: кто быстрее соберет игрушки, кто чище вымоет тарелку и т.д. Можно приобщать к выполнению работы игрушки: мама с зайцем моет посуду, а дочка с мишкой протирают пыль. Еще вариант – придумать небольшую сказку о выполняемом поручении. Возможно, вы придумаете свою игру. Самое главное, чтобы ребенку было интересно.
3. Доверьте ребенку выполнять определенные вещи.
В семье у каждого должны быть распределены обязанности. Надо дать малышу почувствовать себя полноценным помощником. Когда ребенок увидит, что каждый в семье выполняет свои обязанности, то он осознает свою важность и не будет отказываться от работы.
4. Объясняйте ребенку, что вы от него хотите.
5. Самое главное – не забывайте хвалить ребенка! Родители часто совершают ошибку, обещая за выполненную работу материальные поощрения, например: вымоешь посуду – куплю мороженое. Ребенок быстро привыкнет к такой схеме и будет вам помогать только за определенное вознаграждение.
Надо приучать малыша к тому, что помогая вам, он приносит пользу близким людям. Давайте малышу задания, которые у него лучше получаются.
6. Не забывайте, что родители всегда являются примером для детей.
Обратите внимание, с какими эмоциями, словами, настроением вы выполняете домашнюю работу. Если она вызывает у вас отвращение, раздражение, вы всем своим видом показываете, как ненавидите мыть пол или посуду. Старайтесь всем своим видом и поведением вызвать у ребенка желание вам помочь. Он должен понять, что это интересно.
Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых.
В заключении хочется отметить, что правильное воспитание невозможно представить, как воспитание нетрудовое.
Труд всегда был основанием для человеческой жизни, благополучия человека. Следует помнить, что труд – это дело чести, славы доблести. Поэтому задача взрослых, в первую очередь родителей – научить ребенка трудиться, привить ему интерес к трудовой деятельности, желание помогать.
9
Маленькие помощники
Полысаево 2025
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 11
Маленькие помощники
Педагогический проект по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Составители:
Колумбина Дарья Николаевна,
воспитатель старшей группы
Полысаево 2025
Составитель:
Колумбина Д. Н., воспитатель МАДОУ № 11
Проект по трудовому воспитанию в старшей группе Маленькие помощники направлен на формирование у дошкольников положительного отношения к труду, развитие трудовых навыков и социально значимых личностных качеств.
Проект могут использовать в своей работе педагоги дошкольных образовательных организаций.
Проект [Текст] / сост.: Д.Н. Колумбина – Полысаево, 2025. – 20 с.
Содержание
Паспорт проекта………………………………………………………………..
4
Актуальность проекта………………………………………………………….
6
Цели и задачи проекта………………………………………………………….
7
План мероприятий……………………………………………………….…..….
7
Оценка результатов реализации проекта………………………………….….
11
Литература……………………………………………………………………….
12
Приложения………………………………………………………………………
13
Паспорт проекта
Название
Маленькие помощники
Тип проекта
Образовательный, информационно-познавательный, творческий
Разработчики проекта
Колумбина Дарья Николаевна, воспитатель
Руководитель проекта
Хальпукова Наталья Юрьевна, старший воспитатель
Исполнители
Дети старшего дошкольного возраста
Родители (законные представители)
Воспитатели
Продолжительность проекта
Краткосрочный
Сроки реализации проекта
Ноябрь 2025 – декабрь 2025
Цели и задачи проекта
Цель:
формирование у детей старшего дошкольного возраста основ трудовой культуры, уважения к труду взрослых и положительного отношения к работе через активное участие в трудовых процессах.
Задачи:
- развивать интерес и мотивацию к участию в труде разного вида;
- формировать представление о профессиях, видах труда и значимости каждого вида деятельности;
- воспитывать бережное отношение к результатам своего и чужого труда;
- прививать навыки самообслуживания и помощи другим людям;
- повышать уровень самостоятельности и ответственности за порученное дело;
- привлекать родителей к совместным познавательно – тематическим мероприятиям.
