Публикации Конспект урока по теме "Вода. Уникальность воды"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по теме "Вода. Уникальность воды"
Автор: Ковалевой Светлане Александровне

Внеклассное мероприятие по функциональной грамотности по теме «Вода. Уникальность воды» для 5 «Б» классасоставила Ковалева С.А.Цели: познакомить с уникальными свойствами воды, как одной из главнейших форм и источником жизни на Земле; создать условия для формирования ответственного отношения человека к природным водным ресурсам с целью развития естественнонаучных компетенций.Задачи:Образовательные: через содержание учебного материала и межпредметной связи биологии, географии, математики развивать познавательные интересы и интерес к живой и неживой природе.Воспитательные: воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей, умение сотрудничать.Развивающие: совершенствовать вычислительные навыки и навыки логического мышления применять знания в непривычной ситуации.Планируемые результаты:Предметные и метапредметные: находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте.Личностные: объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных зна- ний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, лоточки с лабораторной посудой и реактивами для работы в группе. Ход мероприятияI.Организационный момент.Приветствие обучающихся.II.Актуализация знаний (5 минут). Актуализация имеющихся знаний по теме.Учитель: Ребята, мы сегодня мы должны больше узнать о ..., а о чём, попробуйте догадаться. Как писал Антуан де Сент-Экзюпери:«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь». О чём писал Антуан де Сент-Экзюпери? Ученики: ... (ответ)Слайд 1 Тема нашего занятия «Вода. Уникальность воды»Стихотворение о воде:Вы, слыхали, о воде?Говорят она везде!В луже, в море, в океанеИ в водопроводном кране.Как сосулька замерзает, В дом туманом к нам вползает,На плите у нас кипит, Паром чайника шипит,Растворяет сахар в чаеМы ее не замечаем, Мы привыкли, что вода-Наша спутница всегда!Без нее нам не умыться.Не наесться, не напиться!Смею вам я доложить-Без воды нам не прожить!Учитель: Вода образует гидросферу — водную оболочку Земли, это океаны, озёра, моря, реки, подземные воды, ледники и болота. Вода везде и всюду, и она занимает около ¾ поверхности Земли. Вода — одно из самых уникальнейших веществ на Земле. Несмотря на бурное развитие современной науки, до сих пор учёные не изучили до конца природу этого, казалось бы, простого вещества.И мы сегодня совершим с вами путешествие в мир воды и узнаем много интересных фактов.Первое наше задание заключается в том, чтобы отгадать загадки.Утром бусы засверкали, Всю страну собой заткали, А пошли искать их днём, Ищем, ищем – не найдём. (Роса) Вышла туча на прогулку И взяла с собой шкатулку. Туча бегала, резвилась, И шкатулочка открылась. И рассыпался вниз – ох! – Круглый, ледяной горох (Град) Сквозь густую пелену Ничего я не пойму. Дом, деревья, водоём Серый гость накрыл плащом (Туман) Серебристой бахромой На ветвях висит зимой. А весною на весу Превращается в росу. (Иней)Прозрачный, как стекло, А не вставишь в окно (Лёд) Куда-то бесследно вода исчезает,Когда нагревает её самовар.Кто это читает, тот сразу узнает,Что эта вода превращается в пар.Слайд 2Ребята пар, лед, град, роса – это все вода, только в различных состояниях.1.Вода в природе существует в трёх состояниях: жидком, твердом и газообразном.2.Какими свойствами обладает вода? Ненужное зачеркни:Имеет цвет; не имеет цвета.Имеет запах; не имеет запаха.Имеет форму; не имеет форму.Прозрачна; не прозрачна.Слайд 3 Обладает текучестью; не обладает текучестью. (Как мы можем проверить данное свойство? Как вы думаете?) Вода обладает текучестью. Вода течёт, вода смачивает, у воды есть поверхностное натяжение. Сила поверхностного натяжения воды очень велика. Она по прочности уступает только ртути. Вода в свободном состоянии принимает форму шара тоже благодаря силе поверхностного натяжения. Эта сила связывает молекулы воды, как бы притягивая их друг к другу. Благодаря поверхностному натяжению воды кровь движется в организмах человека и животных, вода поднимается вверх по стволам деревьев.Слайд 4 Вода является растворителем; не является. Вода является универсальным растворителем. В ней содержатся практически все элементы таблицы Менделеева, в том числе соли, основания, кислоты. Опыт 1. Используя оборудование, определите растворимость веществ. Сделав вывод, заполните таблицу: «Растворимость веществ».При нагревании расширяется и при охлаждении сжимается; при нагревании сжимается и при охлаждении расширяется.При замерзании расширяется; при замерзании сжимается. (Слайд 5)При замерзании вода меняет свою плотность и расширяется, поэтому стеклянная бутылка лопается. Однажды ученые поставили опыт, но вместо бутылки взяли чугунный шар, наполнили его водой, завинтили отверстия и поставили на сильный мороз. Вода, замерзая, разорвала шар. Так велика сила расширяющейся водыТеперь узнаем еще об одном свойстве воды Слайд 6 Опыт 2 Давление воздуха: видим своими глазамиЧто понадобится: вода, прозрачный стакан, ненужный лист плотной бумаги. Что делаем: Наливаем в стакан заготовленную воду; Прикрываем его бумагой и, придерживая, быстро переворачиваем вверх дном; Убираем ладонь и видим, что вода не выливается, потому что на нее и на бумагу действует давление. Вывод: Объяснение: давление в стакане меньше, чем снаружи. Благодаря атмосферному давлению, которое распространяется во всех направлениях одинаково, вода не выливается из стакана.Физминутка:  Игра «вода не вода»Поднимаете руку  – если называю слово означает воду или связан с водой. Не поднимаете – если нет.Почему моря не переполняются от впадающих рек и не заливают сушу? Вспомните географию, поясните свое мнение.Ученики: ... (ответ).Слайд 7 Учитель (дополнения): Круговорот воды, испарение с поверхности. Водные ресурсы обладают способностью возобновляться. В природе существует безотказный механизм круговорота воды «океан — атмосфера — земля — океан» под действием энергии Солнца. (Просмотр видео «Круговорот воды в природе»).Задание 6. Представь, что ты капелька воды, расскажи, какое кругосветное путешествие ты совершаешь в природе?Океан — Пар — Облака — Дождь/Снег — Реки — Океан Ученики: ... (ответ).Продолжим эксперементироватьОпыт 3. Как опустить бумагу на дно, не замочив еёДля эксперимента нужно: стакан; кусочек бумаги; ёмкость с водой. Что делать? Возьмите лист бумаги, сверните его и положите на дно стакана так, чтобы он не падал вниз при переворачивании. Налейте воду в ёмкость. Лучше, если она будет прозрачной, так можно будет наблюдать за ходом эксперимента. Переверните стакан и опустите его на дно ёмкости с водой. Удивительно,но бумага не намокнет.Почему так происходит? Всё дело в том, что в стакане, кроме листка бумаги, есть ещё и воздух. Именно он не даёт воде пробраться ко дну стакана.Ребята, давайте сейчас подведем итоги нашего занятия. К вас на столе лежат капельки воды, озвучьте, чтона них написано и разместите их рядом с тучкой под названием вода.Молодцы!И в знак вашей хорошей работы, мне хочется вам подарить эти капельки воды, чтобы вы пополнили запасы воды в своем организме и всегда помнили, что Вода – одно из самых важных веществ на Земле. От нее зависит жизнь. Качество воды влияет на жизнь и здоровье людей. Воду нужно беречь!
-