Публикации
«Методы изобразительной деятельности»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методы изобразительной деятельности»
Автор: Красова Светлана Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методы изобразительной деятельности»
Автор: Красова Светлана Геннадьевна
Консультация для воспитателей « Методы изобразительной деятельности».Метод - это способ организации продуктивной деятельности. Если ребенок не думает, не запоминает, не осмысливает, значит, мы выбрали неправильный метод. Например, несоответствие возрасту: в младшей группе -только говорить, а в старшей - только показывать, не давая мыслить и думать. Все методы можно поделить на 3 группы:Наглядные (через глаза). Словесные (через уши, слова). Практические (через руку, упражнения и повторения). К наглядным методам относятся:Обследование. Образец. Показ способа выполнения. Анализ детских работ. Задачей обследования является: сформировать образ предмета. Рассматривание. Ребенок сразу видит только яркое. И только это. Нам надо обратить внимание на что-то принципиально важное, что отличает этот предмет от всех других.Обследование делается непосредственно в начале занятия. В младших группах предмет нужен, чтобы создать в голове ребенка образ. Даже занятия по представлению проходят с внесением предмета. В старших группах предмет нужен для того, чтобы нарисовать его с натуры. Срисовать. Не скопировать, а срисовать. Учим ребенка выполнять требования. Только в этом возрасте ребенок начинает сравнивать.Обследование идет в 5 этапов:-целостная характеристика предмета-обследование частей. Обведение пальцами. Крупные части.-Обследование характерных мелких деталей. (глаза,уши).-еще более мелкие детали. Дополнительные (бант, усы).- общий план. Установка на рисование.В младшей группе воспитатель сам проговаривает. Например: «Голова круглая».В средней группе – частично спрашивает у детей.В старших группах – у детей спрашивают про все части.В лепке обследование идет по тому же плану, но рука идет не по контуру предмета, а по объему.Образец. Не путать с показом. Образец выполнен заранее. Теми же материалами, что и у детей. Предмет, потом образец. ( Образец показать, а потом убрать).Чем младше дети, тем больше и чаще образец. И то если не можете внести сам предмет (дом, дерево). Но образец обязателен в декоративном рисовании.Образцы бывают:1 .Для полного обследования (срисовывание).Вешается или ставится такой рисунок, который ребенок должен повторить полностью. Только тогда, когда дается что-то новое. Особенно для малышей. Увлекаться таким не стоит, так как развивающий эффект очень мал.Для частичного обследования. «У меня вот столько веточек, а вы сделайте больше веточек или листиков…»Динамический. Когда сложная форма. В старшем дошкольном возрасте. На этапе обучения. В первый раз – оставить до конца, во второй и далее – напомнить, показав, а потом убрать.Вариативный. На доске – несколько вариантов. Нужно выбрать, сравнив.Например, разные элементы народных промыслов, разные элементы домов, разные способы изображения глаз, губ, разные породы деревьев. Незаконченный. Часть прорисована, а другую часть надо дорисовать. У малышей не используется.Дидактический. Обучающий. В нем выброшены все детали, а выделяется только важное. Например, крыша всегда больше дома.Показ способа выполнения. Бывает: - полным, -частичным.Полный применяется тогда, когда новая задача или в младших группах. Чаще используется частичный показ. То, что дети умеют, уже не повторяешь.Анализ детских работ. Очень нужен для поощрения детей. Для развития речи. Для формирования самооценки. Очень зависит от возраста.В младшей и средней группе только положительная оценка. Но общей мало. «Вы все молодцы. И ты, Леночка, и ты, Саша…»В старших группах можно проводить его с оттяжкой во времени. После прогулки или после высыхания. Но проводить обязательно. В этих группах к анализу есть требования. Он должен быть таким, чтобы ребенку захотелось доделать или переделать работу.Нельзя сравнивать работы разных детей между собой. Только работы самого ребенка с собой. «Твоя работа сегодня намного лучше».Анализировать можно техническую и выразительную стороны работы. Сначала хвалим выразительную. А уж потом техническую.С детьми, которые отказываются рисовать, пригодится предварительная работа или индивидуальная. Просите ребенка помочь вам.Анализ. Сначала подчеркиваем образ, а потом какие-то недостатки. Но не конкретно, а в общем. Конкретную ошибку прилюдно не обсуждать. Если общая ошибка, то можно сказать.Анализ можно проводить в формах:Сам воспитатель. (От взрослого). «Расскажи о своей работе» ( От автора). «Если довольны своей работой, то положите справа, если не довольны, то слева». (От автора). Можно что-то шепнуть детям с завышенной самооценкой, что-то- детям с заниженной. «Выбери работу, которая тебе больше всего понравилась . И объясни почему». ( От сверстников. Ребенок в этом случае вынужден не о своей рассказывать, а о других говорить.) «Похвали работу друга». ( От сверстников. Не «расскажи», иначе подчеркнет недостатки.) Оценка работы может быть направлена на цель, на содержание, на все компоненты деятельности. Оценка в дошкольном возрасте носит безличностный характер. Только что он сделал и как. Нельзя ругать личность «И вообще…». Преобладание на позитив. Содержание оценки связывать с эстетическими критериями. Слова «молодец» и «умница», не привязанные ни к чему конкретно, быстро обесцениваются. Эти слова должны быть обязательно привязаны к делу.Словесные методы : объяснение, рассказ, художественное слово.Приемы : пояснение, подсказка, указание.Практические методы: имитационные движения (палец или сухая кисточка), упражнения, индивидуальная помощь.Это когда рука ребенка в твоей руке. Не делайте это на работе ребенка. На его работе это - сотворчество. Лучше порисуйте с ним заранее.Литература : лекционные материалы Гончаровой Е.Н. (к.п.н., преподаватель по продуктивной деятельности «Донского педагогического колледжа»). 2015г.