Публикации Деловая игра с родителями «Как адаптировать ребенка к детскому саду»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Деловая игра с родителями «Как адаптировать ребенка к детскому саду»
Автор: Шапорева Елена Вячеславовна

Деловая игра с родителями«Как адаптировать ребенка к детскому саду»Цель:
  • Обозначить совместными усилиями проблемы, которые возникают в адаптационный период, и выявить их причины.
  • Расширить представления родителей об особенностях адаптации ребенка к условиям детского сада, о факторах, влияющих на её успешное протекание.
  • Укрепить сотрудничество педагогов и родителей.
  • Предварительная работа: подготовить памятки «Как помочь ребенку в адаптационный период», таблички «Администраторы», «Воспитатели», «Родители», «Дети», музыкаХод. Здравствуйте уважаемые родители!Чтоб можно было вместе о главном рассуждать.Мы всех вас пригласили на встречу в детский сад.Нам очень нужно с вами союзниками стать.Различные вопросы мы будем обсуждать.И деткам нашим вместе мы станем помогать.Прислушиваться будем мы к вашим пожеланиям,Подробно вам расскажем о детском воспитании.Сегодня мы собрались один вопрос решить,Что делать, чтоб ребенка к детсаду приучить?-Сегодня  знаменательное событие: первое родительское собрание в вашей жизни. В детском саду вашим детям и вам вместе с ними предстоит прожить ещё долгих пять лет. Станут ли эти годы для вашего ребёнка, а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися – это, во многом, зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателями, но и с другими родителями группы. Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастёт в тёплые дружеские отношения.
  • Игра-знакомство
  • - Нередко бывает, что родители детей одной группы, встречаясь, даже не знают друг друга. И это очень мешает общению. Поэтому я предлагаю всем познакомиться. Для этого мы сыграем в одну простую, но очень важную игру «Будем знакомы».Правила:О себе ты расскажи.Соседу руку протяниИ улыбку подари.Предложить всем родителям встать в круг. Начинает игру воспитатель. Рассказывает о себе: представляется, говорит о своих интересах. Закончив свой рассказ, воспитатель берет за руку родителя, стоящего рядом, тем самым передавая эстафету ему. Далее по кругу, пока все не расскажут о себе. По окончанию игры образуется  закрытый круг, то есть все присутствующие держатся за руки. - Закрытый круг и крепко сцепленные руки символизируют то, что нас объединяет одна цель – воспитание малышей и помощь им на новом этапе их жизни.
  • Игра «Атомы» в ходе игры родители делятся на 4 команды и рассаживаются за столы, на которых разложены перевернутые листочки с указанием того, какую роль родители, севшие за данный стол, будут играть – администрации ДОО, воспитателей, родителей, детей.
  • Психологическая разминка
  • Каждая команда получает задание:
  • изобразить летающего человечка (фантазера, который живет на крыше);
  • «нарисовать» в воздухе подарок для команд соперников, которые должны угадать его;
  • Изобразить жестами и мимикой, как воспитатель выражает радость поведением ребёнка;
  • Изобразить жестами и мимикой, как родитель выражает недовольство поведением ребёнка;
  •   - Мы с вами поиграли, познакомились и теперь с веселой улыбкой и хорошим настроением переходим к серьезным вопросам.Какое счастье!Ваш малыш подрос!И многое уже умеет сам:Играет, ходит, говорит и размышляет.Пришла пора ребёнка в сад отправить.Тревожно маме, папе, всей семье,Переживает даже серый кот-Малыш сегодня в детский сад идёт!Вздыхает мама - как он там один?Не плачет  ли? Как кушает? Что с ним?Играет ли с детьми? Нашёл ли друга?А если плачет – как же быть?Не хочет больше в сад - но почему?И что  всё это значит?!Что делать? Как же все исправить?Всех адаптация переживать заставит!И ваши опасения не случайны. Отрыв ребенка от дома, от родных, от привычных условий - сильный стресс. Ведь малыш принимает эту ситуацию как лишение родительской любви, защиты и внимания.
