Публикации Научно-исследовательская деятельность учащихся начальной школы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Научно-исследовательская деятельность учащихся начальной школы
Автор: Васильева Надежда Анатольевна

Научно-исследовательская деятельностьучащихся начальной школыНа протяжении 10 лет в начальной школе проводятся научно-практические конференции младших школьников "Мир вокруг". За это время мы приобрели некоторый опыт в научно-исследовательской деятельности учащихся. На протяжении этих лет учились не только дети, но и мы, учителя.Считается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако этого не произойдет, если их этому специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальные программы по развитию исследовательских способностей учащихся.С 2013 года эта задача облегчилась, т.к. в рамках внеурочной деятельности в начальной школе нами была взята программа на основе методических пособий и рабочих тетрадей по курсу «Учусь создавать проект», авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. (г.Москва)Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6 10 лет. Он включает 109 занятий по 1 занятию в неделю. 34 занятия с 1 по 3 классы и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого Дельфина». В 4 классе индивидуальное сопровождение проектов обучающихся.Каждое занятие помогает детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, знакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Они вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.Данные тетради - хорошие помощники как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.Умения и навыки:На занятиях учащиеся учатся: -выбирать тему;-видеть проблемы;-ставить вопросы;-выдвигать гипотезы;-давать определение понятиям;-классифицировать;-наблюдать;-составлять и проводить опросы;-проводить эксперименты;-делать умозаключения и выводы;-структурировать материал;-готовить тексты собственных докладов;-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.Занятия построены по принципу «концентрических кругов»: при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу. Основное содержание работы проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.На основе исследовательских работ учащихся попытаемся показать, как мы работаем.В 1 классе учитель помогает, направляет и контролирует все этапы работы над проектом. Дети выбирают тему, пытаются ставить вопросы и гипотезы. Совместно со взрослыми составляются вопросы анкет, происходит сбор материалов. Далее учитель помогает составить план выступления, используя собранные материалы. Главный метод исследования 1 класса наблюдение и обработка анкетных данных. Здесь не обойтись без помощи родителей и их поддержки. Учитель или родители помогают создать иллюстрирование исследования (презентация, поделка, макет и т.д.)Следующий этап работы научить ребенка выступать перед публикой, отвечать на задаваемые вопросы по теме исследовательской работы. Для этого сначала дети учатся выступать на занятии в группе, потом перед своим классом, и наконец перед большой аудиторией.Во 2 классе работа усложняется. Появляются небольшие исследования, связанные с различными источниками информации.В 3 классе возможно провести эксперимент, самостоятельно сделать выводы по определенным критериям, самостоятельно подготовить презентацию, макет, схему и т.д.И, наконец, в 4 классе ученик пытается самостоятельно найти информацию, выдвинуть гипотезу и поставить цель исследования, составить план и текст выступления с иллюстрированием. На этом этапе учитель консультирует и контролирует работу ребенка, при необходимости предоставляет помощь. Примеры детских работ.1 класс. Ищук Валерия "Ожереловые попугаи". Методы: наблюдение и анкетирование. 2 место на районной НПК.2 класс. Харин Алексей "Танки". Методы: анкетирование, наблюдение, опрос родных, исследование литературы. 1 место на школьной НПК.3 класс. Тачеева Арина "Инструменты для письма: Шариковая ручка". Методы: наблюдение, опрос, исследование, консультации специалистов. 1 место на городской НПК «Мир здоровья», 2 место на региональной НИК «Первые шаги».4 класс. Якушева Софья «Непростой простой карандаш». Методы: наблюдение, опрос, исследование, практическая работа. 2 место на районной НПК, 3 место на региональной НИК «Первые шаги».Харин Алексей «Доспехи рыцарей». Методы: наблюдение, опрос, анкетирование, исследование литературы. 2 место на школьной НПК.