Публикации Работа над раскрытием художественного образа музыкального произведения, как необходимое условие развития таланта ребенка.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа над раскрытием художественного образа музыкального произведения, как необходимое условие развития таланта ребенка.
Автор: Мужельских Татьяна Васильевна

Мужельских Т.В. Работа над раскрытием художественного образа музыкального произведения как необходимое условие развития таланта ребенка
Сведения об авторе
Мужельских Татьяна Васильевна, МБУ ДО Центр развития творчества, Россия, г.Рубцовск; e-mail: tmuzhelskikh@bk.ru; 658224, Россия, г.Рубцовск. пр.Ленина, 45-44; педагог дополнительного образования МБУ ДО Центр развития творчества.
Аннотация
В статье рассматривается новаторский педагогический опыт по художественно - эстетическому развитию каждого ребенка на занятиях по обучению игре на фортепиано. Автор на первое место выдвигает психологические особенности ученика, а не только его музыкальные данные. Опираясь на знания психологии, автор статьи описывает формы и методы работы, раскрывающие индивидуальность обучающегося, а также степень его музыкальных способностей и возможностей по следующим компонентам, составляющим механизм таланта:
- мышление
- чувства
- воображение
- психомоторика
- энергопотенциал
Автор обосновывает актуальность и результативность применения данной методики на занятиях по обучению игре на музыкальном инструменте, т.к. знания основ психологической организации восприятия, внимания, тренировки памяти, развития мышления и воображения позволят сформировать полноценную личность, имеющую навыки критического мышления, самовыражения, что необходимо для успешной социализации в современном обществе.
Ключевые слова
Функциональная грамотность, музыкально-художественный образ, критическое мышление, чувства, воображение, психомоторика, энергопотенциал.
About the author
Muzhelskikh Tatyana Vasilievna, MBU DO "Center for the Development of Creativity", Russia, Rubtsovsk; e-mail: tmuzhelskikh@bk.ru; 658224, Russia, Rubtsovsk. Lenin Ave., 45-44; teacher of additional education MBU DO "Center for the Development of Creativity".
Annotation
The article discusses the innovative pedagogical experience in the artistic and aesthetic development of each child in the classroom for learning to play the piano. The author puts forward the psychological characteristics of the student in the first place, and not just his musical abilities. Based on the knowledge of psychology, the author of the article describes the forms and methods of work that reveal the individuality of the student, as well as the degree of his musical abilities and capabilities in the following components that make up the mechanism of talent:
- thinking
- feelings
- imagination
- psychomotor
- energy potential
The author substantiates the relevance and effectiveness of the application of this technique in the classroom for learning to play a musical instrument, because. knowledge of the basics of the psychological organization of perception, attention, memory training, development of thinking and imagination will allow you to form a full-fledged personality with the skills of critical thinking, self-expression, which is necessary for successful socialization in modern society.
Keywords
Functional literacy, musical and artistic image, critical thinking, feelings, imagination, psychomotor, energy potential.
Выбрать данную тему и продолжительное время работать над ней меня побудили некоторые вопросы, возникающие на занятиях по обучению игре на фортепиано. Одной из особенностей обучения является интенсивное развитие разнонаправленных способностей обучающегося, причем не только узкоспециальных (то есть музыкальных), но и тех, которые необходимы человеку в повседневной жизни.
И здесь на первый план выступает необходимость развития функциональной грамотности - способности применения приобретенных знаний, умений и навыков для решения жизненных задач в различных сферах. Это является залогом успешной адаптации и социализации ребенка в современном обществе.
Я постоянно думала над тем: как правильнее и точнее оценить способности и возможности ребенка, как создать условия для раскрытия его таланта, его внутреннего мира, как помочь ребёнку преодолеть те трудностей, которые возникнут в процессе его развития и формирования. Появилась главная задача, объединив в себе все остальные – это знание психологии ребёнка, индивидуальный подход к каждому ученику, умение найти и раскрыть в каждом из них степень его таланта.
