Публикации
конспект урока по литературному чтению
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект урока по литературному чтению
Автор: Лебзак Наталья Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект урока по литературному чтению
Автор: Лебзак Наталья Викторовна
Конспект открытого урока литературного чтения в 3 Б классе
Тема: И.А.Крылов. Басня Ворона и Лисица.
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Лебзак Н.В.
2025г.
Конспект урока.
Методическая информация
Тип урока
Изучение нового материала
Цель урока
Познакомить детей с басней И.А. Крылова Ворона и Лисица
Задачи урока
Образовательные задачи: расширить знания учащихся о жанре басня и о творчестве И.А. Крылова; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к прочитанному.Развивающие задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; развивать творческое воображение, развивать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения, обогащать и активизировать словарный запас, развивать умения и навыки анализа басни.Воспитательные задачи: содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интереса к предмету.
Ресурсы и оборудование
Толковые словари русского языка С.И. Ожегова и В.И. Даля.
Учебник: Л.Ф.Климанова и др. Литературное чтение 3 класс, 1 часть.
Компьютер, , презентация к уроку, карточки со словами и словосочетаниями, яблочки разноцветные, корзина,
Картинки лисы и вороны
Подробный конспект урока
1.Речевая разминка
У вас листочки с текстом вверх ногами. Кто сможет прочитать этот текст, не переворачивая лист?
Эх, ворона, кабы у тебя еще и ум был в голове,- ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать
-
2. Проверка д.з
3. Отгадывание ребусов.
4. Определение темы урока. Сообщение целей.
6.Рассказ учащегося об истории создания басни Ворона и Лисица.
7.Физкультминутка
8. Первичное знакомство с басней.
9.Чтение басни учащимися самостоятельно, отмечая слова
10. Словарная работа. Работа в группах.
11. Работа с карточками. (В группах)
12. Чтение вслух учащимися басни цепочкой по смысловым частям.
13.Работа с карточками (коллективно)
14. Синквейн (в группах)
15.*Расположите цепочки в нужной последовательности
16.Итог
Давайте вспомним, с каким жанром мы познакомились?
Что такое басня?( Это небольшой насмешливый рассказ в стихах. В басне обычно действуют животные , растения или даже вещи. Но ведут они себя как люди: разговаривают, работают, ссорятся. Басня высмеивает недостатки и пороки людей. В ней содержится мораль - вывод, поученье, где объясняется смысл басни.)
- На какой жанр литературы похожа басня? Чем? (На сказку, главные герои – животные, которые могут разговаривать.)
- Чье имя вы вспоминаете, услышав слово басня? (И.А. Крылова)
- Какие басни Крылова вы читали?
- Отгадайте ребусы, и вы узнаете название басни, которую сегодня мы будем изучать.
Ребус (Ворона и Лисица)
- Сформулируйте тему урока. (И.А.Крылов. Басня Ворона и Лисица)
- Сегодня вы расширите свои представления о великом баснописце И.А.Крылове и познакомитесь с одним из его самых известных произведений – басней Ворона и Лисица.
Вам интересно узнать, как появилась на свет басня Ворона и Лисица?
- Об этом вам расскажет ваш товарищ.
История создания басни Ворона и лисица
-Однажды Иван Андреевич сидел на скамейке в Летнем саду и что-то записывал в свою тетрадочку. Вдруг брови его удивлённо приподнялись, он оторвался от тетрадки и начал внимательно вглядываться в ворону, сидящую на ветке дерева. В клюве она держала кусочек хлеба, но это не мешало ей с интересом наблюдать за чем-то в траве. Вдруг, словно почувствовав на себе взгляд или услышав шорох, ворона стремительно взлетела с ветки и улетела прочь. Крылов загадочно улыбнулся, в его глазах появился озорной огонёк, он поспешно встал, взял в руки трость и, тихонько посвистывая, пошёл по дорожке к выходу из сада. Через несколько дней в печати появляется басня Ворона и Лисица, которая уже на следующий день становится известной на весь Петербург.
