Публикации
Фольклор в развитии речи детей
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Фольклор в развитии речи детей
Автор: Николаева Майя Всеволодовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Фольклор в развитии речи детей
Автор: Николаева Майя Всеволодовна
Доклад«Фольклор в развитии речи детей»Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою страну, Родину, патриотизм?Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.Ребёнок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через- народный фольклор (потешки, пословицы, сказки),- народные песни, музыкальные инструменты,- умение найти и выделить русский народный костюм,- знание народных игрушек и народных игр,- произведения народного декоративного искусства,- знание народных примет и особенностей быта и труда русских людей.- знаний, чем питались и каким блюдам отдавали предпочтение русские люди,- как отмечали праздники, какие обычаи соблюдали.Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к русской культуре.Почему я решила заниматься этой работой. Потому, что развивая у детей представления о человеке, мы в первую очередь обращаемся к истории и культуре собственного народа.Работая по данному направлению, я поставила перед собой задачи:1. Приобщать детей к истокам народной культуры.2. Расширять представления о народных и православных праздниках.3. Знакомить детей с русскими хороводами, плясками.4. Показать и рассказать о народном костюме.5. Показать значение русского языка. Формировать желание использовать в речи потешки, поговорки.6. Раасширять интерес к участию в народных праздниках.7. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен, частушек.8. Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа через сказки, пословицы и т.д.9. Воспитывать патриотов.Исходя из поставленных задач, я считаю наиболее эффективными следующие формы работы:- Совместная творческая деятельность взрослого и ребёнка.- Творческая деятельность воспитателя с подгруппой детей.- Фронтальная: проведение развлечений и праздников.Свою работу я организовала по нескольким этапам:1. Создание соответствующей обстановки.В Фойе нашего сада выделили и оборудовали место в виде уголка «русской избы». В уголке разместили предметы, которые часто упоминаются в русских сказках. Это русская печь, домотканые половички, самовар на столе, чугунки, расшитые полотенца, куклы - обереги и многое другое. Всё это пробуждает у ребёнка интерес, любознательность.Все эти атрибуты часто используются для проведения праздников и развлечений в музыкальном зале.2. Потешки, пальчиковые игры.В устном народном творчестве хорошо сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре и зле, правде, храбрости, трудолюбии.Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Моя задача заключается в раскрытии духовных потенциалов произведений.Я стараюсь довести его до ребёнка в доступной форме, расширяю словарный запас путём объяснения новых слов.Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок. Сначала я даю возможность рассмотреть иллюстрацию, затем рассказываю о персонаже, объясняю незнакомые слова. Потом я вместе с детьми обыгрывала потешку. Малыши всей группой учились двигаться, говорить, как медведь, волк, лисичка, заяц.Заинька, походи,Серенький, походи,Вот так, вот сяк походи.Серенький подбодрись,Вот так, вот сяк подбодрись.Заинька, топни ножкой,Серенький, топни ножкой,Вот так, вот сяк, топни ножкой.Заинька, попляши,Серенький, попляши,Вот так, вот сяк попляши.Заинька, поклонись,Серенький, поклонись,Вот так, вот сяк, поклонись.Например, при умывании используется потешка:Водичка, водичка,Умой моё личико.Чтобы глазки блестели,Чтобы щёчки краснели,Что б смеялся роток,Что б кусался зубок.В старших группах используются пальчиковые игры.Этот пальчик – дедушка.Этот пальчик бабушка,Этот пальчик – папочка,Этот пальчик – мамочка,Этот пальчик - я,Это вся моя семья.3. Загадки.Именно в загадках сфокусированы наблюдения за характерными изменениями в природе, поведение животных, насекомых, птиц и многое другое.Загадки полезное упражнение для детского ума. При отгадывании загадки, ребёнок разоблачает то, что хитро спрятано и скрыто. Загадки используются на занятиях, прогулках, индивидуальных беседах с детьми.Ежегодно приходят к нам в гости:Один седой,Другой молодой,Третий скачет,А четвёртый плачет. (Времена года.)По лужку он важно ходит,Из воды сухим выходит,Носит красные ботинки,Дарит мягкие перинки. (Гусь.) Кто у постели больного сидит,И как лечится, он всем говорит,Кто болен – он капли предложит принять,Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Доктор.)Загадки требуют от ребёнка наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.4. Русские народные игры.Игра имеет большое воспитательное и образовательное значение в жизни ребёнка. Широко внедряя народные игры, я привлекаю детей к мысли о таких понятиях, как дружба, добро, трудолюбие. «Жмурки», «У медведя во бору», «Гуси – лебеди», «Лиса и куры» , «Молчанка», «Воробушки», и др. В этих играх звучит художественное слово, позволяет ребёнку прикоснуться к духовному богатству народного творчества, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей. В народных играх проявляется смекалка, ловкость, чувство товарищества, любознательность, интерес.5. Сказки.Много внимания в каждой группе я уделяю русским народным сказкам. Это такие любимые и знакомые детям сказки «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят» и много других. Сказка помогает разобраться, что такое хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, расширить кругозор, фантазию, воображение, а также духовно- нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей. Дети должны видеть мимику, эмоции рассказчика. Это помогает детям понять смысл и содержание сказки. Для того, чтобы создать атмосферу сказки, достаточно накинуть шаль и сказать: - «Здравствуйте, я бабушка Сказочница!» Слушая, сказочный голос, дети легко запоминали сказку, а после с удовольствием пересказывали. Во время самостоятельной деятельности дети часто обыгрывают сказки, используя кукольный театр. На гимнастике прыгают, как зайчики, изображают походку хитрой лисы, косолапого медведя.6. Пословицы, поговорки, считалки.Пословицы используются в старших группах. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключённые в них очень легко запоминаются. «Семеро одного не ждут», «Поспешишь – людей насмешишь», «Труд человека кормит, лень портит», «Весна красна цветами – а осень плодами» и т.