Публикации История сельских клубов Карелии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: История сельских клубов Карелии
Автор: Новоявчева Валентина Александровна

Исследовательская работа на тему:«История Пряжинского клуба» Работу выполнила:Новоявчева Валентина Александровнаученица 10 класса МКОУ «Пряжинская средняя общеобразовательная школа»Работу проверила:Ярцева Наталья Михайловнаучитель истории и обществознанияМКОУ «Пряжинская средняяобщеобразовательная школа»Пряжа 2016 г.Содержание
  • Введение…………………………………………………………………..3.
  • Социально-экономические и социально-культурные условия развития сети сельских клубов в Карелии в 1920-1930-е гг…………………….5.
  • Восстановление сети сельских клубов в послевоенный период……14.
  • Заключение………………………………………………………………24.
  • Список использованной литературы……………………………........27.
  • ВВЕДЕНИЕ Культура – это одна из составляющих ценностей в духовной жизни человека. Она прочно вошла в жизнь нашего общества. Одним из очагов культуры в провинции принято считать сельские клубы. С самого начала своего возникновения сельские клубы стали центром культурно - досуговой деятельности. Сегодня культурная деятельность прямо или опосредованно вбирает в себя и развивает весь опыт прошлого, который является частью её сущности, итогом практической деятельности предшествующих поколений. Сельские клубы появляются в период становления Советской власти, и становятся важным инструментом в руках советского правительства. Надо сказать, что история культурно-просветительских учреждений Советского государства, в научной литературе целостно пока не представлена. Имеются только отдельные исследования, которые не дают полного представления об этом периоде. Также не изучен всесторонне и послевоенный период культпросветработы, хотя он занимает важное место в истории культурной деятельности. Именно в этот период культурно-просветительная работа выделяется из системы образования в самостоятельную сферу, внедряются новые формы и методы культурно-просветительной и воспитательной работы, перестраивается система органов управления, подготовки кадров и методической службы, появляются новые типы учреждений. Все эти преобразования оказали существенное влияние на развитие сферы в последующие годы. Без исторических знаний не представляется возможным выявить, понять и развивать культурную самобытность каждого субъекта Российской Федерации, сформировать региональную культурную политику по сохранению и развитию лучшего исторического наследия. Это обусловливает необходимость изучения истории культурной деятельности не только на федеральном, и региональном уровне, но и на уровне поселений. В работах по культуре Советского периода дается несколько прямолинейное представление об историческом развитии и работе сельских клубов. Поэтому, большое значение имеют работы, основанные на региональном и местном материале. История культурно-просветительной работы Советского периода целостно и специально не изучалась как в годы советской власти, так и сегодня, в свете современных социально-культурных, экономических и политических преобразований в стране. Изучение истории сельских клубов обусловливается не только их особенностями, но и тем, что общая культурная история нашего государства формируется из местных историй. Деятельность культурно-просветительных учреждений составляет неотъемлемую часть идеологической работы государства в массах по распространению культуры и формированию гражданского самосознания. Исходя из этого, культурно-просветительная работа клубных учреждений является неоценимым источником для исторического исследования, как общероссийском, так и на местном уровне. Знание истории одного из клубов Карелии позволило бы лучше понять специфику работы советского клуба, государственную политику в области клубной работы, ее принципы, организационные и методические отличия от предшествующих и последующих им моделей клубных учреждений. Цель данной работы рассмотреть сельский клуб как один из важных элементов в политике государства на примере Пряжинского Дома культуры.Задачи:- оценить роль и место одного из сельских клубов Карелии в социально-культурной жизни населения республики в 1920-1930-х гг.;- рассмотреть процесс восстановления культурно-просветительного учреждения в послевоенный период;- оценить вклад сельского клуба в жизни сельского поселения.
  • Социально-экономические и социально-культурные условия развития сети сельских клубов в Карелии в 1920-1930 гг.