Нельзя обучать детей без глубоких знаний основ психологической организации внимания, развития воображения и мышления, упражнений на тренировку памяти, без знаний возрастных особенностей, без умения правильно оценить индивидуально-психологические качества ребёнка. Обладая этими знаниями, педагог может правильно выбрать средства, формы и методы педагогического воздействия на каждого ребенка.
Имея большой опыт педагогической деятельности, мне приходилось работать с разными детьми: по возрасту, по степени подготовленности, по уровню развития, по психологическим типам и т.д.
С одними обучающимися удавалось легко наладить контакт и процесс обучения не был таким трудным. Уже после нескольких занятий появлялись первые обнадеживающие результаты. С другими было труднее: сказывалось отсутствие инструмента, слабая заинтересованность родителей и самого ребенка, но в этом и был педагогический интерес - раскрыть в ребенке его задатки, которые перерастут в способности.
Ни для кого не секрет, что главным средством борьбы с комплексами неполноценности, создаваемые социальной средой, неграмотной педагогикой и другими жизненными факторами, является знание о своих способностях и возможностях. Очень важно развивать в ребенке способность отделять главное от второстепенного, умение анализировать поступающую информацию, доказательно аргументировать свою точку зрения, грамотно выражать свои мысли, т.е. научить ребенка критически мыслить и самостоятельно искать пути решения жизненных задач, как в учебном процессе, так и в социально - бытовом.
Перейду непосредственно к специфике своей работы.
Во время исполнения на любом музыкальном инструменте вступают в действие пять компонентов, составляющих механизм таланта:
- мышление
- чувства
- воображение
- психомоторика
- энергопотенциал.
Мышление помогает человеку познать суть предметов и явлений, сделать неизвестное известным.
Чувства – результат отношения человека к тому, что его окружает.
Воображение – создание новых образов, представлений, которые ранее не существовали.
Психомоторика – любые движения человека, составляющие единство как внешних (физических), так и внутренних (мыслительных) процессов.
Энергопотенциал - способность человека к умственному или физическому действию. Производительность и работоспособность человека зависит от качества и количества имеющейся у него энергии.
Рассмотрим каждый компонент подробнее.
Итак: мышление.
Мышление начинается с удивления! Удивляясь, человек испытывает особое состояние, при котором дается толчок чувствам, воображению и мышлению.
Из своей практики: на одном из первых уроков я знакомлю ребенка с клавиатурой, слушаем звучание разных регистров, определяем их на слух. На этом этапе можно предложить ребенку придумать музыкальную сказку с разными персонажами, например, Серый Волк и Красная Шапочка (образы зла и добра). Словесно создаём портрет Волка: огромный, лохматый, хитрый, с большими зубами и злыми глазами. Он пугает людей, делает злые дела и мешает спокойно жить. Другой персонаж – Красная Шапочка: честная, умная, с голубыми глазами, светлой улыбкой, любит труд и справедливость. Звуками в верхнем регистре на штрих стаккато ( остро, отрывисто) изображаю образ Серого Волка, не соответствующий словесному портрету. И наоборот, образ Красной Шапочки играю в медленном темпе тяжёлым штрихом легато (связно) в нижнем регистре. Ребёнок сразу чувствует это несоответствие и сам исправляет звуковые и штриховые ошибки. Самостоятельно находит нужные регистры и нужные приёмы звукоизвлечения.
Вывод: удивление вызвало интерес, дав толчок креативному мышлению, которое, в свою очередь, подключило воображение и ребенок самостоятельно нашел правильное решение.
Чувства – это результат переживания явлений, событий, предметов, людей и оценка их состояния по субъективным критериям человека.
Каждый человек испытывает положительные и отрицательные чувства, причем они не взаимоисключают друг друга, а дополняют целостность переживаний. Ученые доказали, что более 90% информации поступает к нам по каналам чувств, и только 10%- по каналам памяти и мышления.
Интересный факт: чувства вырабатывают энергию, которая, в свою очередь, может:
1.Прибывать - мы испытываем радость, счастье, удовольствие.