Мы заходим с вами в лес
(Дети маршируют на месте.)Сколько здесь вокруг чудес!(Удивились, развели руками.)Сколько ёлочек зелёных,Столько выполним наклонов.(Раз, два, три.)Сколько здесь у нас игрушек,Столько сделаем прыжков.(Раз, два, три ...)Впереди из-за кустаСмотрит хитрая лиса.Мы лесу обхитрим,На носочках убежим.(Бег на носочках.)Всё вокруг мы рассмотрелиИ тихонечко все сели
- А теперь послушаем известную теперь уже на весь мир басню Ворона и Лисица.
(Слушанье аудиозаписи басни.)
Первичное восприятие прослушанной басни.
- Понравилась вам басня?
- Какая же история приключилась с Вороной?
- Что заставило вас улыбнуться?
- Вашим домашним заданием было найти значение некоторых слов. Эти слова есть в тексте басни.
- Прочитайте басню самостоятельно отметьте про себя эти слова, а потом скажите их значение .
- Выясним значение трудных слов.
1. Проверка домашнего задания.
- У каждой группы были свои слова.
(По щелчку открывается значение каждого слова.)
1 группа
Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.
Гнусный – отвратительный, омерзительный.
Не впрок – не на пользу
2 группа
Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что – либо.
Пленить – очаровать, покорить чем – либо.
Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.
3 группа
Ангельский (голосок) – нежный, добрый.
Царь – птица – главная среди птиц.
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
- А что такое зоб (у птиц)? (Расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.)
- Каким источником вы пользовались, когда искали значения этих слов?
- Где ещё можно найти значение непонятного слова? В каких источниках? (В сети Интернет, в толковом словаре.)
Показ Толкового словаря.
- А теперь поработаем над трудными словосочетаниями.
- Будем работать в группах по 4 человека.
- Задание: замените словосочетания подходящими по смыслу.
- На красных карточках напечатаны словосочетания из текста, а на белых- подходящие им по смыслу. Соотнесите их друг с другом.
1 группа
Смотрит пристально, не отрываясь - глаз не сводит;
Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит;
2 группа
Утратила способность здраво рассуждать - вскружилась голова;
Каркнула очень громко - во всё горло;
3 группа
Исчезла, скрылась - была такова;
Трудно стало дышать - дыханье спёрло;
Нашёл случайно, без особого труда - бог послал.
Проверка работы.
Работа с текстом басни.
- Подготовьтесь к работе с текстом басни.
- С чего начинается басня? (С морали.) Прочитайте.
- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Это обман.)
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (В сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая.)
- Как Лису называет Крылов? (Плутовка.) Подберите синонимы к слову плутовка. (Обманщица, мошенница.)
- Вы сказали, что в сказке Ворона чаще всего бывает глупой.
- Опишите теперь её внешний вид. (Ответы детей.)
- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет).
- А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.
(Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какиe перышки! какой носок!)
- Правду ли она говорила?
- Какой голос у Вороны на самом деле? Кто слышал? (Неприятный, хриплый, резкий, грубый. Она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков кар-кар).
- А что говорила о голосе Вороны Лиса? Прочитайте. (И, верно, ангельский быть должен голосок!)
- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы.
(Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло)
- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона запела и выронила сыр).
- Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? (Нет, скромный не стал бы ее слушать.)
- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Ворона глупая и падкая на лесть, тщеславная.)
Дайте характеристику Вороне и Лисице.
Учитель показывает карточку со словом, а ученики соотносят это слово с одним из героев.
(Ученики читают хором слово на карточке и соотносят его с одним из героев, а 2 ученика прикрепляют карточку в нужный столбик.)
Ворона
доверчивая
неуклюжая
растяпа
простофиля
тщеславная
глупая
Лисица
коварная
хитрая
неискренняя
плутовка
льстивая
умная
- Кого же осуждает Крылов в своей басне? (Лисицу.)
- Почему? (Ответы детей.)
- А кого высмеивает? (Ворону.) Почему?
1группа Ворона
2 группа Лисица
3 группа Басня
1) ворона нашла кусочек сыру.2) лиса близёхонько бежала.