  • Культура первой страны социализма – закономерный результат осуществления культурной революции, которая началась с победой Октябрьской революции. Поначалу большевикам было выгодно всеобщее огрубение нравов, позволявшее без особых помех разрушать прежние структуры управления и утверждаться на их месте. Но стихия стала угрожать и их собственным претензиям на власть. И власть противопоставила произволу толпы произвол власти. Овладевать революционной стихией должна была государственная политика, в том числе и в области культуры. Большевики еще не имели программы «культурной революции». Они считали, революционная действительность создаст новую культуру как «живое творчество масс» во главе с пролетариатом под руководством его партии. Такого рода творчество могло «распространять культуру в массах», формировать ценности и понятия, работающие на идею общественной пользы. Позиция Ленина была прагматичной. Он полагал, что можно воспользоваться достижениями буржуазной культуры во имя интересов пролетариата. Ленин ввел понятие «культурная революция», понимая под ним создание определенных механизмов, с помощью которых будет перестроено духовное основание страны. В эту деятельность должно было быть вовлечено все население страны. Она должна была способствовать быстрому становлению социалистической культуры (т.е. культуры, ориентированной на построение социализма). Более того, Ленин полагал, что основной целью культурной революции должна стать выработка социалистического сознания, что по его представлению, являлось основой научно-технической революции. В качестве ближайших перспектив «культурной революции» предполагалось решение конкретных проблем, комплекс которых был обозначен В.И. Лениным как духовная база социализма. Провозглашалась идея демократизации культуры, с помощью которой власть надеялась сделать доступными знания – основы формирования нового мировоззрения. Демократизация предполагала распространение в массах определенного набора ценностей и норм, которые должны были «работать» на идею коллективного созидания нового мира. Власть охотно поддерживала все проекты, которые предполагали быстрое приобщение к культуре масс пролетариата и крестьянства, «жаждущих просвещения». Именно в хаосе революции и гражданской войны велись поиски новых форм и художественного языка авангарда, который бы сразу безошибочно могли доводить до масс очередную политическую идею. Однако вся эта деятельность имела смысл при условии, если она организована и направлена представителями власти и при этом соответствует уровню культуры тех масс, которые выступают «материалом» революционных преобразований. Таким образом, государство стало активно вмешиваться в процесс культурного творчества, приводя его в соответствии с политическими концепциями новых властителей. С этой целью в 1919-1920 гг. постепенно создаются государственные органы для управления культурой. Центром формирования культурной политики стал Наркомпрос во главе с А.В. Луначарским. По-настоящему власть занялась культурой весной 1920 г. К этому времени стал очевиден исход гражданской войны, и большевики приступили к укреплению своих экономических, идеологических и политических позиций. В работах В.И. Ленина этого времени культура рассматривается как средство достижения поставленных целей. Он считал главной задачей «культурничества» «переваривание политического опыта», который накопила советская власть и овладение определенным «культурным минимумом» для строительства социализма. Народ должен был стать объектом культурных преобразований, проводимых партией и государством. К концу 1920-х гг. культура окончательно превратилась в часть государственной политики. С 1928 г. разделы «культурного строительства» включаются в общегосударственные планы. Высокие темпы развития народного хозяйства требовали такого же ускоренного развития образования и культуры. К примеру, если речь шла об обоснованной сети культурно-просветительских учреждений и их рациональном размещении, то обязательно на определенное количество населения планировалась библиотека, клубное учреждение. Таким образом, коммунистическая партия полностью поставила культуру и искусство на службу коммунистической идеологии, превратив их в инструмент пропаганды. Отныне они предназначались для того, чтобы внедрять в сознание людей марксистско-ленинские идеи, убеждать их в преимуществах социалистического общества.Государственные структуры понимали: без культуры, вне культуры широких народных масс нет, и не может быть преодоления отсталости от других стран. В каждой советской республике культурная революция наряду с общими чертами и закономерностями имела и конкретные особенности, определявшиеся своеобразием исторического и социального пути народов, уровнем их культуры и т.