Публикации
Механизмы порождения речевого высказывания
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Механизмы порождения речевого высказывания
Автор: Воронина Карина Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Механизмы порождения речевого высказывания
Автор: Воронина Карина Александровна
Механизмы порождения речевого высказыванияАвтор статьи: Воронина Карина Александровна,преподаватель ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»Аннотация: в статье рассматривается психолингвистическая концепция А. А. Леонтьева, раскрывающая структуру акта речевой деятельности и механизм порождения речевого высказывания. Особое внимание уделяется поэтапному анализу речепорождения, включающему мотивационный, смысловой, программирующий, лексико-грамматический и исполнительный уровни.Ключевые слова: речевая деятельность, порождение речи, психолингвистика.А. А. Леонтьевым была разработана развернутая, целостная и концептуально выстроенная теория структуры акта речевой деятельности, в которой центральное, системообразующее место занимает модель порождения речевого высказывания. Данная модель отражает сложный психолингвистический характер речевой деятельности и позволяет последовательно проследить путь формирования речи — от возникновения побуждения к высказыванию до его языкового и грамматического оформления. Концепция А. А. Леонтьева опирается на положения деятельностного подхода и рассматривает речь как особый вид целенаправленной человеческой деятельности, подчинённой мотиву и реализуемой посредством системы операций и действий.Согласно модели А. А. Леонтьева, процесс порождения речевого высказывания представляет собой сложный многоэтапный процесс, включающий пять взаимосвязанных и последовательно сменяющих друг друга этапов. Каждый из этих этапов выполняет специфическую функцию, однако только их совокупность обеспечивает полноценное формирование речевого высказывания как законченного коммуникативного акта.Исходным, пусковым моментом речевого высказывания является мотив. Мотив отражает потребность личности во взаимодействии с окружающими и обусловливает необходимость речевого действия. Именно мотивационная сфера порождает речевое намерение, которое можно определить как направленность сознания, воли и эмоционального состояния человека на определённый объект или ситуацию. В контексте речевой деятельности таким объектом выступает предмет высказывания — то, ради чего и с какой целью человек вступает в речевое общение. Мотив определяет не только факт возникновения речи, но и её общий коммуникативный характер, эмоциональную окраску и целевую направленность.На следующем этапе порождения речевого высказывания мотив к речевому действию вызывает формирование замысла. Замысел представляет собой первоначальную мыслительную конструкцию будущего высказывания и постепенно преобразуется в обобщённую смысловую схему речи. Именно на этапе замысла происходит первичное осмысление содержания высказывания, а также выделение его тематической основы. Определяется, о чём именно следует говорить, какой предмет, явление или событие станет объектом речевого отражения, и что конкретно должно быть сообщено о данном объекте. Таким образом, замысел задаёт общие смысловые рамки будущего высказывания и подготавливает основу для его дальнейшего развертывания.Центральным и ключевым этапом процесса речепорождения является этап внутреннего программирования. А. А. Леонтьев рассматривал внутреннее программирование как процесс построения особой смысловой схемы, служащей внутренним планом будущего речевого высказывания. Данное программирование может осуществляться как на уровне отдельного конкретного высказывания, так и на уровне более протяжённого речевого целого, например текста или монолога. Внутреннее программирование обеспечивает логическую организованность речи и её соответствие коммуникативной задаче.Реализация данного этапа осуществляется посредством ряда взаимосвязанных операций. Во-первых, происходит выделение основных смысловых элементов или смысловых «звеньев», составляющих предметное содержание высказывания. Эти элементы соотносятся с реально существующими компонентами окружающей действительности, которые подлежат речевому отражению. Во-вторых, осуществляется операция установления иерархии смысловых единиц, в ходе которой определяется, какие элементы являются главными, а какие — второстепенными, какие несут основную смысловую нагрузку, а какие выполняют уточняющую или поясняющую функцию. В-третьих, определяется последовательность развертывания смысловых элементов, что задаёт логический порядок изложения и обеспечивает связность и последовательность речевого высказывания.