Публикации Театрализованная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Театрализованная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Автор: Кондратьева Гользиря Мунавировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №7» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики ТатарстанМастер – класс «Театрализованная деятельность как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников»Подготовила: Кондратьева Гользиря Мунавировна, воспитатель, высшей квалификационной категории г.Лениногорск 2025гМастер – класс «Театрализованная деятельность как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников»Цель: привлечь внимание и повысить компетентность педагогов к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников.Задачи:1.Обогатить педагогические умения воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию.2. Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам.3. Развивать творческую активность педагогов.4. Формировать чувство гордости за героическое прошлое и настоящее своей Родины.Ход:Слайд 2 Уважаемые коллеги, воспитывая ребенка, мы с вами надеемся вырастить из него достойного человека, патриота своей Родины. Хочется напомнить слова Омара Хайяма, что «Дети нас не слышат. Они на нас смотрят». Поэтому нам педагогам как никому другому необходимо, прежде всего, построить себя как личность и обращать большое внимание на то, какими средствами, методами и формами работы организовывать патриотическое воспитание, чтобы заинтересовать, заразить воспитанников интересом к истории своей родины, тем самым формируя задатки социально активной личности.Для воспитания юных патриотов в своей работе я использую разные технологии, формы, методы и приемы.Слайд 3 И один из самых эффективных методов – это театрализованная деятельность. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развиваются и формируются эмоции. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, и является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно то, что театрализованная деятельность способствует тому, что ребенок учится сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе  этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б.М.Теплов, - создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».Слайд 4 Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б.М.Теплов.Слайд 5 Какие же пьесы разыгрывать с детьми? Разумеется, лучше всего народные сказки. Русская народная сказка радует и нас, взрослых, оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получая роль одного из его героев, приобщается к культуре своего народа. Непроизвольно впитывает в себя то отношение  к миру, которое дает силу и стойкость, чтобы прожить будущую жизнь.Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).Слайд 6 Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д.Б.Кобалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты,  но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей.Теперь уже никто не сможет рассказать, с каких пор повелось на Руси рассказывать сказки. Перешли они к жившим в ту пору предкам вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда из борти-колоды, не скуешь меча, не вырежешь ложки. Это были духовные заповеди, заветы, которые чтили в семье. Слайд 7 Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. По этому при подготовки детей к участию в театрализации сказки, родители принимают активное участие, в изготовлении костюмов и кукол из бросового материала.Слайд 8 Русские сказки свободны в художественной выдумке, но тесно связаны с реальной жизнью – воссоздают мир забот и интересов народной Руси, имеют прямое отношение к людским порядкам и человеческим характерам. Это относится к сказкам всех видов – бытовым, волшебным, сказкам о животных и, конечно же - героическим.Слайд 9 Ведь участвуя в театрализованной деятельности- дети играют.В педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра постепенно уходит из жизни детей. Кукла перестаёт быть источником социального и нравственного опыта. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного воспитания. Благодаря воле и воображению ребёнка она ведёт себя так, как это нужно в данный момент её хозяину. Ребёнок проживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла - заместитель идеального друга. Кукла для ребёнка - объект общения во всех его проявлениях и партнёр в театрализации. В театрализации с куклами постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения. Слайд 10 Важным мнением исследователей представляется то, что народная игрушка в семье, детском саду, различных кружках должна не вытеснять современную игрушку, не заменять её, а существовать рядом с ней, дополнять её, давать ребёнку то, что не способна дать современная игрушка. Игрушка содержит больше информации, чем любая компьютерная игра или память компьютера.Слайд 11 По всеобщему признанию, народная игрушка является одним из важнейших видов единой живой системы народного творчества, значимым средством связи поколений, через неё передаётся социально-культурный опыт, воспитываются моральные представления, культура человеческого поведения, формируются патриотические чувства. Я не буду перечислять сколько кукол и каких кукол находиться в нашем театральном уголке, все они сделаны своими руками. Дети очень любят кукол, из русских народных сказок.Слайд 12 По этому сегодня в преддверии предстоящего праздника Нового года. Мы с вами изготовим, традиционные игрушки-символы этого праздника, Деда Мороза и Снегурочку.Материал: палочки пластмассовые, одноразовые стаканчики, лица Деда Мороза и Снегурочки, двойной скотч, вата, украшения.
-