2.Сжигаться - страдаем, чувствуем боль, стыд, душевное волнение, беспокойство.
Чувства - непосредственный регулятор поступков и действий каждого человека. И чем выше уровень развития чувств, тем благороднее и положительнее его помыслы и поступки.
Задача педагога-музыканта заключается в том, чтобы развить у ребенка читательскую, информационную, коммуникативную грамотность через моральные, познавательные и эстетические чувства и вызвать у него эмоциональный отклик на исполняемую или слушаемую музыку. Это важно еще и потому, что, не научив ребенка добывать знания и не развив его способности к переживанию увиденного и услышанного, педагогу не удастся решить ни одной задачи по формированию личностных качеств не только как будущего музыканта, но и как грамотного человека, имеющего устойчивую жизненную позицию и достигающего высоких результатов в профессиональной деятельности. Мышление и чувства имеют неразрывная связь, поскольку существование одного невозможно без другого.
Из своей практики: с обучающейся 2 года обучения разбираем пьесу П.И. Чайковского Болезнь куклы по содержанию, форме, характеру и т.д. Музыка вызывает у ребёнка эмоциональный отклик, сопереживание, сочувствие, желание прийти на помощь. Спрашиваю у девочки: На что похожи отдельные звуки в правой руке? Почему их надо сыграть на non legato (т.е.отдельно каждую нотку)? После небольшой паузы она ответила, что отдельные нотки - это капельки слез, которые девочка роняет, жалея заболевшую куклу. А мелодия в левой руке похожа на колыбельную песню, и поэтому ее надо сыграть связно, на legato, как бы убаюкивая куколку.
Ребенок креативно мыслит, чувствует, рассуждает, анализирует и делает самостоятельные умозаключения. Задача выполнена! Образ раскрыт, преодолены технические и звуковые трудности.
А какую гамму чувств и эмоций вызывает у ребёнка прослушивание в моём исполнении ещё двух пьес: Похороны куклы и Новая кукла. Наблюдаю за реакцией – слышит, чувствует, переживает, следит за интонационной выразительностью.
Можем сделать вывод: каждому человеку, и взрослому, и ребенку необходимо получить, отобрать и сохранить нужную информацию для удовлетворения своих потребностей.
Мы уже говорили о том, что дети младшего школьного возраста воспринимают окружающий их мир больше чувствами, эмоциями. Знакомясь с разнообразной музыкой, ребёнок начинает испытывать желание сам передать с помощью звуков новые эмоции, чувства и нередко техника определённых пианистических приёмов игры рождается у него именно от соприкосновения с новым образом и с новым настроением.
Дети сами придумывают подтекстовку к своим пьесам, сочиняют стихи, с удовольствием приносят на урок свои рисунки, из которых мы делаем выставки под названием Я слышу, чувствую, рисую .
Ребенок, которому педагог навязывает свои стереотипы и шаблоны, выполняет требования чисто механически, подавляя своё мышление и воображение. Для него такая работа становится уже нормой. Дети перестают слушать себя, доверять своим чувствам, их мышление работает на холостом ходу, выполняя не содержательную работу, а только механическую.
Чтобы заинтересовать ребенка в обучении, удержать интерес на протяжении нескольких лет и выработать у ребенка потребность в занятиях и общении с музыкой, я применяю разные виды работы: музыкальные игры, музыкальные тесты, беседы, слушание музыки, исполнение произведений разных жанров и стилей, показ репродукций, образные сравнения. Эти формы работы на разных периодах обучения дают положительные результаты, показывающие о развитии у детей критического мышления, чувств и воображения.
Только тогда, когда у ребенка развито мышление и чувства, можно ставить перед ним задачи на воображение, которое тесно связано с этими компонентами таланта.
Воображение – это способность создания новых образов, представлений, событий, предметов и т.д., которых раньше не существовало.. И только человек, обладающий богатым воображением и фантазией, может заглянуть вперед и увидеть предмет или событие в его будущем состоянии.