Основные принципы проекта
Принцип доступности
Принцип наглядности
Принцип демократичности и гуманизма
Принцип научности
Принцип от простого к сложному
Этапы реализации проекта
1. Организационный этап
(первая неделя ноября 2025 года)
2. Практический этап
(ноябрь - декабрь 2025 года)
3. Заключительный этап
(конец декабря 2025 года)
Продукты проекта
Презентация центра трудового воспитания в группе, фотовыставка: Кая я помогаю дома
Ожидаемые конечные результаты
Для детей:
- проявляют интерес к разным видам труда, понимают значимость профессий.
- бережно относятся к результатам своего и чужого труда;- сформировано умение самостоятельно выбирать задания и доводить начатое дело до конца.- налажено взаимодействие детей друг с другом и взрослыми в процессе совместной деятельности.
Для родителей:
- осознают важность личного примера в формировании положительного отношения ребёнка к труду.
Ресурсное обеспечение
Дидактические пособия: фото, иллюстрации, плакаты, аудио, видео материалы.
Материалы и оборудование для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации).
Методическая литература, Интернет-ресурсы.
Актуальность проекта
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. В детском саду трудовое воспитание заключается в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности, в ознакомлении воспитанников с трудом взрослых. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Благодаря труду дети становятся изобретательными, внимательными, усидчивыми, обязательными, физически сильными и здоровыми.
Цель и задачи проекта
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ трудовой культуры, уважения к труду взрослых и положительного отношения к работе через активное участие в трудовых процессах.
Задачи:
Основные задачи:
- развивать интерес и мотивацию к участию в труде разного вида;
- формировать представление о профессиях, видах труда и значимости каждого вида деятельности;
- воспитывать бережное отношение к результатам своего и чужого труда;
- прививать навыки самообслуживания и помощи другим людям;
- повышать уровень самостоятельности и ответственности за порученное дело;
- привлекать родителей к совместным познавательно – тематическим мероприятиям.
План мероприятий
№
п/п
Наименование мероприятия
Сроки
Участники мероприятий
Место проведения
I этап. Организационный (первая неделя ноября 2025 года)
Цель: создание условий для реализации проекта, подбор информационного, дидактического и методического материала, обогащение РППС
1.
Изучение методической литературы, современных технологий, отбор диагностического материала по вопросам проекта
Ноябрь
2025
Педагоги
МАДОУ
2.
Выявление первоначальных знаний детей о профессиях и труде взрослых;
Ноябрь
2025
Педагоги,
дети
3.
Ознакомление родителей воспитанников с содержанием проекта
Ноябрь
2025
Педагоги, родители
4.
Составление плана работы
Ноябрь
2025
Педагоги
5.
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) в группе:
- изготовление альбомов;
- разработка алгоритмов;
- подготовка к оформлению центра трудового воспитания в группе.
В течение реализации проекта
Педагоги, родители
6.
Анкетирование родителей в рамках реализации проекта
Ноябрь
2025
Педагоги, родители
8.
Разработка конспектов занятий
Ноябрь
2025
Педагоги
II этап. Практический (с 10.11 по 19.12. 2025)
Цель: создание условий для развития познавательного интереса к миру труда, организация трудового процесса
1.
Ознакомительная беседа:Зачем нужно трудиться
Ноябрь
2025
Педагоги,
дети
МАДОУ
2.
Чтение художественной литературы;
Сюжетно – ролевые игры Строители, Пожарные, Поликлиника, Полиция, Детский сад, Супермаркет, Школа
Ноябрь - декабрь
2025
Педагоги,
дети
3.
Просмотр мультфильма Сказка про лень (1976);
Так сойдет (1981)
Ноябрь
2025
Педагоги,
дети
4.
Беседа О профессиях родителей
Обсуждение на тему Кем я хочу стать, когда вырасту (с обсуждением личностных качеств).
Ноябрь
2025
Педагоги,
дети
6.
Беседа: Мои обязанности дома и в детском саду;
Трудовые поручения:
- дежурство по столовой;
- дежурство по занятиям;
- уборка группового помещения;
- уход за цветами в зимнем саду;
- труд в природе (помощь в очистке участка от снега, сметание снега с крыльца, скамеек, игрового оборудования).
Ноябрь - декабрь
2025
Педагоги,
дети
7.
Беседа: Каждой вещи свое место (развитие навыков самообслуживания, трудовых навыков, воспитывать привычку убирать все на свои места).
Игровой момент: Кто быстрее, аккуратнее и правильно разложит свои вещи в кабинке
Начало декабря
2025
Педагоги,
дети
8.