п. Коренные преобразования в области культуры в национальных районах страны были неразрывно связаны с последовательным осуществлением ленинской национальной политики, с созданием и развитием национальных автономий, что способствовало ускорению экономического и культурного подъема многочисленных нерусских народов. Культурные преобразования в Карелии впервые годы Советской власти, были направлены, прежде всего, на демократизацию культуры – на разрешение всех барьеров, стоявших ранее между народом и культурой, и на коренное изменение системы распределения духовных ценностей в интересах трудящихся. В эти годы в Карелии впервые была создана широкая сеть государственных просветительных учреждений для народа. Эти преобразования осуществлялись на основе декретов Советского правительства, под руководством Коммунистической партии. Местные Советы успешно проводили политику Коммунистической партии по сохранению всех достижений культуры прошлого. В Карелии была сохранена не только материальная база дореволюционных учреждений культуры, но и кадры интеллигенции. В Карелии в 1920 – 1930-х гг. продолжало развиваться аграрное хозяйство и лесная промышленность, что, не могло не сказываться и на социо-культурном развитии края, где основными центрами просветительной работы стали сельские и лесные клубы. Сельский клуб в 1920-х гг. был центром политической и культурной жизни карельской деревни. При клубе имелась библиотека, работали кружки просвещения, хоровой, физкультурный, драматический, школа ликбеза и т.д. Клубная сцена стала важнейшим способом вовлечения крестьян в искусство. Хотя основным типом просветительских учреждений в селах республики являлась изба-читальня. Центральное место в деятельности изб-читален заняли собрания, лекции, беседы, постановка спектаклей, громкие читки и обсуждения газет и журналов. В инструкции, составленной для заведующих учреждениями культуры, за 1923 год подчеркивалось, что изба-читальня в деревне стала одной из наиболее простых форм политико-просветильной работы среди крестьянства. С начала своего возникновения она являлась очень популярным заведением среди деревенского населения. Работа заведующих заключалась в том, чтобы привлекать жителей в избу-читальню, где можно было собраться и разрешить те или иные вопросы, почитать вслух газету, послушать уездного агитатора и т.д. Главной формой работы должны были стать беседы, читки вслух, справочная работа, с учетом того, что население было практически неграмотным. Коммунистическая идеология утверждалась в духовной жизни страны, росла тяга трудящихся к культуре. Все масштабнее развертывалось культурное строительство в национальных регионах. К концу первого десятилетия Советской власти наша страна добилась несомненных успехов в решении главных задач культурной революции. Улучшилось положение дел и в Советской Карелии. Начиная с 1924 г. в значительных размерах происходило увеличение общегосударственных и местных средств на нужды культуры. Рост ассигнований способствовал быстрому развитию сети учреждений культуры. В конце восстановительного периода, опираясь на достигнутые хозяйственно-политические успехи, Коммунистическая партия и Советское государство основное внимание обратили на усиление просветительной работы среди крестьянства. XIII съезд РКП(б), рассмотрев вопрос о культурной работе в деревне, наметил широкую систему мер по ее совершенствованию. Съезд подтвердил решения о необходимости создания в деревнях массовой сети изб-читален и превращения их в опорные пункты всей партийно-политической и просветительной работы среди крестьянства. Важнейшее место в деятельности клубов со второй половины 1920-х гг. занимали различные массовые мероприятия: собрания, вечера, связанные с революционными праздниками, юбилеями и текущими политическими событиями, лекции и доклады. Все эти мероприятия преследовали цель повышения политического и общекультурного уровня членов клуба, пропаганду коммунистической идеологии. При каждом клубе имелись библиотека и кружки. Наиболее распространенными были кружки по изучению теории марксизма и политики партии, профсоюзные, антирелигиозные, спортивные, драматические и литературно – художественные. Новой формой работы клубов, получившей заметное распространение, стала антирелигиозная и естественно - научная пропаганда. В клубах читались лекции и демонстрировались фильмы антирелигиозного содержания, организовывались выступления бывших служителей культа, порвавших с религией, разоблачались бытовые обряды, пропагандировались советские гражданские обряды – «красные свадьбы», «красные крестины» или «октябрины». Распускались имеющиеся при молитвенных помещениях религиозно - нравственные кружки, запрещалось устройство религиозных концертов, которые проводились не для удовлетворения религиозных потребностей верующих, а являлись одним из способов вербовки новых членов. Основное внимание в просветительной работе в Карелии обращалось на деревню. С 1925 г. стали разрабатываться примерные годовые планы работы изб-читален, составлялись программы проведения различных агитационно-политических кампаний и революционных праздников, что вносило в работу на селе плановость и целенаправленность. Во второй половине 1920-х г. сеть изб-читален охватывала все волостные центры и некоторые крупные села. С самого начала их деятельность строилась по типу клубной, но с учетом специфики труда, уровня культуры и интересов крестьянства. Центральное место заняла массовая работа – собрания, лекции, беседы, постановка спектаклей, читки и обсуждения газет и журналов. В каждой избе-читальне ежемесячно проводилось в среднем два – четыре мероприятия. Большое место на селе занимала кружковая работа. По количеству на первом месте стояли политические, а также общеобразовательные кружки. Их посещали деревенские коммунисты и комсомольцы, ежегодно увеличивалось и число беспартийных кружковцев. Важную роль играли сельскохозяйственные кружки, в их задачу входила пропаганда сельскохозяйственных и агротехнических знаний. С деятельностью изб-читален связано и дальнейшее развитие антирелигиозной работы