Публикации
методическая разработка урока по истории Древнего Мира, 5 класс, В.Р. Мединский, Просвещение, 2025 по теме "Великая греческая колонизация"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: методическая разработка урока по истории Древнего Мира, 5 класс, В.Р. Мединский, Просвещение, 2025 по теме "Великая греческая колонизация"
Автор: Шибаева Альбина Мунировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: методическая разработка урока по истории Древнего Мира, 5 класс, В.Р. Мединский, Просвещение, 2025 по теме "Великая греческая колонизация"
Автор: Шибаева Альбина Мунировна
Уважаемые коллеги, перед вами конспект урока по истории Древнего Мира по учебнику В.Р. Мединского, Просвещение, 2025 года по теме Великая греческая колонизация.Цель урока.Сформировать у учащихся представление о Великой греческой колонизации как о ключевом процессе, определившем развитие античного мира.Планируемые результаты.Учащийся научится: Называть причины, основные направления и последствия колонизации; показывать на карте основные греческие колонии.Учащийся получит возможность научиться: Анализировать фрагменты исторических источников; устанавливать причинно-следственные связи между нехваткой земли в Греции и основанием колоний; оценивать взаимовлияние греков и местных народов.Оборудование. Мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал для групп, атласы по истории Древнего мира.Ход урока.I. Организационный момент (1-2 мин)Приветствие. Создание рабочего настроя. Озвучивание темы и плана урока.II. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации (5 мин)Вопрос классу: "Ребята, представьте, что вы живете в древнегреческом полисе. Ваша семья владеет маленьким каменистым участком земли. Урожая едва хватает, чтобы прокормиться. Новых земель в округе нет. Что вы можете предложить?"Выслушиваются версии учащихся (воевать с соседями, искать новые земли и т.д.).Учитель: "Именно такую проблему – «земли не хватает, а ртов много» – и решили древние греки около 3000 лет назад. Их решение изменило карту всего Средиземноморья. Это явление называется Великая греческая колонизация. Сегодня мы выясним, почему она началась, куда отправлялись греки и к каким последствиям это привело".III. Изучение нового материала. Прием "Зигзаг" (25 мин)Объяснение принципа работы: Класс делится на группы по 4 человека ("домашние группы"). Каждый член группы получает номер (1,2,3,4) и свой фрагмент текста (А, Б, В, Г) из раздаточного материала.1 этап (5-7 мин): Учащиеся расходятся в "экспертные группы" (все №1 – к одному столу, все №2 – к другому и т.д.). В экспертных группах они изучают свой фрагмент текста, совместно обсуждают его, выделяют ключевые идеи, готовятся объяснить этот материал своим товарищам в "домашней группе".2 этап (15 мин): Учащиеся возвращаются в свои "домашние группы". По очереди каждый "эксперт" рассказывает остальным членам группы содержание своего фрагмента. Учитель контролирует процесс, помогает, направляет.3 этап (3 мин): Группа совместно заполняет общую таблицу в раздаточном материале "Причины-Направления-Последствия".IV. Первичное закрепление. Работа с картой и презентацией (8 мин)Учитель запускает мультимедийную презентацию.Слайды с анимированной картой: по клику появляются стрелки-направления колонизации и названия ключевых колоний (Сиракузы, Тарент, Византий, Ольвия, Херсонес и др.). Учитель комментирует.Задание классу: "Используя атласы и слайд, найдите и покажите на интерактивной доске: а) два города в Северном Причерноморье; б) самую известную колонию в Италии; в) колонию на месте будущего Стамбула".Обсуждение итоговой таблицы. Вопрос: "Какое из последствий колонизации вы считаете самым важным и почему?"V. Рефлексия. Подведение итогов (3 мин)Прием "Незаконченное предложение":"Сегодня на уроке я узнал, что...""Было интересно понять, как...""Меня удивило, что..."Домашнее задание (дифференцированное):Базовый уровень: Прочитать параграф в учебнике, ответить на вопросы 1-3.Повышенный уровень: Подготовить небольшой рассказ от имени греческого колониста: "Почему я покинул родной полис и что увидел на новом месте?".Раздаточный материал для учащихсяТема: Великая греческая колонизация (VIII-VI вв. до н.э.)Инструкция:Вам предстоит работа в группах по методу "Зигзаг".Изучите внимательно свой фрагмент текста (А, Б, В или Г).Подумайте, какую главную мысль вы должны донести до своей группы.