3) плутовка подходит на цыпочках.
4) лисица говорит сладкие слова вороне.
5) ворона каркнула.
6) сыр выпал.
7) лисица схватила сыр и убежала.
Работа над моралью басни.
- Перечитайте ту часть басни, где заключена мораль и выясните, какие черты характера людей осуждает Крылов? (Чтение вслух.)
- Какие это черты? (Льстивость, хитрость, коварство, тщеславие)
- О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам. Нельзя быть таким, как Ворона, падким на лесть.)
- Как вы думаете, какими хотел бы видеть Крылов людей? (Искренними, честными, скромными.)
17.Инсценировка басни.
- Попробуем почитать по ролям, как настоящие артисты
18.Рефлексия деятельности на уроке
- Вот и подошёл к концу наш урок.
- Вспомните его тему.
Закончите предложения:
Сегодня я узнал ….
Я хотел бы узнать ещё ….
Больше всего мне понравилось…..
19.Корзина настроения
В корзину дети кладут разноцветные яблоки:
Зеленые
Желтые
красные
20.Домашнее задание
Слайд Домашнее задание
Объявление оценок
(дается по выбору)
Чтение наизусть
Чтение по ролям
История создания басни Ворона и лисица
-Однажды Иван Андреевич сидел на скамейке в Летнем саду и что-то записывал в свою тетрадочку.
Вдруг брови его удивлённо приподнялись, он оторвался от тетрадки и начал внимательно вглядываться в ворону, сидящую на ветке дерева. В клюве она держала кусочек хлеба, но это не мешало ей с интересом наблюдать за чем-то в траве. Вдруг, словно почувствовав на себе взгляд или услышав шорох, ворона стремительно взлетела с ветки и улетела прочь. Крылов загадочно улыбнулся, в его глазах появился озорной огонёк, он поспешно встал, взял в руки трость и, тихонько посвистывая, пошёл по дорожке к выходу из сада. Через несколько дней в печати появляется басня Ворона и Лисица, которая уже на следующий день становится известной на весь Петербург
Синквейн
1 строка – одно существительное
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка –одно предложение, несущая определенный смысл.
5 строка – синоним существительного
Синквейн
1. Ворона
2.
3.
4.
5.
Синквейн
1 строка – одно существительное
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка –одно предложение, несущая определенный смысл.
5 строка – синоним существительного
Синквейн
1. Лисица
2.
3.
4.
5.
Синквейн
1 строка – одно существительное
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка –одно предложение, несущая определенный смысл.
5 строка – синоним существительного
Синквейн
1.Басня
2.
3.
4.
5.
Расположите цепочки в нужной последовательности. Расставьте цифры
___Ворона каркнула;___Ворона нашла кусочек сыру;___Лисица говорит сладкие слова Вороне;___Лисица близёхонько бежала;___Лисица схватила сыр и убежала;___Плутовка подходит на цыпочках;___Сыр выпал.
Расположите цепочки в нужной последовательности. Расставьте цифры
___Ворона каркнула;___Ворона нашла кусочек сыру;___Лисица говорит сладкие слова Вороне;___Лисица близёхонько бежала;___Лисица схватила сыр и убежала;___Плутовка подходит на цыпочках;___Сыр выпал.
Расположите цепочки в нужной последовательности. Расставьте цифры
___Ворона каркнула;___Ворона нашла кусочек сыру;___Лисица говорит сладкие слова Вороне;___Лисица близёхонько бежала;___Лисица схватила сыр и убежала;___Плутовка подходит на цыпочках;___Сыр выпал.
Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать
Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать
Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать
1 группа
Смотрит пристально, не отрываясь –
Подходит тихо, осторожно –
глаз не сводит
на цыпочках подходит
2 группа
Утратила способность здраво рассуждать –
Каркнула очень громко –
вскружилась голова
во всё горло;
3 группа
Исчезла, скрылась –
Трудно стало дышать –
Нашёл случайно, без особого труда –
была такова;
дыханье спёрло;
бог послал.