  • Дискуссия на тему «Что влияет на адаптацию ребенка к условиям ДОО?»
  • Каждая группа участников выдвигает факторы, которые влияют на адаптацию ребенка к условиям ДОО (компетентность педагога, создание соответствующих условий; уровень здоровья ребенка, темперамент; детский коллектив; социальное развитие ребёнка, условия семейного воспитания).От чего зависит успешность адаптации
  • от состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
  • от условий воспитания в семье; Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
  • особенностей детско-родительских отношений, степени привязанности ребенка к матери: малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т. п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения с взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.
  • возрастных, индивидуальных психологических, психофизиологических психогенетических особенностей ребенка (прежде всего темперамента) Дети одного и того же возраста по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.
  • от уровня сформированности предметной деятельности. Ребенка, у которого уровень развития предметной деятельности высокий можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
  • от организации воспитательно-образовательного процесса в период адаптации: излишняя строгость со стороны воспитателя может вызвать страх перед детским садом даже у коммуникабельного и психологически подготовленного ребенка и стать причиной дезадаптации.
  • Степень адаптации
  • легкая, поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней;
  • средняя: ребенок болеет, но без осложнений, срок адаптации 15-30 дней;
  • тяжелая: более 2 месяцев.
  • «Успешная адаптация ребенка – обязанность или задача взрослых?»
  • Участники каждой команды продолжают фразу: «Чтобы адаптация проходила более успешно, надо…» Участники отвечают от имени того, кого они представляют. Затем участники отвечают на вопрос: «Какие могут возникнуть трудности при адаптации?Родители получают памятки.Памятка для родителей«Условия успешной адаптации ребенка в детском саду»
  • Начав посещать садик, ребёнок должен уяснить, что посещать дошкольное учреждение необходимо каждый будний день. В течение 1-2 месяцев малыш привыкает к тому, что ему постоянно нужно посещать детский сад.
  • Во время периода адаптации, не следует наказывать малыша за его капризы, необходимо чаще обнимать ребёнка и говорить, как вы его любите. Забирая малыша из детского сада домой, не нужно сразу бросаться выполнять домашние дела. Следует побыть с ребёнком вдвоем, поиграть или почитать вместе.
  • Что делать, если ребенок плачет при расставании с Родителями1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.4. Принесите в группу свою фотографию.5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.8. Устройте семейный праздник вечером.9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.10. Будьте терпеливы.Игры в период адаптации ребенка к детскому саду.Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.
  • Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
  • В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т. д. и поиграть с ними:- взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;- собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;- приподнять как можно больше предметов на ладонях.После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.
  • Игра «Рисунки на песке»
  • Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.
  • Игра «Разговор с игрушкой»
  • Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т. д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.
  • Заключительная часть. Рефлексия
  • АнкетаВоспитатель Шапорева Е.В.Педагог-психолог Деменьева Г.Н.г. Гаврилов - ЯмАнкетапо результатам деловой игры «Как адаптировать ребенка к детскому саду»Уважаемые родители!Мы рады, что Вы активно сотрудничаете с детским садом. Просим Вас ответить на вопросы, оценив качество проведенного с вами мероприятия.08.09.2016Памятка для родителей«Условия успешной адаптации ребенка в детском саду»
  • Начав посещать садик, ребёнок должен уяснить, что посещать дошкольное учреждение необходимо каждый будний день. В течение 1-2 месяцев малыш привыкает к тому, что ему постоянно нужно посещать детский сад.
  • Во время периода адаптации, не следует наказывать малыша за его капризы, необходимо чаще обнимать ребёнка и говорить, как вы его любите. Забирая малыша из детского сада домой, не нужно сразу бросаться выполнять домашние дела. Следует побыть с ребёнком вдвоем, поиграть или почитать вместе.
  • Что делать, если ребенок плачет при расставании с Родителями1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.4. Принесите в группу свою фотографию.5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.8. Устройте семейный праздник вечером.9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.10. Будьте терпеливы.Уважаемые родители! Чаще играйте со своими детьми! Они будут окружены любовью, заботой и легче перенесут адаптацию к детскому саду!