Беседа: Почему мы должны помогать зимующим птицам? Чем можно кормить птиц?
Трудовые поручения:Кормим зимующий птиц.
Начало декабрь
2025
Педагоги,
дети
9.
Коллективное поручение: Учимся заправлять свои постели
Ручной труд:Скорая помощь для книжек
Ноябрь - декабрь
2025
Педагоги,
дети
10.
Составление рассказа на тему Кем работают мои родители Конкурс рисунков Кем я буду, когда вырасту
Середина декабря
2025
Педагоги,
дети, родители
11.
Подготовка к конкурсу центров по трудовому воспитанию;
Фотовыставка Как я помогаю дома
Конец декабря
2025
Педагоги,
дети
12.
Взаимодействие с родителями:
Анкетирование Трудовое воспитание в семье, Семейное чтение;
Консультация Приобщение ребенка к труду в семье ;
Подготовка фото детей Как я помогаю дома
Ноябрь - декабрь
2025
Педагоги,
родители
III этап. Обобщающий (Конец декабря 2025 года)
Цель: организация и проведение итоговых мероприятий по теме проекта, анализ результатов проекта
1.
Анкетирование родителей с целью оценки совместной работы по реализации проекта
Декабрь
2025
Педагоги
МАДОУ
2.
Организация тематической выставки детских работ по ИЗО (рисунки)
Ноябрь
2025
Педагоги
3.
Анализ соответствия оснащенности центра трудового воспитания оборудованием и пособиями, способствующими ознакомлению детей с видами труда
Декабрь
2025
Педагоги
6.
Представить продукты проекта в форме:
1. Тематических выставок детского творчества по итогам мероприятий.
2. Фотовыставки Как я помогаю дома
3. Оформления центра трудового воспитания в группе
Декабрь
2025
Педагоги
7.
Аналитический отчет по реализации проекта.
Декабрь
2025
Педагоги
Оценка результатов реализации проекта
№ п/п
Критерии
Показатели
1
Уровень знаний детей об основных профессиях
Доля детей, владеющих знаниями о профессиях, о труде своих родителей
2
Уровень развития коммуникативной активности детей
Доля детей с развитым активным словарным запасом по теме Трудовое воспитание
Доля детей, владеющих монологической, диалогической речью
Доля детей, владеющих навыками выразительного рассказывания
Доля детей, способных взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности
3
Уровень детей, проявляющих познавательный интерес к труду и помощи сверстникам и взрослым
Доля детей, обладающих установкой положительного отношения к трудовому воспитанию
Доля детей активно участвующих в мероприятиях проекта
4
Уровень участия родителей в образовательной деятельности
Доля родителей, принявших участие в совместных мероприятиях
Литература
Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. Пособие для воспитателя детского сада.М.,1993. -207 с.
Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.Мозаика-Синтез,2016.-128 с.
КуцаковаЛ.В. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2005.
Воспитание дошкольников в труде. Под ред. В.Г. Нечаевой – М.: Просвещение, 1983г. с.
Интернет-ресурсы:
Рутуб. Мультфильм Сказка пролень, (1976), И так сойдет (1981)
Стихотворения о труде
Загадки, пословицы, поговорки о труде HYPER13 HYPERLINK ""
HYPERLINK ""
Приложения
Приложение № 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ В СЕМЬЕ
Уважаемые родители в целях совершенствования образовательного процесса нам необходимо знать Ваше мнение.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Распределены ли в вашем доме трудовые обязанности по обслуживанию семьи?а)Даб) Нет
2. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?а) Да, конечноб) Эпизодическив) Постоянног) Не имеет3. Как относится ребенок к их выполнению?а) Выполняет охотноб) Пассивенв) Только за вознаграждение
4. Что включает в себятрудоваядеятельность Вашего ребёнка?
а) самообслуживание
б) убирает игрушки
в) помогает мыть посуду
г) ничего не делает
д) другое(напишите, что именно)
5. Ваш ребенок дома убирает стол после игры, игрушки?
а) да, но только после напоминания
б) убирает, но только с моей помощью
в) убирает сам, без напоминания
г) не убирает вообще
6. Какие методы ввоспитании трудолюбияиспользуются вами дома?