среди крестьянства. Все чаще по постановлению крестьян закрывались церкви, церковные здания и имущество использовались на общие культурно-хозяйственные нужды, все больше крестьян отказывалось от празднования церковных праздников и исполнения религиозных обрядов. Таким образом, избы-читальни Карелии оказывали заметное влияние на все стороны жизни крестьянства, здесь начиналось его приобщение к основам элементарной грамотности и политграмотности, к общественной деятельности, к культуре. Значительным показателем успешного развития и расширения всей системы культурнопросветительских учреждений были планы, которые предусматривали работу сельских домов культуры, клубов, изб-читален на десятилетие вперед. Намечались конкретные мероприятия, целью которых становилось повышение роста политического и культурного уровня трудящихся, а также на расширение сети культпросветучреждений и перестройку качества их работы. Предполагалось в каждом лесном поселке иметь хороший Дом культуры, театр, кинотеатр. В сельских местностях: в центре района – хороший Дом социалистической культуры, в каждом колхозе клуб колхозников. Такие изменения происходили во всех районах Карелии, не стал исключением и Пряжинский район и в частности Пряжинский сельский клуб. В 1930-х гг. во многих населенных пунктах района было начато строительство культурнопросветительных учреждений. «В течении 1932 г. в селе Пряжа должно быть завершено строительство дома советов и клуба. Но, на 1 октября эти объекты строительства остались недовыполненными. В чем причина создавшегося глубокого прорыва на важнейшем участке народного хозяйства строительных работ? В этом повинны исключительно руководители отдела РИКа. Так же причинами позорного отставания темпов строительства служат невнимательное отношение к делу строительства со стороны РИКа, советов, профсоюзов и слабая работа культурно-просветительных организаций», - пишет местная газета «Красная Пряжа», особо подчеркивая с какими трудностями приходиться сталкиваться при строительстве культурных учреждений. И все же, несмотря на все трудности, повсеместно организовывались хоровые коллективы, которые принимали активное участие в мероприятиях Домов культуры, сельских клубов. Сами же работники культпросветучреждений очень часто подвергались критике со стороны жителей населенных пунктов за свое халатное отношение к работе, а то и попросту менялся состав работников. В местной газете очень часто появились заметки о работе Пряжинского Дома культуры. « 31 декабря 1937 г. всюду праздничное настроение, движение, суета – идет подготовка к встрече Нового года. Помещение Дома культуры заполняются ликующей детворой, а вечером их отцами и матерями, братьями и сестрами. Колхозницы Пряжи и Святозера приготовили хоровые выступления. Однако чудесные хоровые коллективы колхозниц, выступления которых в зале слушали с удовольствием в I отделении концерта (он длился более 2-х часов), надоели во II отделении. Чрезмерная загруженность концерта, однообразие выступлений. Художественный руководитель Смирнов, видимо, потерял всякое чувство меры. Заключительные же номер программы вызвал вполне справедливое возмущение публики. Халтурщики Дома культуры решили поиздеваться над карельским национальным танцем, для чего на сцене исполняли «кадриль», были одеты в костюмы не то Робинзонов, не то индейцев, или средневековых рыцарей в масках. Не пора ли работникам Дома культуры прекратить издевательства над зрителем и отнестись серьезнее к работе». В другой статье, мы видим, как изменилась деятельность клубных работников в Доме культуры Пряжи после смены состава работников. «Старый состав работников Дома культуры снят и приняты новые работники. Новый состав с первых же дней принялся усердно за работу. За короткий период времени достигнуты неплохие результаты работы. Организованны хоровой и драматический кружки. В хоровом кружке активное участие принимают старушки. Кроме того начали практиковать вечера вопросов и ответов и лекции на разные темы. 16 января была проведена лекция на антирелигиозную тему, а 18 января вечер вопросов и ответов по медицине, чем публика была довольна». Таким образом, социально-экономические и социально-культурные изменения, которые произошли в Карелии и районах с 1920-х по 1930-е гг., привели к созданию и развитию сети клубных учреждений, которые вели активную идеологическую работу, с целью укрепления Советской власти на местах.
  • Восстановление сети сельских клубов в послевоенные годы.
  • С освобождением территории Карелии началось возрождение ее мирной жизни, восстановление культуры, налаживание государственного административно-территориального аппарата. Решение новых задач было связано с преодолением больших трудностей, поскольку ущерб, нанесенный культуре Карелии в результате войны и оккупации, оказался исключительно велик. С первых же дней освобождения республики от вражеской оккупации началась работа по возрождению учреждений культуры. Казалось бы, Великая Отечественная война совершила поворот в сознании людей. Люди стали смелее и практичнее вглядываться в будущее, анализировать настоящее. Послевоенное советское общество можно было назвать «обществом надежд». Люди уже не хотели жить в страхе и рабской зависимости от идеологических догм. Однако едва наметившиеся черты либерализации жизни чрезвычайно беспокоили власть, которая сразу после победы озаботилась ликвидацией даже призрачных ростков