Публикации
Театральный сундучок
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Театральный сундучок
Автор: Кондратьева Гользиря Мунавировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Театральный сундучок
Автор: Кондратьева Гользиря Мунавировна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 7» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстана Программа дополнительного образования «Театральный сундучок»Художественно – эстетическое направлениеВозраст: 3-6 летСрок реализации: 3 годаРуководитель: Кондратьева Гользиря Мунавировна, воспитатель высшей квалификационной категории г. Лениногорск, 2025г.СОДЕРЖАНИЕ1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………………………..31.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………31.2. Цели и задачи программы………………………………………………………………………....31.3. Основные принципы построения программы…………………………………………………....41.4. Основные направления программы.……………………………………………………………...41.5. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики…………….….51.6. Планируемые результаты освоения программы………………………………………………....52. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………….……82.1. Описание образовательной деятельности……………………………………………………......82.2. Формы, методы и приемы реализации программы……………………………………………...92.3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) детей………………………….93. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………………...113.1. Перспективно – тематический план проведения по театрализованной деятельности для детей от 3 до 6 лет ……………………………………………………………………………………113.2. Материально - техническое обеспечение……………………………………………………….20Используемая литература. …………………………………………………………………………...211. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка.Настоящая дополнительная образовательная программа кружка «Театральный сундучок» разработана так, что она не дублировала программный материал по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» Основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида№ 7» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан.Предлагаемая программа написана на основе пособий: М.Д. Маханевой и Иващенко Л.П. «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста». Программа кружка разработана с учётом возрастных, личностных и индивидуальных особенностей детей данной группы.Актуальность программы обусловлена тем, что участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понять, изъясняться. Ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно, даже не замечая, что занят очень важным делом, что способствует реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что театральная деятельность помогает создавать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности, разрядиться эмоционально и физически. Игровая деятельность в театральном кружке развлекает и воспитывает детей, учит сопереживать происходящему, создает эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка и повышает его уверенность в себе. Поэтому так важно превратить театрализованную игровую деятельность в увлекательный творческий процесс, при этом необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой.Новизна данной программы в осуществлении организованно-образовательного процесса через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников. 1.2. Цели и задачи программы.Цель программы: формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.Задачи программы:Образовательные:-Познакомить детей старшего дошкольного возраста с различными видами театров (кукольный, настольный, Би-Ба-Бо, театр зверей и др.).-Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, о костюмах, атрибутах.Развивающие: -Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.Воспитывающие:-Воспитывать у детей художественный вкус.-Формировать в каждом ребенке творческую личность.1.3. Основные принципы построения программы.-Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.-Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.-Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.-Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.-Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.-Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.-Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.-Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.-Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.-Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.1.4. Основные направления программы.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:1. Что такое театр, театральное искусство.2. Какие представления бывают в театре.3. Кто такие актеры.4. Какие превращения происходят на сцене.5. Как вести себя в театре.1.5. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.Программа рассчитана: на детей 3 - 6 лет.Срок реализации программы: 3 года Форма организации детей: групповая.Количество детей: 14 детей.Продолжительность занятий: 15-20 минут (2 раз в неделю).Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей. Обогащать их жизненный опыт, побуждая их интерес к новым знаниям. Готовность к театрализованной деятельности ребенка включает система знаний и умений, обеспечивающих не только возможность совместной деятельности по созданию спектакля, но и комфортность ребенка на всем протяжении подготовки. Эта система включает: знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности. Педагогическое сопровождение строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка; реализации детьми игровых замыслов. Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет руководитель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы руководитель владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений и был готов к любым «превращениям», а не просто выразительно читал или рассказывал что-либо, смотрел и видел, умел слушать и слышать. Именно это и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «зрителей» и «артистов», то есть на постоянно остающихся смотреть как «играют» другие и на постоянно выступающих.Организация уголка театрализованной деятельности. В нём отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром на рукавичках, костюмов. В уголке располагаются: -различные виды театров (бибабо, настольный, пальчиковый театр ложек и др.); -реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски); -атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, грим, книги, декорации, стул режиссера, сценарии, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, «деньги», номерки, ткани, природный материал, виды бумаги, краски, фломастеры, клей, карандаши, пуговицы, нитки, коробки, банки).Эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, т.е. его искренность и неподдельность чувств является одним из главных условий организации театральной деятельности. Интонация голоса руководитель - образец для подражания.1.6. Планируемые результаты освоения программы.-Заинтересованность к театрализованной деятельностью.-Умение разыгрывать несложные представления по знакомым сюжетам.-Использование основных выразительных средств: интонацию, мимику, жест.-Умение изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства.Оценка результативности программы: проводится по методике Т.С. Комаровой «Педагогическая диагностика театрализованной деятельности». Диагностика проводится 2 раза: вводная – октябрь, итоговая – май.Педагогическая диагностика театрализованной деятельностидетей 3 - 4 лет (1 год обучения)Высокий уровень: 3 балла Средний уровень: 2 баллаНизкий уровень: 1 баллПедагогическая диагностика театрализованной деятельностидетей 4-5 лет (2 год обучения)Высокий уровень: 3 балла Средний уровень: 2 баллаНизкий уровень: 1 балл Педагогическая диагностика театрализованной деятельностидетей 5-6 лет (3 год обучения)Высокий уровень: 3 балла Средний уровень: 2 баллаНизкий уровень: 1 балл 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ2.1. Этапы построения занятия по театрализованной деятельности.Речевое дыхание. Занятия начинаются с техники речи, первым упражнением, которой является речевое дыхание. Правильное речевое дыхание, четкая, ненапряженная артикуляция являются основой и для звучного голоса. Тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводится одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом - словах, затем на короткой фразе, при чтении стихов и т.д.Артикуляционная гимнастика. Вторым упражнением является разминка языка, чтение чистоговорок, скороговорок, потешек, разминка пальцев. Все это помогает выработать правильное произношение, расширить словарный запас, развивает выразительность речи, память.Работа над этюдами. Следующий этап занятий - работа над этюдами, при выполнении которых дети овладевают интонацией, жестами, мимикой, учатся выражать эмоциональные состояния, отдельные черты характера. Все это помогает ребенку в перевоплощении в образ героя сказки. Чтобы выполнить тот или иной этюд, ребенку приходится сравнивать, анализировать, обобщать, логически мыслить, фантазировать, проявлять творчество. В работе кружка используются этюды М. Чистяковой, предложенные ею в книге «Псих гимнастика», М.,1990г. С этюдами по развитию актерского мастерства чередуются этюды с куклами. Работа над этими этюдами дает возможность ребенку найти и подчеркнуть характерные особенности каждой куклы, научиться выражать все действия, чувства и мысли с помощью куклы. Детям нравиться этюдная работа, т.к. здесь они могут проявлять творчество найти самостоятельно выразительные особенности кукол. В течение всего периода обучения дети знакомятся с куклами различных видов театра, учатся приемам их вождения. Игры с куклами, например, пальчикового театра помогают лучше управлять движениями собственных пальцев, а значит, развивают мелкую мускулатуру рук. А нам хорошо известна прямая зависимость речи ребенка от развития мускулатуры рук.Использование театральных кукол способствует ускорению процесса обучения, повышает качество творческих проявлений детей и одновременно помогает робким ребятам почувствовать себя более уверенно. Кукла дает ту «ширму», за которую, на первых порах, он может спрятаться. Кукла – эта та соломинка, за которую хватается ребенок, чтобы скрыть свои волнения и переживания. Многим детям кукольный театр помог повысить и стабилизировать самооценку, воспитывать волю и характер, развить черты лидера.Спектакль является своеобразным итогом знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях, в индивидуальной работе. Непосредственная подготовка к спектаклю состоит из работы над диалогами пьесы, над отдельными сценами, декорациями, костюмами. Именно в творческом театре можно научить ребенка преодолевать жизненные кризисные ситуации, развивать способность к лучшей адаптации. Ребенок приобретает те же навыки поведения, в которых нуждается, и освобождается от тех форм поведения, которые его дезорганизуют. Дети самостоятельно распределяют роли, намечают план действия, ищут характерные черты, используя для этого пластику своего тела, мимику, тембр голоса, Для ребенка существенным становится не только передача определенного образа, но и то, как созданный им образ действует на зрителей. Желание ребенка достичь конечного результата помогают организованности и дисциплинированности его на занятиях.