Следующим этапом порождения речи является этап лексико-грамматического развертывания высказывания, в рамках которого осуществляется переход от внутреннего смыслового плана к языковому оформлению речи. Данный этап включает два взаимосвязанных подпроцесса — нелинейный и линейный этапы лексико-грамматического структурирования.— Нелинейный этап представляет собой процесс перевода сформированной смысловой программы с субъективного, индивидуального кода мышления на объективный, общеязыковой код. На этом этапе каждому смысловому элементу приписывается определённая функциональная нагрузка, основанная на его грамматических и лексических характеристиках. По А. А. Леонтьеву, данный процесс можно представить в виде цепочки: «смысл» — слово как лексическая единица — соответствующая грамматическая форма слова. Иначе говоря, внутренние образы и представления, сформированные на предыдущих этапах, получают языковое выражение, доступное и понятное другим участникам коммуникации.— Линейное развертывание речевого высказывания заключается в его собственно грамматическом структурировании, то есть в построении синтаксической конструкции предложения или высказывания в целом. На этом этапе осуществляется выбор подходящей грамматической модели из существующих в языке структурных «шаблонов», определяется место каждого слова в предложении, устанавливаются синтаксические связи между элементами высказывания и придаются необходимые грамматические характеристики. В результате речь приобретает завершённую форму, соответствующую нормам языка и требованиям коммуникативной ситуации.Заключительным этапом процесса порождения речевого высказывания является этап внешней реализации и контроля речи. На данном этапе сформированное и лексико-грамматически оформленное высказывание реализуется во внешней, звучащей или письменной форме. Иначе говоря, происходит переход от внутреннего речевого плана к актуальному речевому действию, доступному для восприятия другими участниками коммуникации.В ходе этого этапа осуществляется непосредственная моторная реализация речи, включающая работу дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов при устной речи либо зрительно-моторных механизмов при письменной форме высказывания. Центральная нервная система посылает управляющие импульсы к исполнительным органам речи, обеспечивая точную координацию их движений и согласованность речевых действий. Благодаря этому внутренняя программа высказывания воплощается в конкретной звуковой или графической форме.Неотъемлемой составляющей данного этапа является процесс контроля и самоконтроля речи. В процессе говорения или письма человек постоянно сопоставляет получающийся результат с первоначальным замыслом и внутренней программой высказывания. Контроль осуществляется за счёт обратной афферентации, то есть поступления информации от органов речи и анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического) в центральные структуры мозга. Это позволяет своевременно обнаруживать отклонения, неточности или ошибки и вносить необходимые коррективы в речевое высказывание.Механизм контроля обеспечивает соответствие речи коммуникативному замыслу, ситуации общения и языковым нормам. В случае выявления несоответствий возможно оперативное перестроение речевого высказывания: изменение темпа, интонации, порядка слов, замена лексических единиц или уточнение смысла. Таким образом, речевая деятельность приобретает динамический характер и не является жёстко заданным, раз и навсегда фиксированным процессом.Следует подчеркнуть, что этап внешней реализации и контроля речи тесно связан со всеми предыдущими этапами речепорождения. Он не только завершает процесс формирования высказывания, но и может оказывать обратное влияние на его содержание и структуру. В этом проявляется системный и циклический характер речевой деятельности, подчёркивающий её сложность, гибкость и адаптивность к условиям общения.Таким образом, концепция А. А. Леонтьева о структуре акта речевой деятельности позволяет рассматривать процесс порождения речевого высказывания как сложный, многоэтапный и иерархически организованный психолингвистический механизм. Речь в данной модели выступает не как спонтанный и одномоментный акт, а как последовательность взаимосвязанных этапов, начиная от возникновения мотива и речевого намерения и заканчивая внешней реализацией высказывания и его контролем.Каждый этап речепорождения выполняет специфическую функцию и вносит вклад в формирование целостного речевого продукта. Представленная модель подчёркивает системный, динамичный и регулируемый характер речевой деятельности, основанный на постоянном взаимодействии мышления, языка и моторных механизмов. Список литературы:1. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005 — 351с.2. Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – Москва, 1958. – 378 c.3. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] / АН СССР. Ин-т языкознания. - Москва : Наука, 1969. - 307 с.