инакомыслия. Поэтому основная задача по реализации идейно-политических мировоззрений Партии и Правительства легла на плечи учреждений культуры, в частности сельских клубов. Со второй половины 1940-х годов задачами культурно-просветительных учреждений по-прежнему, оставалось политическое воспитание трудящихся, мобилизация их активности, которая должна была, в первую очередь, быть направлена на выполнение хозяйственных и политических задач, а также дальнейшему подъему культурного уровня населения. Содержание и организация работы сельского клуба сводилась в основном к политико-просветительской деятельности, например, к информированию населения о международном и внутреннем положении страны, с этой целью организовывались беседы и читки газет, журналов, организовывались радиослушания. Еще одной задачей, было знакомство с законами Советской власти, решениями партии и правительства, с постановлениями местных органов власти. Досуговая деятельность трудящихся выражалась в виде спектаклей, вечеров художественной самодеятельности, хоровых, танцевальных и драматических кружков. Первоочередной проблемой после Великой Отечественной войны оставалось восстановление системы культпросветучреждений, практически полностью уничтоженной. Не имея достаточных средств, власти на местах все же старались выполнить эту задачу, прекрасно понимаю, какую роль играет учреждение культуры в жизни населения. «Сельский клуб должен представлять собой самостоятельное помещение, обеспеченное топливом и освещением, отвечающее всем санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Оно должно состоять из зрительного зала, библиотеки-читальни, комнат для кружковой работы, имеющих необходимое оборудование и мебель. При сельском клубе разбивается сад и организуется спортивная площадка», - примерно так, по мнению Председателя Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров К-ФССР должен был быть оборудован сельский клуб. Как и в довоенный период перед работниками культурно-просветительных учреждений Партией и Правительством была поставлена задача, продолжать овладевать Марксистско-Ленинской теорией. «Использование в политико-просветительной работе газет и журналов: «Спутник агитатора», «Политпросветработа», «Крестьянка» и др. Консультация о том, как полнее использовать материал газет и журналов и довести их до более широких кругов населения. А также, организация и методика громких чтений сообщений Совинформбюро (метод проведения консультации – показательная читка). Использование в политико-просветительной работе громких чтений художественных произведений, помещаемых в периодической печати, использование карикатур (их увеличение и раскрашивание) для изготовления окон сатиры, окон ТАСС», - таковы были очередные задачи работы культурно-просветительных учреждений, которые ставил перед ними Центральный кабинет политпросветработы. Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при Совете министров Карело-Финской ССР составлял приказы для всех заведующих районными отделами Кульпросветработы. В документах четко были обозначены цели и задачи стоящие перед клубными учреждениями и их руководителями. В числе первоочередных задач, указывалось, что руководители отделов культьпросветработы и республиканских культпросветучреждений обязаны были бережно растить кадры работников культуры и всячески способствовать расширение их политического кругозора и повышению их общеобразовательного уровня. Особо важное значение это приобретало в нашей республиканской системе культпросветучреждений, когда одна треть работников не имела даже семилетнего образования и большинство работников не владели нужными практическими знаниями культурно-просветительской работы, в то время как ставилась задача, чтобы каждый культпросветработник имел минимум среднее образование. Комитет обязывал провести среди своих работников разъяснение необходимости повышения общеобразовательного и политического уровня, путем заочного обучения. Либо путем самостоятельного изучения политических, общеобразовательных и специальных дисциплин. В частности, в приказах Комитета подчеркивалось, что заведующие культурно-просветительными учреждениями были обязаны предоставить этим работникам максимальное количество свободных вечерних часов, освобождать их от дополнительных и сверхурочных заданий. Максимально сократить направление их в различные командировки и поездки. Оказывать им свое содействие в деле получения учебных пособий, материалов, тех или иных консультаций, необходимым им в процессе обучения. То есть вся работа культпросветучреждений была в первую очередь направлена на повышения знаний в области политики проводимой Советским правительством. С целью повышения активности сельского населения предпринимались широкомасштабные пропагандистские акции. Перед ответственными сельскохозяйственными работами проводились митинги и собрания. Получила распространение практика выступлений партийных и советских работников перед колхозниками по политическим вопросам. На местах создавались группы докладчиков, агитаторов. Становилось естественным и активное включение в этот процесс культуропросветительских учреждений. «Принять решительные меры по коренному улучшению содержания работы клубных учреждений, направив ее на политическое воспитание и мобилизацию трудящихся на решение очередных хозяйственных и политических задач и всестороннее и наиболее полное культурное обслуживание населения. В домах