д.Помогают в работе по воспитанию и считалки, которые используются в подвижных играх для установления очерёдности, для определения кому начинать игру.Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма. Разучивая с детьми всевозможные считалки, тренируется память, чувство ритмаСчиталки зачастую придумывают сами дети, и их изобретательность в этом безгранична. Часто используются также народные потешки и дразнилки или стихи.Жаба прыгала, скакала,Чуть в болото не упала.Из болота вышел дед,Двести восемьдесят лет.Нес он травы и цветы.Выходи из круга ты.Бегал зайка по дороге,Да устали сильно ноги.Захотелось зайке спать,Выходи, тебе искать.Вышла мышка как-то разПосмотреть, который час.Раз, два, три, четыре,Мышка дернула за гири.Вдруг раздался сильный звон.Выходи из круга вон.7. Декоративно – прикладное творчество.Приобщать детей к народному творчеству невозможно без таких занятий, как рисование, лепка, ручной труд. Познавая народные промыслы, дети с удовольствием расписывают дымковскую барышню, хохломские ложки, жостовские подносы. Данные занятия позволяют детям узнать об игрушках прошлого века, научиться их делать. А так же отметить, как умело люди мастерили и расписывали красивые и очень добрые по внешнему виду игрушки, которые радовали и детей и взрослых.Рассматривая изделия прикладного искусства, мы любовались их красотой, сравнивали роспись разных видов, для того что бы дети могли использовать узоры в своих рисунках. В группе провела диагностику «Декоративно – прикладное творчество». У детей имеются необходимые умения и навыки, соответствующие их возрасту.8. Развлечения и праздники.Раскрытие личности в ребёнке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. А это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции посредством вхождения в годичный праздничный круг. Это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях, понимать зависимость деятельности людей от природных условий, запоминать названия и понятия.Фольклорные праздники – это наиболее яркое, интересное, красивое, весёлое, артистичное, коллективное, насыщенное яркими впечатлениями действие. Каждый ребёнок может принять участие в таком развлечении, ведь он будет участвовать в народных играх, песнях, плясках, отгадывать загадки.Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действием персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.В нашей группе уже стало хорошей традицией отмечать следующие праздники:Рождество. На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки, на занятиях по изодеятельности и конструированию готовят рождественские подарки, педагоги устраивают детям представления и рассказывают им, что святки – это радостное событие, когда можно поделиться любовью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь.Проводы зимы – Масленица с весёлыми шутками и прибаутками, играми со скоморохами, с пением закличек, с угощением детей блинами и сжиганием Масленицы.В Вербное воскресенье ставим веточки вербы в вазу, делаем различные поделки с изображением вербы.Праздник Пасха проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц и народными играми.В Троицу украшаем берёзку, водим хороводы, поём песни, дарим рукодельные подарки.В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам.В работе с детьми я использую различные формы: занятия, экскурсии – путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история самовара, утюга, сундука), целый ряд занятий построен в форме инсценировок – это «посиделки в светёлке», где дети становятся участниками событий, на которых не только веселились, но и работали.Во время занятий старалась активизировать мыслительную деятельность детей методом сравнения (например, каким был утюг раньше и каким стал сейчас), вопросами, моделированием ситуаций (например, представьте, что вы попали в прошлое. Что бы вы делали? Чем занимались? Какую одежду носили? Во что играли?). Дети анализировали увиденное и услышанное, делали выводы, искали ответы в иллюстрациях, получали задания на дом (спросить у мамы, у бабушки, какие были у них игрушки и и сравнить со своими, выучить с мамой и папой пословицу, а с бабушкой частушку).Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, я создаю соответствующую развивающую среду в группе детского сада. В интерьер группы включила картотеку с элементами русского декоративно – прикладного искусства: предметы утвари (горшки, ухват, кочерга, самовар и др.), мини – музей «Куклы наших бабушек», который постоянно пополняется с помощью родителей, различные виды театров.Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Вместе с детьми изготовлены книжки – самоделки. В группе отведено место для театрализованной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов, шапочки для игр – драматизаций и инсценировок сказок, настольный и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе по сюжетам русских народных сказок «Курочка Ряба» «Теремок», «Гуси – лебеди», «Маша и медведь». В группе имеются дидактические и настольно – печатные игры «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш?», «Из какой сказки герой?» и др.Всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств я провожу вместе с родителями: сообщаю им о достижениях и проблемах детей, консультируюсь с ними, обучаю самих родителей приёмам и методам нравственного воспитания в семье.Родителям даются рекомендации по проработке и прочтению сказки. Они вместе с ребёнком рисуют иллюстрацию к любимой сказке, учат ребёнка пересказывать, обсуждая смысл и эмоции, вызываемые ею. Ну а в детском саду мы устраиваем выставки «Любимая сказка» и «Домашняя библиотека».Дети с большим удовольствием раскрашивают раскраски по русским народным сказкам.Расширяя тематику праздников, вовлекаем в свою работу персонал дошкольного учреждения, родителей воспитанников. Большую помощь оказывает музыкальный руководитель, логопед. Только при совместной работе удаётся донести народную мудрость, доброту, юмор в доступной для детей форме.Таким образом углублённая, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результат.Своим достижением я считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания. Я убедилась, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно – нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения , во многом зависит успешность ребёнка в жизни, становление его как личности.