Публикации "Тьюторское сопровождение проектной деятельности в начальной школе".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Тьюторское сопровождение проектной деятельности в начальной школе".
Автор: Светлана Игоревна Парамонова

«Здравствуйте Уважаемые коллеги!» СЛАЙД1-7Расскажу немного о себе СЛАЙД-8Вашему вниманию предоставляется работа, по теме «Тьюторское сопровождения проектной деятельности обучающихся начальной школы»СЛАЙД-9Актуальность и цель к данной темы, Вы видите на экране.СЛАЙД-10Результат работы, посмотрите на экран.Вступительная часть. Общепризнанно, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности. Формирование этих социально значимых качеств и призвана решить модернизация образования. Проекты стали распространенной формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. Мы постоянно слышим о гуманитарных, экологических, экономических, политических, спортивных, развлекательных и других проектах.Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причины в основном кроются в социальной сфере: необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Многие авторы подчёркивают важность проектного метода для развития познавательного потенциала младших школьников. Я сравнила некоторые определения:ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛАЙД-11Тезис понимания метода проектов: “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”. (М.И. Лисина) Таким образом, рассмотрев разные точки зрения, я пришла к выводу, что:Метод проектов – это именно совокупность учебно – познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных заданий с обязательной презентацией результатов.Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛАЙД-12По словам (д-ра пед. наук, проф. ) Т.М. Ковалёвой "тьюторство"- особый тип педагогического сопровождения - сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования. Сопровождать, значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать. Под педагогическим тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. В ситуации тьюторского сопровождения тьюторант (учащийся) самостоятельно разрабатывает приемлемые для себя способы обучения, выполнения работы, которые затем обсуждает с тьютором. В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От тьютора потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. В ситуации тьюторского сопровождения тьюторант самостоятельно разрабатывает приемлемые для себя способы, которые затем обсуждает с тьютором. Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, обучающийся должен прежде всего сам совершить некую "образовательную пробу", результаты которой и станут затем предметом его совместного анализа с тьютором. Тьюторское сопровождение всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.Алгоритм Тьюторского сопровождения проектной деятельности обучающихся начальных классов.Тьюторское сопровождения школьника представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов:
  • диагностико-мотивационный этап ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛАЙД-13
  • На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своими подопечными. Методы и приёмы: запуск работы с портфолио, анкетирование, тестирование, свободное интервью, определение имеющегося у тьюторанта начального объёма знаний по теме заявленного интереса.В целом же работа на данном этапе направлена прежде всего на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей образовательной деятельности.
  • проектировочный этап(таб.2.)ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛАЙД-14
  • Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса.В тематический портфолио входят:
  • материалы по истории и теории вопроса;
  • оригиналы авторских работ по предмету;
  • список образовательных ресурсов и возможных информационных источников;
  • фотографии, иллюстрации и т.п.;
  • разработанная "Карта познавательного интереса", планы, графики, схемы;
  • списки необходимого, по мнению тьюторанта оборудования для проведения будущего проекта;
  • любые материалы, которые сам тьюторант считает необходимым разместить с их кратким письменным обоснованием.
  • реализационный этап
  • ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛАЙД-15Презентация может быть организована разными способами:
  • устное небольшое сообщение во время тьюториала;
  • выступление на классном часе или уроке, родительском собрании;
  • специально организованная презентация в период итоговой школьной конференции учебных исследовательских и проектных работ;
  • творческий фестиваль и т.п.
  • Оформляется новый тип портфолио - презентационный (наглядные результаты в процессе поиска, проекта: статистические материалы, схемы, таблицы, графики, используемые в работе, рефлексивное заключение тьюторанта о проделанной работе и перспективные направления будущих проектов).аналитический этапОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛАЙД-16На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта. Анализируются трудности, проводится групповая рефлексия с целью получения обратной связи с аудиторией. Этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих, понимать происходящие в себе и окружающих изменения. В итоге выстраивается индивидуальный алгоритм тьюторского сопровождения конкретного учащегося. Такие алгоритмы динамичны, при необходимости в них можно вносить коррективы. Тьютор может курировать группу учеников со схожими интересами и потребностями. Тьюторство позволяет создать открытое образовательное пространство для учащихся, решить проблемы ученика, не ограничивая его самостоятельность, а расширяя его возможности. Алгоритм тьюторского сопровождения проектной деятельности обучающихся начальных классовОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛАЙД-17Разрабатывая алгоритм тьюторского сопровождения проектной деятельности обучающихся начальных классов и аппробируя его на практике, я пришла к выводу, что задачей педагога с тьюторской позицией на этапе начальной школы становится поддержать интерес ребенка к образованию, дать ему опыт отношения к своим образовательным опытам как к тому, что имеет непреходящую ценность.Самое главное предоставить выбор и заметить образовательную инициативу ребенка. Поэтому задача так сопровождать каждого ребенка, чтобы с ним случилось максимальное развитие в каждом выборе, каждой инициативе, чтобы максимально расширялся кругозор ребенка. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛАЙД-18Возможные выходы проектной деятельности.ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛАЙД-20-25 ФОТО-ОТЧЕТ.Спасибо за внимание! А сейчас мини-мастер класс.Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.В последнее время танграм частенько используют дизайнеры. Самое удачное применение танграма, пожалуй, в качестве мебели. Есть и столы-танграмы, и трансформируемая мягкая мебель, и корпусная мебель. Вся мебель, построенная по принципу танграма, довольно удобна и функциональна. Она может видоизменятся в зависимости от настроения и желания хозяина. Сколько всевозможных вариантов и комбинаций можно составить из треугольных, квадратных и четырехугольных полок. При покупке такой мебели вместе с инструкцией покупателю выдаются несколько листов с картинками на разные темы, которые можно сложить из этих полок. В гостиной можно повесить полки в виде людей, в детской из этих же полок можно сложить котов, зайцев и птиц, а в столовой или библиотеке - рисунок может быть на строительную тему - дома, замки, храмы.Вот такой многофункциональный танграм.