культуры, сельских клубах, избах-читальнях необходимо организовать: повседневную политическую информацию населения, систематическое чтение лекций по всем отраслям знаний», - отмечалось в приказе Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров К-ФССР за 1946 г. направленном в Отделы культурно-просветительной работы районных исполкомов. Чтобы партийно-просветительная и культурная работа в сельской местности находилась на более высоком уровне, возникает потребность в высококвалифицированных профессиональных кадрах среди клубных работников. С учетом этого предлагалось организовывать техникумы, которые готовили бы соответствующие кадры. С 1946 года при библиотечных техникумах, стали создаваться отделения по подготовке клубных работников. Данное отделение организовывалось или в форме заочного обучения при библиотечных институтах и техникумах или это были курсы повышения квалификации, созданные при Комитете или отделах культурно-просветительной работы, которые были постоянно действующими. Еще одним вариантом было проведение ежемесячных семинаров клубных работников, где основной, главной задачей становилось повышение политического, культурного и общеобразовательного уровня работников села. После окончания войны какое-то время сохранялся несколько сдержанный идеологический диктат партии в духовной жизни общества, сформировавшийся во время войны. Созданный в этот период Комитет по делам культурно-просветительных учреждений ориентировал деятельность подведомственных учреждений на удовлетворение культурных запросов населения, а не только на коммунистическое воспитание, призывал не бояться «культурничества». В этих условиях было два пути развития страны: либо осуществлять реформы и некоторую либерализацию, либо сохранить старые жесткие методы управления. К сожалению, был избран прежний, тоталитарный метод управления. Возобновились репрессии, диктат, продолжились идеологизация и жесткий контроль над духовной сферой. Началом этого процесса стали постановления ЦК ВКП(б) 1946 года «О журнале «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь»», затем постановление 1948 года «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели». Эти постановления ЦК ВКП(б) были дополнены кампанией «борьбы с космополитизмом» в культуре и науке, дискуссиями по «проблемам» в философии, биологии, языкознании, политэкономии, которые явились формой расправы с неугодными. Работники культурнопросветительских учреждений пристально следили за подобными государственными постановлениями, обсуждали их на уровне районных конференций. Например, когда, вышло Постановление ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г., в котором журналы «Звезда» и «Ленинград» подверглись резкой критики, зато, что печатали на своих страницах произведения А. Ахматовой и М. Зощенко, оно не осталось не замеченным в учреждениях культуры. Документ обсуждался на уровне районных конференций и занятий работников клубных учреждений, в том числе и Пряжинского района. Важное место в развитии и пропаганде культуры отводилось художественной самодеятельности. Регулярно проводились смотры художественной самодеятельности. Надо отметить, что смотры художественной самодеятельности сначала проходили на местах, т.е. в местных клубах и избах-читальнях, затем на районном уровне и как завершающий этап, победители отправлялись на республиканские конкурсы. «Первый тур смотра художественной самодеятельности проводился с 20-31 декабря 1945 года. Принимали участие 11 коллективов. Общее количество принимавших участие 144 человека колхозников, рабочих и служащих. Было показано 88 номеров из репертуара Карельского народного творчества и из современных произведений. На районный смотр художественной самодеятельности, был выдвинут 51 номер. Второй тур – Районный смотр художественной самодеятельности проводился в селе Ведлозеро с 19-20 января 1946 года. В смотре принимали участие 6 лучших коллективов художественной самодеятельности (общее количество участников 48 человек. Из них колхозников 9, служащих 37, рабочих 2. По возрасту: до 20 лет – 8, от 20-30 лет -31, от 30-40 лет – 7, и свыше 60 лет – 2. По партийности: членов и кандидатов ВКП (б) – 4 человека, членов ВЛКСМ – 22 человека, беспартийных – 22 человека)», - отмечалось в протоколе районной комиссии по проведению смотра художественной самодеятельности в Ведлозерском районе КФССР 19-20 января 1946 года. В целом развитию культуры в послевоенный период, как и в других сферах общественной жизни, свойственны непоследовательность и противоречивость. С одной стороны, были достигнуты значительные успехи в повышении общеобразовательного уровня населения. С другой стороны, творческая деятельность интеллигенции сдерживалась рамками единомыслия, в руководстве культурой усилился принцип «остаточного» финансирования, были допущены издержки в языковой политике. После войны шло планомерное восстановление культурно-просветительских учреждений и в Пряжинском районе. В клубных учреждениях активно проводились мероприятия связанные с политикой Партии и Правительства, подводились итоги работы в лесной промышленности и сельском хозяйстве, рассматривались итоги работы клубных учреждений района, составлялись планы ежеквартальной и годовой работы учреждений, которые обычно проходили в форме районных семинаров. «Обзорная лекция по краткой биографии т. Сталина и Ленина;- о ходе выполнения обязательств, принятых колхозниками, рабочими