Фрагмент А: "Почему уезжали? Причины колонизации"Греция – страна с гористой местностью. Плодородных долин было мало, а почва – каменистая. Когда население полисов стало расти, еды с собственных участков земли стало не хватать. Это явление называется «земельный голод». Кроме того, в городах шла острая политическая борьба. Проигравшие группировки часто вынуждены были покинуть родину, чтобы не быть обращенными в рабство или убитыми. Также в поисках новой жизни и быстрого обогащения в путь пускались ремесленники и торговцы. Таким образом, основными причинами колонизации были: 1) нехватка земли; 2) политическая борьба; 3) поиск новых источников богатства.Вопросы для размышления: Что такое "земельный голод"? Кто и почему был заинтересован в основании колоний?Фрагмент Б: "Как основывали колонии? Организация экспедиции"Основание новой колонии было делом серьезным и опасным. Сначала жители полиса обращались к оракулу, например, в Дельфах, чтобы узнать волю богов о месте будущей колонии. Затем выбирали руководителя – ойкиста. Он набирал добровольцев – мужчин, готовых начать новую жизнь. Колонисты везли с собой священный огонь с очага родного города, орудия труда, оружие и семена. Добравшись до подходящего места (обычно на побережье с хорошей гаванью), они основывали новый город. Колония с самого начала была независимым полисом, но поддерживала тесные, дружеские связи с городом-метрополией (то есть "городом-матерью").Вопросы для размышления: Кто такой ойкист? Была ли колония зависима от метрополии?Фрагмент В: "Куда плыли? Направления колонизации"Греческие корабли – триеры – бороздили все Средиземное и Черное моря. Выделяют три главных направления колонизации:Западное: Самые богатые колонии возникли на юге Италии и на острове Сицилия. Этот регион даже назвали "Великая Греция". Здесь были основаны города Сиракузы, Тарент, Неаполь.Северо-Восточное: Греки осваивали побережье Фракии, Геллеспонт (Дарданеллы) и Черного моря. Здесь они основали Византий (будущий Константинополь и Стамбул), а также города Ольвия, Херсонес, Пантикапей (в Крыму).Южное: Это направление было самым сложным, так как берега Северной Африки контролировались сильным Египтом. Однако грекам удалось основать знаменитый город Кирена и Навкратис.Вопросы для размышления: Какое направление было самым богатым? Какой город был основан на границе Европы и Азии?Фрагмент Г: "Что изменилось? Последствия колонизации"Великая колонизация имела огромные последствия для всего древнего мира.Расширение мира: Греки перестали бояться моря и узнали о многих новых землях и народах.Развитие торговли: Колонии поставляли в Грецию хлеб, рабов, металлы, а получали от метрополий вино, оливковое масло и ремесленные изделия. Торговля расцвела.Взаимовлияние культур: Греки познакомили соседние народы (скифов, италиков) со своей культурой, письменностью, искусством. Это явление называется эллинизация. Но и сами греки переняли у других народов много полезного.Богатство и роскошь: Успешная торговля сделала многие полисы очень богатыми. Однако внутри греческого общества усилилось расслоение: появились очень богатые и очень бедные граждане.Вопросы для размышления: Как колонизация повлияла на торговлю? Что такое "эллинизация"?Задание для группы:После того как все "эксперты" выступят, совместно заполните таблицу, используя полученные знания.Мультимедийная презентация (Структура и ключевые слайды)Слайд 1. Титульный. Великая греческая колонизация (VIII-VI вв. до н.э.). Карта Средиземноморья.Слайд 2. Проблемный вопрос. Изображение каменистой долины в Греции и растущего города. Вопрос: "Земли мало, а людей много! Что делать?"Слайд 3. Причины колонизации. Иконографии:Иконка "Земля" с восклицательным знаком.Иконка "Схватка двух политиков".Иконка "Корабль с товарами".Текст: Нехватка земли (земельный голод). Политическая борьба. Поиск новых возможностей для торговли.Слайд 4. Организация экспедиции. Инфографика:Обращение к оракулу в Дельфах.Назначение ойкиста.Сбор колонистов и снаряжение корабля.Основание нового полиса.Слайд 5. Анимированная карта "Направления колонизации".По клику появляются:Стрелка на Запад: "Великая Греция" (Италия, Сицилия). Города: Сиракузы, Тарент, Неаполь.Стрелка на Северо-Восток: "Причерноморье". Города: Византий, Ольвия, Херсонес, Пантикапей.Стрелка на Юг: "Африка". Город: Кирена.Слайд 6. Последствия.Изображение греческой амфоры и скифа.Текст: 1. Расширение границ известного мира. 2. Расцвет торговли (хлеб -> вино/масло). 3. Взаимовлияние культур (Эллинизация). 4. Социальное расслоение в полисах.Слайд 7. Итоги. Кроссворд или интерактивный тест (на выбор учителя).Пример вопроса: "Город-основатель колонии (метрополия)". "Руководитель колонистов (ойкист)". "Направление, где находилась 'Великая Греция' (западное)".Слайд 8. Рефлексия. Изображение корабля, уплывающего в закат. Текст: "Великая греческая колонизация связала берега Средиземноморья в единую торговую и культурную сеть, заложив основы будущей европейской цивилизации".
