Публикации "Формирование математической грамотности на занятиях в объединениях по интересам художественной направленности"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование математической грамотности на занятиях в объединениях по интересам художественной направленности"
Автор: Шацких Ирина Сергеевна

Формирование математической грамотности на занятиях в объединениях по интересам художественной направленностиМетодист МАУ ДО «Ракитянский Дом детского творчества»Шацких Ирина СергеевнаСлайд 2Главная цель педагогической деятельности - формирование личности, желающей и умеющей учиться. Ведь ученик сегодня должен быть не столько эрудированным, сколько гибким, умеющим отбирать, перерабатывать и отстаивать информацию в конкретной ситуации.Американский писатель Элберт Хабборт сказал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Проблема использования свободного времени школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять это в свободное от обучения время. А дополнительное образование после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я».В своем выступлении, опираясь на личный опыт и опыт моих коллег, я хочу рассказать, как можно развивать математическую грамотность через занятия в объединениях по интересам художественной направленности. Слайд 3Определение и содержание понятия «математической грамотности» Под математической грамотностью понимается способность учащихся:
  • распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
  • формировать эти проблемы на языке математики;
  • решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
  • анализировать и использовать математические методы решения;
  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
  • формулировать и записывать результаты решения.Термин «функциональная математическая грамотность», предполагает способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.Формирование математической грамотности педагоги дополнительного образования начинают на занятиях у дошкольников и младших школьников, уделяя особое внимание логическому мышлению детей.Математика начинается не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у ребенка развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. Только через преодоление трудностей, решение проблем ребенок может войти в творческий мир математики.Слайд 4У педагогов есть сундучок, которая помогает осуществить прием «Волшебная шкатулка». В шкатулку педагог складывает сказочных героев из разных детских произведений. На обратной стороне каждой карточки записаны задачи или математические выражения. Дети по очереди достают из шкатулки героев, выполняют задание и выставляют героя на доске. Таким образом дети вспоминают произведение, из которого пришли к нам герои, называют количество этих героев. Можно провести закрепление соотношений «за», «перед», «между», «следующий» и др. Даётся задание «Наши герои отправляются в театр. Давайте их построим парами». Задаю вопросы: «Сколько пар получилось? Всем ли досталась пара?» и т.д.Слайд 5Еще один из любимых для детей приемов «Спичечный конструктор». По технике безопасности педагоги заменили спички на счетные палочки. На этом занятии дети представляют себя в роли конструктора. Кто же такой конструктор? Конструктор – это специалист, который создает конструкцию какого-нибудь сооружения. Ребятам зачитывается загадка, отгадав которую они узнают какой узор будут конструировать. Затем дети рассматривают схему этого узора.Например: Он не печка — но дымит, Не машина — но гудит, Он не рыба, но плывёт. Кто он? — ПароходСлайд 6На своих занятиях педагоги активно используют математические головоломки, кроссворды, ребусы. Остановлюсь на игре «Танграм», которая развивает полезные умения: учит пространственному мышлению; формирует и закрепляет понятия цвета и формы; улучшает внимание, воображение; развивает способность «читать» схему-инструкцию; учит визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное – логически мыслить. Ребятам очень нравится работать с геометрическими фигурами. Слайд 7 Для обучающихся 2-3 года обучения педагоги предлагают задания «Лоскутная мозаика». Основная цель заданий состоит в том, чтобы заложить начальные геометрические представления, развивать логическое мышление и пространственные представления детей, сформировать начальные элементы конструкторского мышления.Слайд 8Геометрические фигуры используются в построении одежды для создания силуэтов — плоскостного зрительного восприятия объёмных форм одежды. Следует отметить, что используемые на занятиях приёмы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на повышение математической грамотности учащихся, обеспечивающей личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующей коммуникативные навыки, умения использовать информацию и технологии, решать проблемы, предприимчивость и креативность.Слайд 9 Слова швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци кратко и глубоко раскрывают цель педагога: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи».Педагоги стараются на занятиях увлечь и «зажечь» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. При условии успешности решения поставленных задач мы выполним главную цель формирования функционально-грамотной личности, то есть формирование в образовательных организациях интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина.Спасибо за внимание!
    -