а) собственный пример
б) поощрение
в) обучение
г) не занимаюсь такимвоспитанием
д) другое(напишите, что именно)
7. В чём Вы видите наибольшиезатруднения?
а) ребёнок не хочет выполнятьтрудовые поручения
б) задания взрослого забывает
в) не доводит начатое до конца; не проявляет себя при выполнении работы;
г) готов бросить дело призатруднении; сомневается,
д)затруднений нет8. Поощряете ли Вы ребенка за выполнение трудового поручения?а) Даб) Нет
9. Наказываете ли Вы ребенка за невыполнение трудового поручения?а) Даб) Нетв) Никогда
10. Привлекаете ли Вы ребенка к совместной работе?а) Даб) Нет
11. Занимается ли Ваш ребёноктрудом на свежем воздухе(уборка территории у дома или на даче, принимает ли посильное участие вродительских субботниках, помощь в огороде, саду и другое)? ___
12. Кому, по Вашему мнению, принадлежит ведущая роль ввоспитаниидетей, в том числе и втрудовом:
а) семье
б) детскому саду
в) семье и детскому саду?
13. Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребенка?а) Даб) Нет
Приложение № 2
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно
1.Есть ли у вас дома библиотека, и как она выглядит?
* несколько книжных полок;
* книжный шкаф;
* стеллаж с книгами;
* другое........................................................................ .
2. Есть ли у вашего ребёнка свой уголок с книгами?
* да;
* нет.
3. Часто ли вы читаете ребёнку книги?
* каждый день;
* когда попросит;
* каждый вечер перед сном;
* иногда.
4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребёнка: .....................................................................................................................................
5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребёнку произведений: .....................................................................................................................................6. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном?
* да;
* нет
* иногда.
7. Может ли ваш ребёнок назвать недавно прочитанные с вами книги?
* да;
* нет;
* не знаю.
8. Может ли ваш ребёнок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?
* да;
* нет;
* не знаю.
9. На Ваш взгляд, семейное чтение – это: (нужно отметить)
∙Литература, интересующая всех членов семьи или ее части
∙Обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью
∙Чтение вслух для всех членов семьи
∙Книги для каждого члена семьи отдельно
∙Когда все члены семьи заняты чтением
Приложение № 3
ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ
1. Маленькое дело лучше большого безделья.
2. Поспешишь - людей насмешишь.
3. Не спеши языком - торопись делом.
4. Умелые руки не знают скуки
5. Сделал дело - гуляй смело.
6. Скучен день до вечера - коли делать нечего.
7.В деле не сила нужна, а умение.
8. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
9. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
10.Делу время, а потехе час.
11.Труд человека кормит, а лень портит
12.Кто любит трудиться, тому на месте не сидится
13.Терпение и труд все перетрут
ЗАГАДКИ
Он приучает детишек к порядку,
Он проверяет ребячьи тетрадки.
Научит детей, и писать, и читать,
И складывать цифры, и вычитать. (Учитель)
Отгадайте, что за диво:
Хоть она и молчалива,
Может много рассказать,
Разных знаний передать (книга)
Белый, а не снег
Пишет, но не карандаш
Его стирают, но это не одежда (мел)
Стоит огромныйСветлый дом.Десятки тысячКнижек в нём (библиотека)
Достанет книги все для нас,Любой рассказ она нам даст.Где книга каждая стоит,Она покажет, объяснит.
Конечно, это не аптекарь,А наш…(библиотекарь)
СТИХИ
ВЕТЕРИНАР
Звери, птицы, все, кто болен,
Кто здоровьем недоволен!
Вас зовёт ветеринар -
Перевяжет, даст отвар.
ДОЯРКА
Утром солнце светит ярко,
Молочко несёт доярка.
Тёплое, коровье,
Детям на здоровье.
ПРОДАВЕЦ
Мы приходим в магазин.В нёмобилие витрин.Выбрать нужную покупкуПродавец поможет чуткий.
УЧИТЕЛЬ
В городах больших и сёлах
С утра звенит звонок
И спешат ребята в школу –
Начинается урок.
ДВОРНИК
Кто выходит спозаранку
Раньше всех людей во двор
И как будто бы выводит
На земле метлой узор?
ВОДИТЕЛЬ
Есть профессия водитель,Или попросту, шофёр.Дальних он дорог любитель,Где свобода и простор.
