Публикации «Методы изобразительной деятельности»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методы изобразительной деятельности»
Автор: Красова Светлана Геннадьевна

Консультация для воспитателей « Методы изобразительной деятельности».Метод - это способ организации продуктивной деятельности. Если ребенок не думает, не запоминает, не осмысливает, значит, мы выбрали неправильный метод. Например, несоответствие возрасту: в младшей группе олько говорить, а в старшей - только показывать, не давая мыслить и думать. Все методы можно поделить на 3 группы:
  • Наглядные (через глаза).
  • Словесные (через уши, слова).
  • Практические (через руку, упражнения и повторения).
  • К наглядным методам относятся:
  • Обследование.
  • Образец.
  • Показ способа выполнения.
  • Анализ детских работ. Задачей обследования является: сформировать образ предмета.
  • Рассматривание. Ребенок сразу видит только яркое. И только это. Нам надо обратить внимание на что-то принципиально важное, что отличает этот предмет от всех других.Обследование делается непосредственно в начале занятия. В младших группах предмет нужен, чтобы создать в голове ребенка образ. Даже занятия по представлению проходят с внесением предмета. В старших группах предмет нужен для того, чтобы нарисовать его с натуры. Срисовать. Не скопировать, а срисовать. Учим ребенка выполнять требования. Только в этом возрасте ребенок начинает сравнивать.Обследование идет в 5 этапов:-целостная характеристика предмета-обследование частей. Обведение пальцами. Крупные части.-Обследование характерных мелких деталей. (глазаши).-еще более мелкие детали. Дополнительные (бант, усы).- общий план. Установка на рисование.В младшей группе воспитатель сам проговаривает. Например: «Голова круглая».В средней группе – частично спрашивает у детей.В старших группах – у детей спрашивают про все части.В лепке обследование идет по тому же плану, но рука идет не по контуру предмета, а по объему.
  • Образец.
  • Не путать с показом. Образец выполнен заранее. Теми же материалами, что и у детей. Предмет, потом образец. ( Образец показать, а потом убрать).Чем младше дети, тем больше и чаще образец. И то если не можете внести сам предмет (дом, дерево). Но образец обязателен в декоративном рисовании.Образцы бывают:1 .Для полного обследования (срисовывание).Вешается или ставится такой рисунок, который ребенок должен повторить полностью. Только тогда, когда дается что-то новое. Особенно для малышей. Увлекаться таким не стоит, так как развивающий эффект очень мал.
  • Для частичного обследования.
  • «У меня вот столько веточек, а вы сделайте больше веточек или листиков…»
  • Динамический.
  • Когда сложная форма. В старшем дошкольном возрасте. На этапе обучения. В первый раз – оставить до конца, во второй и далее – напомнить, показав, а потом убрать.
  • Вариативный.
  • На доске – несколько вариантов. Нужно выбрать, сравнив.Например, разные элементы народных промыслов, разные элементы домов, разные способы изображения глаз, губ, разные породы деревьев.
  • Незаконченный.
  • Часть прорисована, а другую часть надо дорисовать. У малышей не используется.
  • Дидактический.
  • Обучающий. В нем выброшены все детали, а выделяется только важное. Например, крыша всегда больше дома.
  • Показ способа выполнения.
  • Бывает: - полным, -частичным.Полный применяется тогда, когда новая задача или в младших группах. Чаще используется частичный показ. То, что дети умеют, уже не повторяешь.
  • Анализ детских работ.
  • Очень нужен для поощрения детей. Для развития речи. Для формирования самооценки. Очень зависит от возраста.В младшей и средней группе только положительная оценка. Но общей мало. «Вы все молодцы. И ты, Леночка, и ты, Саша…»В старших группах можно проводить его с оттяжкой во времени. После прогулки или после высыхания. Но проводить обязательно. В этих группах к анализу есть требования. Он должен быть таким, чтобы ребенку захотелось доделать или переделать работу.Нельзя сравнивать работы разных детей между собой. Только работы самого ребенка с собой. «Твоя работа сегодня намного лучше».Анализировать можно техническую и выразительную стороны работы. Сначала хвалим выразительную. А уж потом техническую.С детьми, которые отказываются рисовать, пригодится предварительная работа или индивидуальная. Просите ребенка помочь вам.Анализ. Сначала подчеркиваем образ, а потом какие-то недостатки. Но не конкретно, а в общем. Конкретную ошибку прилюдно не обсуждать. Если общая ошибка, то можно сказать.Анализ можно проводить в формах:
  • Сам воспитатель. (От взрослого).
  • «Расскажи о своей работе» ( От автора).
  • «Если довольны своей работой, то положите справа, если не довольны, то слева». (От автора). Можно что-то шепнуть детям с завышенной самооценкой, что-то- детям с заниженной.
  • «Выбери работу, которая тебе больше всего понравилась . И объясни почему». ( От сверстников. Ребенок в этом случае вынужден не о своей рассказывать, а о других говорить.)
  • «Похвали работу друга». ( От сверстников. Не «расскажи», иначе подчеркнет недостатки.)
  • Оценка работы может быть направлена на цель, на содержание, на все компоненты деятельности. Оценка в дошкольном возрасте носит безличностный характер. Только что он сделал и как. Нельзя ругать личность «И вообще…». Преобладание на позитив. Содержание оценки связывать с эстетическими критериями. Слова «молодец» и «умница», не привязанные ни к чему конкретно, быстро обесцениваются. Эти слова должны быть обязательно привязаны к делу.Словесные методы : объяснение, рассказ, художественное слово.Приемы : пояснение, подсказка, указание.Практические методы: имитационные движения (палец или сухая кисточка), упражнения, индивидуальная помощь.Это когда рука ребенка в твоей руке. Не делайте это на работе ребенка. На его работе это - сотворчество. Лучше порисуйте с ним заранее.Литература : лекционные материалы Гончаровой Е.Н. (к.п.н., преподаватель по продуктивной деятельности «Донского педагогического колледжа»). 2015г.