Публикации
Развитие речи дошкольника
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи дошкольника
Автор: Денисова Ася Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи дошкольника
Автор: Денисова Ася Владимировна
Рекомендации по речевому развитию ребенкаДалеко не каждый родитель догадывается, что задержка в формировании речи часто возникает не столько в связи с патологиями или незрелостью органов речи, сколько вод воздействием неблагоприятной речевой среды. Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими по принципу подражания, поэтому необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Она должна быть четкой, неторопливой, грамматически правильной. Любое нарушение речи отражается на деятельности и поведении ребенка. Он может стать молчаливым, застенчивым, нерешительным, даже агрессивным, расторможенным. Наличие своевременной и правильной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии ребенка и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения в речевом развитии. Но если у вашего ребенка есть проблемы в развитии речи, то очень важно не растеряться в этой ситуации. Реально помочь ребенку может только спокойный, образованный, уверенный в себе родитель. Если вы хотите избежать печальных последствий и научить ребенка правильно говорить, то отнеситесь с вниманием к следующим советам: • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. • Смягчайте речевые неудачи малыша, внося в них долю юмора. Хвалите даже за самый маленький успех. • Внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы он чувствовал вашу заинтересованность. • Не критикуйте, а корректно исправляйте неправильную речь. • Не искажайте слова при общении с ребенком, не имитируйте детскую речь. • Задав вопрос, делайте паузу, оставляя место для ответа. • Проговаривайте вслух то, что вы видите и слышите; описывайте действия ребенка, как бы подсказывая ему нужные слова. •Уделяйте детям как можно больше внимания для общения, игр, массажа, упражнений и это окупится с лихвой. Нередко у детей возникает мышечная напряженность в органах артикуляции. В этом случае можно предложить несколько упражнений, которые помогут снять это напряжение, научат детей ощущать движени языка, губ, челюсти. При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:• занимайтесь ежедневно по 10-15 минут перед зеркалом; • движения проводите неторопливо, четко, ритмично; • сравнивайте образец своих действий с действиями ребенка; • следите, чтобы ребенок не уставал от гимнастики. Некоторые несложные и полезные упражнения для губ и языка «Лопаточка» (положить широкий язык на нижнюю губу) «Иголочка» (высунуть узкий язык вперед) «Качели» (широкий язык поднимается на верхнюю губу — опускается на нижнюю, верхнюю — нижнюю; затем так же на зубы; верхние — нижние, потом за зубы: верхние — нижние) . «Вкусное варенье» (облизывать кончиком языка верхнюю губу) «Лошадка» («поцокать», пощелкать языком) . «Часы» (язык вправо-влево) «Трубочка» (несомкнутые губы вытянуть вперед, как для звука «у») «Улыбка» (губы растянуть в улыбке, как для звука «и») . «Чашечка» (положить широкий язык на нижнюю губу и приподнять края языка). Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхания. Развитие мелкой моторики очень важно, потому что центры ответственные за движение руки, за артикуляционные движения губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Развивая мелкую моторику рук, вы готовите почву для правильного выполнения артикуляционных движений, для этого есть множество пальчиковых игр («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока», можно собирать мозаику, перебирать крупу, пуговицы). Очень хорошо проводить массаж пальчиков, особенно тщательно массируя их кончики. Ребенку будет веселей и интересней, если вы при этом будете рассказывать стихи: «Этот пальчик — дедушка, этот пальчик — бабушка, этот пальчик — папочка, этот пальчик — мамочка, этот пальчик — я, вот и вся моя семья», Или: «Этот пальчик — в лес пошел, этот пальчик — гриб нашел, этот пальчик — чистить стал, этот пальчик — жарить стал, этот пальчик —все съел, от того и потолстел», начиная с мизинца. Как видите - ничего сложного! Желаем вам удачи, успехов в занятиях с вашими детьми. Главное, любите их, знайте, что вы им нужны, и никто не сможет им помочь так, как вы, самые близкие люди.