Задачи, которые ставит перед ребенком педагог, развивающие его воображение, направлены в первую очередь на развитие креативного мышления.
Воображение имеет большую созидательную силу. Это толчок к новым открытиям во всех областях: технике, музыке, спорте и т.д.
Главное условие для развития воображения ребенка – свобода в создании художественного образа. Как скульптор лепит свои творения, так постепенно, по крупицам ребёнок собирает, лепит, создаёт художественный образ, заложенный в музыкальном произведении. Задача педагога - помочь, направить, а не предлагать готовые решения, делая обучающегося безынициативным исполнителем чужой воли.
Для лучшего освоения и погружения в образ прошу ребёнка нарисовать к музыкальному произведению рисунок, где он может изобразить, что хочет и как хочет. Главное условие – передать художественный образ, который он почувствовал в изучаемом материале.
Часто прошу ребенка найти соответствующие музыке стихи, чтобы лучше понять настроение, раскрыть образ.
Кстати, стихи прекрасно развивают чувство ритма, т.к. в них заложена ритмическая пульсация. Недаром начинающим пианистам на начальном этапе обучения дают пьесы с подтекстовкой, в которых ясно слышна пульсация и четкий ритмический рисунок.
Рассматривая механизм таланта ребёнка, его психологические особенности, которые необходимо знать каждому педагогу, занимающемуся индивидуальным обучением игре на музыкальном инструменте, необходимо отметить, что психомоторика – одна из главных функций психологии человека.
Психомоторика - это отражение внешних и внутренних мыслительных процессов, составляющих единство с мышлением, чувствами, воображением.
Психомоторика - это точность мышления, глубина чувств, яркость образов воображения.
Дисгармония психомоторики (рассеянное внимание, снижение самоконтроля и т.д.) приводит к низкому качеству работы и учебы. Человек в таком состоянии может быть аварийным, подверженным травмам, производящим брак.
Если человек освоил множество психомоторных движений, его мышление будет более совершенным, мысли более точные, чувства и образы ярче и креативнее.
Любой вид деятельности (музыка, живопись, спорт, танцы, прикладное искусство) задействует все компоненты, составляющие талант человека (мышление, чувства, воображение, психомоторику, энергопотенциал (о котором мы поговорим позже).
Особенно это заметно у людей, обучающихся игре на любом музыкальном инструменте. При игре на музыкальном инструменте человеку приходится делать много движений руками, кистью, запястьем, пальцами. На кончиках пальцев находится большое количество рецепторов, стимулируя которые он дает толчок к развитию выше перечисленных компонентов, составляющих его талант. Замечено, что у таких людей более развито воображение, чувства, мышление, они быстрее решают математические задачи, у них более яркая и грамотная речь.
Из своей практики: работа над гаммами является важной и необходимой для развития мелкой техники и знания кварто - квинтового круга тональностей. Дети часто считают, что эта работа скучна и не всегда достаточно серьезно к ней относятся. Стараюсь правильно подготовить ребенка к этой работе, подключить воображение, мышление, чувства, которые помогут настроить психомоторику ребенка на рабочий лад (поиграть гамму на staccato –представляя капли дождя, на медленное legato – изображая раскрытие цветка, в темпе allegro –взлетая на вершину горы). У детей эта работа сначала вызывает удивление, переходящее в интерес. В дальнейшем работа над гаммами доставит ощущение удобства и удовлетворения.
Если ребенок грамотно подходит к обучению и знает, что на кончиках пальцев находится интеллект обязательно добьется хороших результатов и будет работать в полную силу.
Главное, чтобы все психомоторные движения были построены на удобных движениях рук и ощущениях внутреннего комфорта. Это даст толчок положительным эмоциям, что само собой может решить некоторые проблемы.
Обучая детей игре на любом музыкальном инструменте, педагог всегда должен знать и учитывать, что все происходящие процессы связаны с наличием энергии.
Разберем последний, но очень важный аспект - энергопотенциал.
Энергопотенциал - это способность человека к любым действиям: умственным или физическим. Работоспособность человека и его производительность зависит от количества и качества энергии.
