Публикации Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР»
Автор: Ярошевич Таисия Яковлевна

Консультация для родителей
Развитие связной речи
у детей дошкольного возраста с ОНР
Ярошевич Таисия Яковлевна,
учитель-логопед МБДОУ детский сад № 12, г. Белгород
Связная речь является важной составляющей речевого развития ребёнка, определяющей его социальную адаптацию, коммуникационные навыки и будущую учебную успешность. Владение связной речью позволяет выражать мысли ясно и последовательно, строить диалоги, понимать собеседника и формулировать собственные высказывания.
Опыт работы с детьми показал, что дошкольники с общим недоразвитием речи (далее ОНР) испытывают трудности в овладении навыками связной речи, у них понижена способность адекватного подбора языковых средств, что ограничивает их возможности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания. У детей наблюдается недостаточный объем словарного запаса, что приводит к невозможности грамматически правильно выразить мысль, ограничивает речевое общение.
Задача педагогов и родителей — способствовать гармоничному развитию речи дошкольников, помогая им приобрести уверенные навыки вербальной коммуникации.
Под связной речью понимается способность говорить плавно, осмысленно и логично, выстраивая чёткую последовательность мыслей. Она включает владение грамматически правильными конструкциями предложений, соблюдение норм произношения и использование лексикона, соответствующего ситуации общения. Отличительной чертой связной речи является её структурированная организация, состоящая из вводных частей, основной части и заключения.
Этапы развития связной речи
Развитие связной речи проходит несколько этапов, тесно связанных с возрастными особенностями детей:
Ранний этап (до трёх лет) — период накопления пассивного словаря, первые попытки самостоятельного выражения собственных желаний простыми предложениями (Дай пить).
Средний этап (три-четыре года) — появляется желание общаться с окружающими, формируются простейшие конструкции повествования (Мы играли с мячом). Речь ещё недостаточно развёрнута, характерны повторы, пропуски слов.
Старший дошкольный возраст (пять-шесть лет) — проявляется стремление рассказывать события своей жизни, пересказывать услышанные истории, сказки, мультфильмы. Начинается формирование монологической речи.
Значение развития связной речи
От степени владения связной речью зависят важные аспекты жизнедеятельности ребёнка с ОВЗ:
Способность к социализации и установлению контактов со сверстниками и взрослыми.
Готовность к овладению программой начальной школы, умение грамотно отвечать на вопросы учителя.
Самостоятельное выражение чувств и эмоций, понимание собственного опыта и переживаний.
Возможность ясного изложения собственных идей и аргументов.
Как развить связную речь дошкольника с ОНР?
Развитию связной речи способствуют разнообразные игровые занятия и повседневные разговоры с малышом. Вот несколько действенных приёмов:
Совместное рассказывание историй. Взрослый задаёт сюжет, ребёнок продолжает историю, постепенно усложняя задания, предлагая завершить фразу или придумать продолжение сюжета.
Пересказ прослушанных сказок, рассказов, просмотренных фильмов. Такие занятия формируют навык последовательного изложения фактов, помогают научиться выбирать главное, видеть логику повествования.
Игра Что бы произошло дальше?. Ребёнку предлагается представить развитие событий после окончания известной истории или фильма, что способствует развитию фантазии и творческой инициативы.
Игровые ситуации с ролями. Имитация реальных ситуаций (например, поход в магазин, поездка на автобусе) развивает умение вести диалог, обмениваться репликами, высказываться понятно и уверенно.
Регулярные беседы о прошедшем дне, событиях, впечатлениях. Родители поощряют ребёнка рассказать, что интересного случилось днём, какой опыт приобрёл, какие чувства испытал.
Педагоги дошкольных учреждений применяют специальные приёмы и техники, способствующие быстрому прогрессу в развитии связной речи воспитанников:
Организация сюжетно-ролевых игр, театрализованных постановок, драматизаций известных произведений.
Специальные дидактические игры и упражнения, направленные на расширение словарного запаса, отработку структуры предложений, правильное построение высказываний.
Тематические дни и мероприятия, посвящённые обсуждению определённых тем, работе с художественными произведениями, коллективному творчеству.
Некоторые дети с ОНР сталкиваются с проблемами, препятствующими полноценному развитию связной речи. Наиболее распространёнными являются:
Ограниченный запас слов.
Сложности с грамматическим оформлением предложений.
Нарушения артикуляции, неправильное произношение звуков.
Отсутствие уверенности в себе, страх публичного выступления.
Работа специалиста-дефектолога направлена на устранение указанных трудностей через систему упражнений, направленную на исправление дефектов произношения, увеличение словарного запаса, развитие слухового восприятия и грамматического строя речи.
Рекомендации родителям
Чтобы поддержать развитие связной речи своего ребёнка, взрослым рекомендуется придерживаться некоторых советов:
Чаще разговаривайте с ребёнком, задавайте уточняющие вопросы, демонстрируйте живой интерес к его мыслям и чувствам.
Читайте вместе книжки, слушайте аудиосказки, обсудите прочитанное или увиденное, попросив пересказать своими словами.
Организуйте совместные творческие занятия (рисование, лепка, конструирование), сопровождая их активным комментарием действий и разговором.
Показывайте личный пример правильной речи, говорите внятно, медленно, правильно строите предложения, соблюдая нормы литературного русского языка.
Таким образом, развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР - важная задача, стоящая перед семьёй и специалистами образовательных учреждений. Грамотно организованная работа в течение первых лет жизни ребёнка способна заложить крепкий фундамент для его дальнейшего успешного общения и обучения. Работа должна носить системный и целенаправленный характер, охватывая все сферы повседневной жизни ребёнка. Создав благоприятные условия для развития речи, взрослые смогут оказать позитивное влияние на будущие успехи ребёнка, раскрывая потенциал свободного и выразительного самовыражения.
Список используемой литературы
Васильева, М. А. Речевое развитие дошкольников: Учеб.-метод. пособие / М. А. Васильева, Л. Г. Гурович. — СПб.: Речь, 2016. — 224 с.
Глухов, В. П. Формирование связной речи у детей с нарушениями речи / В. П. Глухов. — М.: Аркти, 2014. — 192 с.
Егорова, Т. Б. Логопедическая работа с дошкольниками: Пособие для логопедов, дефектологов, воспитателей / Т. Б. Егорова. — М.: Айрис-пресс, 2017. — 256 с.
Козлова, С. А. Ребенок идет в детский сад: Советы психолога и педагога / С. А. Козлова. — М.: Педагогика-Пресс, 2018. — 176 с.
Лалаева, Р. И. Диагностика нарушений речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб.: Союз, 2019. — 208 с.
Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. — М.: Владос, 2016. — 352 с.
Репина, Т. А. Связная речь дошкольников / Т. А. Репина. — Екатеринбург: УрГУПС, 2015. — 168 с.
Филичева, Т. Б. Основы логопедии: Учеб. пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. — М.: Академия, 2018. — 240 с.
Ушакова, О. С. Программа развития речи дошкольников / О. С. Ушакова. — М.: Центр педобразования, 2019. — 224 с.
Хрестоматия по детской психологии / сост. Я. Л. Коломинский, Е. А. Сергиенко. — М.: Генезис, 2016. — 464 с.