Публикации
Предметно-игровая среда как развивающая среда детского сада
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Предметно-игровая среда как развивающая среда детского сада
Автор: Блашенкова Алла Вячеславовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Предметно-игровая среда как развивающая среда детского сада
Автор: Блашенкова Алла Вячеславовна
Консультация на тему: Предметно-игровая среда как развивающая среда детского сада.Подготовила воспитатель Блашенкова А.В. В развитие ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период – игре. В дошкольном возрасте именно игра способствует разностороннему развитию ребенка. В игре ребенок живет и действует не только в зримом, реальном пространстве, но и в пространстве воображаемом, представляемом. В игре происходит «оживление» игрушек. Фантазируя, ребенок комбинирует свои знания и впечатления, «создает» новую действительность. Для возникновения и развития игр нужна правильная организация предметно – игровой среды. Педагоги должны создать адекватную предметно – игровую среду для обогащения содержания игр. Правильно организованная предметно – игровая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе учебно-воспитательном процессе. От того, как устроена предметно – игровая среда, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены, зависит развитие ребенка. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов, таких как Т.В. Антонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова. В дошкольных учреждениях особое значение придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Игры и игрушки в развивающей среде детского сада занимают ведущее место. Предметно-игровая среда это живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.В групповой комнате должно быть достаточное количество разных игрушек, которые нужно расставить таким образом, чтобы они побуждали малышей к разыгрыванию того или иного сюжета. Поэтому в игровой комнате создают зоны, специально предназначенные для разнообразных игр. Все групповое пространство распределено на зоны, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Для построения развивающей среды в ДОУ выделяем следующие принципы:принцип открытости; гибкого зонирования; стабильности-динамичности развивающей среды; полифункциональности. Игровое пространство должно быть удобным, позволяющим детям играть как по – одиночке, так и в небольшой группе. Все игрушки должны находиться в свободном доступе и иметь постоянное место хранения, чтобы малыши могли легко находить нужные для игры предметы.Игра – это свободная деятельность, и каждый ребенок имеет право играть там, где ему удобно. Это позволяет детям в соответствие со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно играть, не мешая друг другу. Если ребенок прервал игру, не следует сразу же требовать от него, чтобы он убрал игрушки на место или самим убирать их. Сохранение игрового пространства способствует возобновлению игровых действий, осмыслению дальнейших игровых действий. Выдающий русский педагог И.А. Сикорский рассматривал игру как деятельность, как условие умственного развития, как школу мышления.Игра и игрушки неотделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной деятельности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне.Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.МБДОУ «Детский сад №1 «Теремок» города Алатыря Алатырского муниципального округа Чувашской РеспубликиКонсультация на тему: «Предметно – игровая среда детского сада как развивающая среда».Подготовилаи провелавоспитательБлашенкова Алла ВячеславовнаАлатырь 2017
