Публикации Театрализованная деятельность как средство формирования связной речи у дошкольников с ТНР

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Театрализованная деятельность как средство формирования связной речи у дошкольников с ТНР
Автор: Ярошевич Таисия Яковлевна

Театрализованная деятельность
как средство формирования связной речи
у дошкольников с ТНР
Ярошевич Таисия Яковлевна,
учитель-логопед МБДОУ детский сад № 12, г. Белгород
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (далее - ОНР), относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Поэтому в качестве мотива на исправление речевых дефектов у детей была выбрана театрализованная деятельность, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Умело, поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию связной речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Исполняемая роль, особенно диалог персонажей, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Педагогической основой организации процесса театральной деятельности в дошкольных учреждениях является особенность восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра. Для того, чтобы это восприятие было полным, детей стоит знакомить с различными видами театрализованной деятельности. Все театральные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
К первой группе – режиссерским играм в детском саду можно отнести настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. В режиссерской игре артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как сценарист и режиссер, управляет артистами. Здесь ребенок не является действующим лицом, он создает сцену, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его мимикой, интонацией, жестами. Пантомимика ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. На первый план здесь выступает речь, ее темп, интонация выразительность, дикция. Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Вторая группа – игры-драматизации, которые основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы. Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, что очень важно для детей с ОНР, нести ответственность за управление куклой, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять.
Здесь ребенок более активен, он играет сам, исполняя роль в качестве артиста, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности, вкладывая в образ своего героя те черты, которые, на его взгляд, являются главными.
Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
С целью развития игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, умения общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях, произвольного поведения проводились театральные игры: Что изменилось, Поймай хлопок, Поезд, Словесный портрет, Я положил в мешок …, У бабушки в огороде растет …, Тень, Разведчики, Внимательные звери, Веселые обезьянки, Зеркало, Снежный ком, Стульчики, Дружные звери, Составление рассказа с использованием отдельных слов и др.
При проведении этих игр была создана веселая, непринужденная атмосфера, мы старались подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнить их со своими собственными.
Процесс творческого развития дошкольника неизбежно сопровождается определенными эмоциями и чувствами. Не научив ребенка понимать и принимать свои чувства, мы не научим его проявлять свою индивидуальность, быть творческой личностью.
Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды: Под дождиком, Капельки, Ежи, Идем по лесу, Летящие листья, Радость и грусть, Кто как ходит, Айболит в пути, На рыбалке, Хорошая - плохая погода и др.
Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера. Импровизационность становится основной работой на этапе обсуждения способов воплощения образов героев, и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводили к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Развивается режиссёрская игра. Мы поощряли желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.
Также, детям предлагалось изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц - лубяную. В сказке об этом говорится всего в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть. В другом случае требовалось выбрать любое событие из сказки, и молча разыгрывать его. Остальные - зрители угадывают, какой эпизод представлен. Интересны этюды, в которых дети выполняли движения под фрагменты музыкальных произведений. Благодаря таким комплексным игровым импровизациям у ребенка постепенно развиваются художественные способности, без которых театрализованная игра лишена красок и выразительности.
Работа над спектаклем включает знакомство с пьесой, ее содержанием, активизирует собственную исполнительскую деятельность, проявление творчества в реализации замыслов при создании образа, передачу художественного образа с помощью движений, мимики, интонации, повышает уровень самоконтроля за собственной речью, стремление ее улучшить, преодолеть застенчивость, робость, неуверенность, умение держаться при выступлении перед большой аудиторией.
В работе с детьми над спектаклем необходимо не перегружать их, не навязывать своего мнения, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных детей.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Александрова О. Разыгрываем сказки / О. Александрова // Дошкольное воспитание. – 1998. №12. – С. 13-17.
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1996. -196с.
Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1995. – 183с.
Генов Г.В. Театр для малышей. – М.: Просвещение, 1998. – 154 с.
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 2002. – 191 с.
Кофман Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1998. – 254с.
Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. - Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
Панкратова Л.Я. Художественно-речевая деятельность в детском саду / Л.Я. Панкратова, А.Е. Шибицкая // Воспитание и обучение в детском саду. – М.: Просвещение, 1996. – 398с.
Томчикова С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. – Магнитогорск: МаГУ, 2002 – 69 с.
Третьякова В.Г. Обучение дошкольников выразительности речи / В.Г. Третьякова // Детская речь и пути ее совершенствования. – Екатеринбург, 1997. – 278с.
Фурмина Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1999. – 247с.
-