МТС и совхозов, специалистов с/х КФССР, в письме к т. Сталину;- об опыте работы изб-читален и клубов по разъяснению решений февральского пленума ЦК ВКП (б); - доклад-беседа и самостоятельная работа на тему: «Как правильно составить конспект - тезисы по изучаемому материалу или для выступления с докладом»; - итоги районного смотра художественной самодеятельности и подготовка в республиканскому смотру;- лекция «О международном положении», - из плана семинара культпросветработников Пряжинского района за 30 июля 1947 г. Который проходил в Пряжинском Доме культуры. Из приведенного выше плана, мы видим, что из шести тем, четыре имеют идеологическую направленность. Большое внимание органы власти уделяли образованию культурных работников. Делалось это в двух направлениях, либо в виде различных курсов повышения квалификации и заочного обучения, либо в виде привлечения новых, молодых кадров в сферу культуры. В целях привлечения молодых кадров для работы в клубных учреждениях, среди молодежи и учащихся неполных и средних школ активно проводилась массово-разъяснительная работа, по поводу учебы в специальных учебных заведениях, в частности в Библиотечном техникуме. Составлялись даже планы-разверстки с конкретным количеством студентов на следующий учебный год по районам. Несомненно, вносило определенные коррективы в работу клубных учреждений и то, что Пряжинский район по-прежнему оставался преимущественно сельскохозяйственным районом. Активное развитие происходило и в лесной промышленности. Поэтому, клубные работники в первую очередь должны были ориентироваться на категорию населения занятых именно в этих отраслях экономики. За работой сельских клубов в первую очередь следил Комитет по делам культурно-просветительных учреждений, который остро реагировал на негативную работу отдельных клубных единиц, и давал соответствующие рекомендации по исправлению ситуации. В районе систематически проводились совещания работников культпросветучреждений. Инициатором таких совещаний чаще всего становился Пряжинский Дом культуры. На повестку выносилась такие вопросы как: перестройка работы всей клубной системы, с учетом возросших потребностей населения, не укомплектованность кадрами, отмечалось, что не все работники повышают свой идейно-политический уровень. Результатом таких совещаний становились соответствующие постановления, направленные на улучшение работы системы клубных учреждений. Отделу Культпросветучреждений при райсовете, рекомендовалось принять меры для улучшения содержания работы клубных учреждений, направив ее на политическое воспитание и мобилизацию трудящихся на решение очередных хозяйственно-политических задач (лесозаготовки, сельское хозяйство). Оживить работу политических и кружков художественной самодеятельности во всех избах-читальнях, клубах и добиться регулярной их работы. Не реже одного раза в месяц силами лекторской группы ставить лекции и доклады в колхозах и на лесопунктах. В срок до 10.12.1945 г. при райклубе организовать агитбригаду для обслуживания лесных рабочих и колхозников. Или, например повесткой семинара становились мероприятия направленные на восстановление народного хозяйства, и какие конкретные задачи стояли перед культурно-просветительными учреждениями. «По вопросу восстановления народного хозяйства был заслушан доклад зав. отделом культурно-просветительных учреждений Исполкома Райсовета т. Ларионова В.Г. Вопросы.
  • Доведено ли до изб-читален пятилетний план?
  • Как обеспечены избы-читальни и библиотеки репертуарами, и как их исполняют.
  • Как помогают в работе избы-читальни и клубов комсомольские и др. советские организации.
  • Прения.
  • Директор Районного дома культуры т. Анисимов.
  • За апрель, май и по сегодняшний день силами драматического и хоровых кружков райклуба поставлено 4 концерта. РК ВЛКСМ в работе помогает, и в дальнейшем исправим свою работу, но я просил отдел культпросвет учреждения, чтобы выделили художественного руководителя», - из отчета семинара работников культпросветучреждений за 1945 год. Подводя итоги работы культурнопросветительских учреждений в 1940-х гг., можно сказать о том, что сельский клуб по-прежнему оставался центром культурной жизни колхозного села. Колхозники приходили сюда почитать газету, послушать радио, взять новую книгу в библиотеке, посмотреть фильм. В целом же развитию кульпросветучреждений в послевоенный период, как и других сфер общественной жизни свойственны непоследовательность и противоречивость. С одной стороны достигнуты значительные успехи в повышении общеобразовательного и культурного уровня населения. С другой стороны, творческая деятельность учреждений культуры сдерживалась рамками единомыслия.ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате нашего исследования можно сделать следующие выводы, что основными закономерностями культурной революции явились, демократизация культурной жизни, превращение культуры в достояние и дело всего народа. На первых этапах культурной революции в нашей стране, в условиях массовой неграмотности и темноты среди крестьянства, решение этой задачи пришлось начинать с приобщения широких масс к элементарным основам культуры. В этом процессе важную роль сыграли культурно-просветительные учреждения, в частности сельские клубы, которые стали возникать практически сразу же после установления Советской власти в крае. Осуществление всей культурно-преобразовательной деятельности шло под руководством местных партийных и советских органов. Уже к концу первого советского десятилетия в Карелии в основных чертах сложилась система партийно-государственного руководства культурным строительством, отвечавшая конкретным национально-историческим особенностям края: разнонациональному составу его населения, развитию культуры на двух языках. Последовательность в провидении линии на утверждение во всех сферах культуры коммунистической идеологии и материалистического мировоззрения. С первых дней установления Советской власти в Карелии, как и по всей стране, развернулась борьба против буржуазной и мелкобуржуазной идеологии, против религиозного мировоззрения и влияния церкви на сознание народа. К концу уже первого десятилетия коммунистическая идеология и научное мировоззрение стали определяющими в развитии и деятельности культурно-просветительных учреждениях. Ликвидация культурного неравенства многочисленных народов и национальностей нашей страны. В условиях самодержавия карельский народ был обречен на массовую неграмотность и отчуждение от культуры, задача выравнивания культурных уровней карельского и русского населения стала одной из важнейших в ходе культурного строительства в республике. Она решалась вместе с созданием и развитием национальной автономии карельского народа. Культурный подъем карельского населения проводился ускоренными темпами, во многом благодаря работе сельских клубов. Советская культура Карелии формировалась как культура интернациональная. Такой направленности процесса культурного строительства способствовал многонациональный состав населения республики, а также-то обстоятельство, что культурная работа развертывалась на русском, финском и бесписьменном карельском языках. История культурного строительства в Карелии и в частности одного из клубов республики – яркое свидетельство духовного и культурного возрождения карельского народа, которое стало возможным благодаря последовательному осуществлению государственной политики в области культуры. Достижения первых лет явились основой последующего культурного подъема, расцвета национальной культуры карельского народа. Все это можно увидеть и рассмотреть, на примере сельских клубов нашей республики. Ведь именно сельский клуб, стал основным социальным институтом, через который осуществлялась государственно-культурная политика. Данное исследование - является одной из первых попыток освещения истории культурно-просветительских учреждений на примере Пряжинского Дома культуры в годы Советской власти. На основе имеющейся научной литературы, архивных документов, опубликованных источников, периодической печати, были исследованы основные направления в деятельности клубных учреждений. В данной исследовательской работе была поставлена задача рассмотреть историю одного из сельских клубов, как элемент социально-культурной политики государства. Значительное место в работе отводиться роли культурной политики государства в политическом просвещении населения. В исследовании отражена роль сельского клуба в идеологическом воспитании населения Карелии, а также описаны формы и методы работы по организации досуга и повышения культурно-образовательного уровня населения Карелии.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ I. Источники:Неопубликованные источники:Национальный архив Республики Карелия (НАРК)
  • Ф. Р-630 Министерство образования РК (1923-1996)
  • Ф. Р-2807 Отдел культуры исполкома Ведлозерского райсовета (1944-1956)
  • Ф. Р-2152 Комитет по делам культпросветучреждений при СМ КФССР (1945-1953).
  • МКУ «Центр информационного и хозяйственного обеспечения деятельности учреждений Пряжинского национального, муниципального района» (далее Муниципальный архив).
  • Ф. 1. Администрация местного самоуправления района. (1974-2002 г.).
  • Ф. 6. Отдел культуры Пряжинской администрации. (1945-2006 г.)
  • Опубликованные источники:
  • Культурное строительство в советской Карелии. 1926-1941. Нарбразование и просвещение: Док. и материалы/Ин-т яз., лит ист. Карел. фил. АН СССР, Арх. упр. при Сов. Мин. КАССР, Центрос. архив КАССР. – Петрозаводск: Карелия, 1986. – 268 с.
  • Советы Карелии, 1917-1992: Документы и материалы/Ин-т языка, лит. и ист. Карельского научного центра РАН, Центр. гос. архив РК, Гос. архив общественно-полит. Движений и формирования РК; Науч. ред. Л.И. Вавулинская. – Петрозаводск: Карелия, 1993. – 458с.
  • Периодическая печать:
  • Воробьева Е.Н. Из истории Пряжи/ Е.Н. Воробьева//Наша жизнь.–2013.- 5 авг. (№ 35). – С.3
  • Калинина Е.А. Из истории Пряжинского района/ Е.А. Калинина// Наша жизнь.–2010.– 18 фев. (№ 1). – С.2
  • Фролов А.Е. Новости района/ А.Е. Фролов//Красная Пряжа.–1932.–6 апр. (№1.) . - С.3.
  • II. Литература:
  • Аммон Г.А., Ионичев Н.П. История России 20 век. – М.: Инфра – М, 2002. – 657 с.
  • Афанасьева А.И. Великий Октябрь и становление советской культуры в Карелии: 1918-1927/Карел. филиал АН СССР, Ин-т яз., лит истории/Науч. ред. В.Т. Ермаков. - Петрозаводск: Карелия, 1983. - 239 с.
  • Афанасьева А.И. Культурные преобразования в Советской Карелии, 1928-1940/Научн. Ред. В.Т. Ермаков. – Петрозаводск: Карелия, 1989. – 279 с.
  • Ким И. П. Культурная революция в СССР. 1917-1965 гг. – М.: Наука, 1967. – 356 с.
  • Куманев В.А. Об организации культурно-просветительной работы в Карелии. – Петрозаводск: Карелия, 1976. - 485 с.
  • Смирнов И.С. Ленин и советская культура. – М.: Наука, 1960. – 258 с.