Из чего же состоит энергопотенциал человека?
1. Основным энергопотенциалом человека одаривает природа, через его генотип. Условия жизни, правильное воспитание, всестороннее развитие ребенка и грамотное обучение могут сохранить максимум энергопотенциала, данного при рождении, почти до конца жизни .
2. Оперативным энергопотенциалом считают энергию, которую человек зарабатывает любыми активными действиями.
3. Прибыльная энергия – энергия, которая исходит от всех видов искусства: живописи, скульптуры, архитектуры, музыки. Рассматривая мировые шедевры известных художников, слушая музыку великих композиторов, читая произведения всемирно признанных писателей - мы впитываем информацию, заряженную огромной энергией.
Занимаясь воспитанием и обучением ребенка необходимо учитывать, отслеживать процессы расходования, восстановления и накопления у него энергии. Родители, не владея нужной информацией по данному вопросу, записывают ребенка во множество кружков, чем доводят детей до истощения. Ребенок растет болезненным, нервным, вялым, равнодушным. За этим непременно последует физический срыв, требующий даже медикаментозного лечения.
При работе с детьми я стараюсь учитывать насколько ребёнок готов к творческим занятиям, к восприятию информации, насколько рассчитан его энергопотенциал, включая мыслительные и психомоторные процессы.
Индивидуальный подход к каждому ребенку - главное и необходимое условия для успешного и плодотворного обучения. Интересуюсь их успехами и проблемами на других занятиях, их отношениями с одноклассниками, с родителями, стараюсь узнать их интересы, желания, мечты и планы. Доверительно разговаривая с ребенком на разные темы (об учёбе, литературе, кинофильмах, музыке), видишь как он на глазах преображается: глаза загораются, речь становится свободной и яркой, расслабляются мышцы лица и плечевого пояса, снимается напряжение. Только тогда можно начинать занятие, оно будет творческим, продуктивным и полезным для ребенка. Процесс восстановления произошел произвольно, вследствии воздействия внешних факторов (беседа) и внутренней саморегуляции энергообмена.
Очень ценю доверительные отношения, стараюсь стать для них другом. Дети очень нуждаются в одобрении и поддержке – всегда стараюсь об этом помнить, поддерживать при неудачах и хвалить за успехи.
Каждое действие ребенка (умственное или психомоторное), будь то одно занятие или весь учебный день должны давать положительные эмоции. Этот процесс обеспечивает систематичность развития способностей детей, сохраняет их здоровье и превращая учебную работу из тяжёлого труда в приятное занятие. Считаю, что главным залогом продуктивной работы педагога и ребенка является их общая заинтересованность в совместном творческом труде.
Создавая творческую атмосферу сотрудничества, позволяющую каждому ребёнку наиболее полно развивать свои индивидуальные способности на основе накопления знаний в области стиля, жанра, изучения особенностей эпохи и самобытности композитора, стараюсь помочь ребёнку поверить в себя, в свой талант. А также выйти на новый уровень критического мышления в решении вопросов о раскрытии художественного замысла композитора, умении донести его до слушателей.
Результативностью своей работы над данной темой вижу в умении обучающихся узнать свой внутренний мир, оценить степень своих возможностей, способностей, в желании поверить в свои силы, в свою индивидуальность, в свой талант, в свои будущие и настоящие успехи. Развить в детях потребность к самовыражению, способность к взаимопониманию, что придаст им уверенность и успешность в социуме современного общества.
Список литературы
Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О.Загашев. – Санкт-Петербург: Альянс-Дельта, 2003. - 284 с.
Клименко, В.В. Психологические тесты таланта//Концепция таланта-Харьков: Издательство Фолио,1996.- С 73, С 99, С 104.
Лопуга, Е.В. Лопуга, В.Ф. Валеология: здоровьесберегающие подходы к обучению и развитию детей. (Методическое пособие)//От автора.-2009.-С.1-4.
Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К.Селевко. – Москва: Народное образование, 2005. – 535 с.
-