БИБЛИОТЕКАРЬ
Если книжка изорвалась,
И обложка оторвалась,
Ей поможет книжный лекарь –
Звать его – библиотекарь.
В книжку он страничку вклеит,
И обложку к ней приклеит,
Станет книжка снова новой,
Станет целой и здоровой!
Приложение № 4
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Профессии
Цель.Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими.Ход игры.Вы задаете ребенку вопрос: " Что делает…..?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях.
Кому что нужно для работы?
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий.)
Учителю - указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
Игра Покажи, как это делать
Цель: закреплять умения выполнять разные виды трудовой деятельности, закреплять навыкиправильного выполнения трудовой деятельности, воспитывать уважение к труду людей.Оборудование: два стола, инвентарь для манипуляций в видах деятельности.Ход игры: Дети сидят полукругом. Правила игры: ребенок выходит к столу, на котором расположены разные предметы длявыполнения разных видов деятельности. Воспитатель просит ребенка: Покажи, пожалуйста, всемнам, как нужно правильно протирать листья у цветов, Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно правильно складывать вещи и так далее.
Игра Угадайте, что я делаю?
Цель: Расширять у детей представление о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры:Воспитатель с детьми берутся за руки и встают по кругу. В центр круга входит ребенок. Все идут по кругу и говорят: Что ты делаешь - не знаем, поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия, показывая их не только движениями, но и по возможности передавая звуками. Например: чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке и так далее.
Приложение № 5
Консультация для родителей
Приобщение ребенка к труду в семье
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в труде организовывается так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.
Труд развивает умственные способности ребенка: его сообразительность.
В труде ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и познает мир социальных отношений между людьми.
Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию нравственных качеств.
Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А вот отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности и эгоизма.
Советы:
1. Не запрещайте ребенку помогать вам.
Наоборот, надо выражать радость и дать понять ребенку, что без его помощи вам не обойтись. Если вы опасаетесь, что ваша квартира сильно пострадает после такой помощи, то давайте задания сами. Можно попросить собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы или дать другие несложные задания. После выполнения поручения, обязательно похвалите его, даже если что-то получилось не так. Понятно, что взрослым проще и быстрее сделать все самим, но дайте ребенку возможность ощутить свою полезность.
2. Превратите домашнюю работу в игру.
Вариантов много, можно устроить соревнование: кто быстрее соберет игрушки, кто чище вымоет тарелку и т.д. Можно приобщать к выполнению работы игрушки: мама с зайцем моет посуду, а дочка с мишкой протирают пыль. Еще вариант – придумать небольшую сказку о выполняемом поручении. Возможно, вы придумаете свою игру. Самое главное, чтобы ребенку было интересно.
3. Доверьте ребенку выполнять определенные вещи.
В семье у каждого должны быть распределены обязанности. Надо дать малышу почувствовать себя полноценным помощником. Когда ребенок увидит, что каждый в семье выполняет свои обязанности, то он осознает свою важность и не будет отказываться от работы.
4. Объясняйте ребенку, что вы от него хотите.
5. Самое главное – не забывайте хвалить ребенка! Родители часто совершают ошибку, обещая за выполненную работу материальные поощрения, например: вымоешь посуду – куплю мороженое. Ребенок быстро привыкнет к такой схеме и будет вам помогать только за определенное вознаграждение.
Надо приучать малыша к тому, что помогая вам, он приносит пользу близким людям. Давайте малышу задания, которые у него лучше получаются.
6. Не забывайте, что родители всегда являются примером для детей.
Обратите внимание, с какими эмоциями, словами, настроением вы выполняете домашнюю работу. Если она вызывает у вас отвращение, раздражение, вы всем своим видом показываете, как ненавидите мыть пол или посуду. Старайтесь всем своим видом и поведением вызвать у ребенка желание вам помочь. Он должен понять, что это интересно.
Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых.
В заключении хочется отметить, что правильное воспитание невозможно представить, как воспитание нетрудовое.
Труд всегда был основанием для человеческой жизни, благополучия человека. Следует помнить, что труд – это дело чести, славы доблести. Поэтому задача взрослых, в первую очередь родителей – научить ребенка трудиться, привить ему интерес к трудовой деятельности, желание помогать.
9
