Публикации Индивидуальная работа с детьми по развитию музыкальных способностей

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Индивидуальная работа с детьми по развитию музыкальных способностей
Автор: Шапоренко Ирина Александровна

Индивидуальная работа с детьми по развитию музыкальных способностей в ДОУ Согласно требованиям ФГОС, стараюсь проводить индивидуальную работу с детьми, с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Дети поражают своеобразием поведения, интересов, способностей. Нет одинаковых ребят, а задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как найти необходимые в данном случае средства педагогического воздействия? Каким образом влиять на каждого ребенка? Эти вопросы помогает решать индивидуальная работа с детьми. В нашем детском саду 11 возрастных групп. С младших групп стараюсь изучить особенности каждого ребёнка, определить его уровень музыкального развития. Проверяю у ребят чувство ритма, умение выполнять простейшие музыкально-ритмические движения. Отмечаю тех, кто чисто интонирует, умеет допеть музыкальную фразу до конца. Особо уделяю внимание застенчивым детям. Даю им возможность раскрыть свои способности, стараясь найти к ним подход. Одаренным детям рекомендую заниматься углубленно в студиях, музыкальных школах. Многие дети, по моему совету, продолжают обучение в этих учреждениях. В тесном контакте с воспитателями групп, учитываем особенности каждого ребёнка, и создаём условия для его развития. Во всех группах созданы зоны самостоятельной музыкальной деятельности, где удобно проводить работу с детьми в утренние и вечерние часы. Приёмы работы и задачи её разные. Одним помогаем в формировании музыкально-сенсорных способностей,Вырабатываем сосредоточенность, слуховое внимание, учим их вслушиваться и различать звуки по высоте, силе, длительности. Подсказываем, как сопоставлять, сравнивать их с другими. Развиваем вокально-слуховую координацию, которая необходима для правильного воспроизведения мелодии голосом. Третьих упражняем в восприятии метроритма, ритмического рисунка хлопками, шагами. Так в среднюю группу поступила девочка, которая пела громко, опережая других.Пришлось приложить немало усилий, прежде чем она стала прислушиваться к пению детей и к мелодии. Всегда сажаю её рядом с хорошо поющими детьми. Поощряю, если она не искажает мелодию. В старшей группе есть девочка, поющая низким голосом. Работаю с ней над расширением диапазона голоса. Для этого использую попевки и маленькие песенки. Есть перемены в лучшую сторону, диапазон пропеваемых звуков расширился. Общаясь с детьми вне занятий, я лучше узнаю каждого ребёнка, скорее нахожу нужный подход, вовремя обнаруживаю и даю толчок к развитию музыкальных способностей. Индивидуальные занятия по обучению игре на музыкальных инструментах, требуют от детей особой сосредоточенности. Учу ребят играть маленькие попевки, подбирать и определять по ритму знакомые мелодии. Петь и подыгрывать себе, импровизировать несложные ритмы, отдельные интонации, мелодии. Сначала, когда идёт освоение приёмов правильного звукоизвлечения на металлофоне, предлагаю несложные мелодии из двух , трёх звуков. Мальчик из средней группы первое время совершенно не чувствовал ритм мелодии. Пробовали с ним выполнять хлопки, притопы в ритм музыки. После трёх занятий, мальчик стал самостоятельно прохлопывать ритмический рисунок мелодии, постепенно стал осваивать приёмы игры на металлофоне. Если ребёнок долго не посещал дошкольное учреждение, то после общего занятия выясняю, в чём он затрудняется. Объясняю и показываю ему тот или иной приём в пении, движении. Упражняю его в выполнении какого либо задания. Например, мальчик старшей группы неправильно интонировал мелодию, перенапрягал голос и начинал фальшивить. Предложила ему несколько раз прослушать песню в моём исполнении, в исполнении хорошо поющей девочки. Сейчас мальчик успешно поёт вместе с детьми, и солирует. Для овладения тем или иным движением, исполнить которое ребёнок затрудняется, показываю ему несколько упражнений, подготавливающих к основному движению, а затем перехожу к самому танцевальному элементу. Мальчик подготовительной группы, поступил в детский сад в январе, когда все дети освоили переменный шаг. Достаточно было позаниматься с ним 4 раза, как он начал активно действовать в коллективе, овладел переменным шагом. Однако мы продолжаем наблюдать за ним, и при необходимости привлекаем его к индивидуальным занятиям. Индивидуальную работу с детьми, как и музыкальные занятия, планирую и учитываю в календарных планах. Содержание этой работы, подбор репертуара в каждом отдельном случае, диктуются той задачей, которую ставлю перед собой при планировании данного занятия.