Занятие состоит из различных упражнений, бесед, скороговорок, этюдов, игр, пальчиковых и дыхательных гимнастик, работы над спектаклем.Программа состоит из нескольких этапов. Каждый этап, кроме этапа обследования, включает в себя:-Основы сценической речи.-Основы кукловождения.-Основы актерского мастерства.-Основы драматизации.-Игровое творчество.-Спектакль является итогом уроков театр и одной из форм проверки знаний, умений и навыков, полученных детьми. Постановка с детьми спектакля на основе литературного материала начинается с выбора произведения. Мотивация этого выбора определяется многими моментами. Педагог выбирает материал, который нравиться детям и ему самому, литературное произведение должно соответствовать основным педагогическим задачам и возрастным особенностям детей. На основе этого педагог разрабатывает оригинальный сценарий и работает над его постановкой.2.2. Формы, методы и приемы реализации программы.Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:-Словесные (рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово, обращение к личному опыту, чтение художественной литературы).-Наглядные (рассматривание костюмов, декораций к различным спектаклям, просмотр спектаклей в ДОУ).-Практические (игры-драматизации).Методические рекомендации:-Организуя дополнительную образовательную театрализованную деятельность, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.Форма проведения:-Групповая и индивидуальная работа.Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:-Открытый показ театрализованной поставки для родителей и педагогов.-Проведение мастер-класса среди педагогов и родителей.2.3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.На всем протяжении освоения дополнительного образования «Мир театра» руководителем выстраивается система взаимодействия с родителями воспитанников. Родители привлекаются не только как зрители на занятия -показы, но и как субъекты организации жизнедеятельности кружка. Мнение родителей учитывается при выборе форм работы с детьми, тематического содержания занятий, при подборе музыкального или танцевального материала. Оформление зала и сцены, придумывание и исполнение костюмов и реквизита тоже не обходится без участия родителей. Совместная деятельность взрослых и детей носит развивающий характер, общение вне дома обогащает мир взаимоотношений ребенка и семьи. Взрослые имеют уникальную возможность посмотреть на своего малыша со стороны, увидеть те стороны его личности, которые в повседневном обиходе не раскрываются, или раскрываются крайне редко.Задачи работы руководителя кружка «Мир театра» по взаимодействию с родителями:-Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника.-Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки.-Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.-Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.Принципы взаимодействия руководителя кружка «Мир театра» с родителями:-Доброжелательный стиль общения педагога с родителями;-Индивидуальный подход;-Сотрудничество, а не настойчивость;-Серьёзная подготовка (любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить);-Динамичность.Мероприятия, проводимые руководителем кружка «Мир театра»для родителей в течение года: 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ3.1. Перспективно – тематический план проведения по театрализованной деятельности для детей от 3 до 4 лет(1 год обучения)3.2 Перспективно – тематический план проведения по театрализованной деятельности для детей от 4 до 5 лет(2 год обучения)3.3 Перспективно – тематический план проведения по театрализованной деятельности для детей от 5 до 6 лет(3 год обучения)3.2. Материально-техническое обеспечение.Дидактический материал:-Карточки-пиктограммы на определение основных эмоций.-Иллюстрации.-Пазлы «эмоции».-Портреты композиторов, писателей.-Декорации.-Ширма.-Атрибуты.-Костюмы.-Шапочки-маски.-Куклы би-ба-бо.-Пальчиковый театр.-Настольный театр.-Театр ложек.-Платковый театр.-Театр тапочек.- Теневой театр и.т.д.Техническое оснащение:-Ноутбук.-Колонка. Используемая литература.Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям/В.Н.Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 2001.– 256с. Грибовской, А.А. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред.А.А. Грибовской– М:ТЦ «Сфера», 2005. – 192с. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников:методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Т.Н. Доронова. – М.Просвещение, 2006. – 192с. Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В.Дубровская. – С.-Пб. : «Детство Пресс», 2004. – 128с. Караманенко, Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам/ Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко.-Москва «Просвещение», 2002 г. Куревина, О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьноговозраста/О.А. Куревина.- М., 2003. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного,самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого/ Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова.- М.,2003. Ледяйкина, Е.Г., Топникова, Л.А. Праздники для современных малышей/Е.Г. Ледяйкина Е.Г., Л.А. Топникова. - Ярославль, 2002. Маханева, М.Д.Театральные занятия в детском саду/ М.Д. Маханева.-Москва, Творческий центр «Сфера»,2003г. Мирясова, В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных/ В.И. Мирясова. - М., 2000. Михайлова, М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы/ М.А. Михайлова.- Ярославль, 2002. Петрова, Т.Н., Сергеева, Е.А., Петрова, Е. С. Театрализованные игры в детском саду/ Т.Н. Петрова, Е.А. Сергеева, Е.С. Петрова. - М., 2000.
