Публикации Развитие экологического представления детей младшего дошкольного возраста через развивающую среду.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие экологического представления детей младшего дошкольного возраста через развивающую среду.
Автор: Метелкина Мария Владимировна

Развитие экологического представления детей младшего дошкольного возраста через развивающую среду.В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей как взаимодействия с природой на основе глубокого понимания ее законов. Значение природы в жизни людей очень велико и многообразно. Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение происходящих в природе явлений, вызывает чувство радости и даёт огромное наслаждение. Формирование экологических представлений закладываются в раннем возрасте – это сложный и длительный процесс, который начинается с момента прихода детей в детский сад. Приобщение к миру природы детей раннего возраста возможно благодаря такой особенности, как эмоциональность: удивление, интерес, чувство радости, восторг, эстетическое удовольствие, восхищение при восприятии природы.В основе подходов к организации экологического образования детей в ДОУ лежат результаты исследований многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания – П.Г. Саморуковой, С.А.Веретенниковой, Н.Н. Поддьякова, В.Г. Фокиной, Е.И. Казаковой, С.Н.Николаевой, Н.Н.Кондратьевой, Н.А. Рыжовой и дрНаблюдению, как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания (Е.И. Тихеева, О. Иогансон, А.А. Быстров, П.М. Басе, Э.И. Залкинд, С.А. Веретенникова др). Авторы показали, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов.         Таким образом, наблюдение, в высшем своем проявлении, - это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но умение организовать наблюдение опирается на достаточно обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя  к наблюдаемому.Каждый из тех, кто принес вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.На мой взгляд, экологию можно пропустить через все виды деятельности дошкольника. За счёт этой возможности работа моя получается и полезной и интересной как для меня, так и для дошколят.Создание уголка природы во второй младшей группе.Зададимся вопросом : Каким будет наш мир? - Во многом зависит от нас, от тех основ, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, таков мир, который он создает вокруг себя.При создании уголка природы в младших группах учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок). Дети привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Воспитатель учит детей наблюдать: принять вопрос-задачу, сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.Каждый из тех, кто принес вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.Основное средство познания природы - наблюдение. Одной из целей моей работы является, совершенствование у детей умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, самостоятельно обнаружить законы природы. Во время наблюдений я даю время на то, чтобы дети самостоятельно рассмотрели объект, потрогали, затем поясняю, рассказываю, задаю вопросы, помогаю понять увиденное. Для того чтобы научить детей восхищаться, радоваться, любоваться красотой природы во время наблюдений рассказываю потешки, прибаутки, заклички, поговорки. В процессе наблюдений у детей формируется интерес к окружающей природе, желание, как можно больше узнать о ней. Дети не просто знакомятся с объектами природы, они учатся правильно вести себя в природе, слышать, видеть и чувствовать ее в действительности. Зимой наблюдали, как растет в воде лук, какой длины выросли корни и перышки у нашего лука. Также наблюдали за превращением снега в воду и наоборот - воды в лед. Замерзшие разноцветные ледяные формы использовали для украшения участка.Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем. Поэтому в своей работе широко использую разнообразные игры: дидактические, экологические, настольно-печатные игры, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-имитации, строительные. Так же нами был в группе создан совместно с родителями и детьми лепбук "ДЕРЕВЬЯ". Лэпбук (англ. lapbook) - интерактивная папка для детей на заданную тему. В своей работе с детьми всё чаще используем лэпбуки . Они помогают лучше запомнить изучаемую тему и закрепить , систематизировать уже известный материал . Сегодня я хочу рассказать о тематической папке "ДЕРЕВЬЯ". На территории детского сада растет множество деревьев. Они создают особый уют .Особенно нарядна она бывает ива . Мы с детьми наблюдаем за этой красотой! Нам захотелось познакомить детей с деревьями более детально. Для этого мы и решили сделать лэпбук. Особенность лэпбуков в том ,что материал расположен в кармашках, за дверками,окошками;сложен гармошкой , книжкой ,есть подвижные части . Всё это очень нравится детям , и они с удовольствием играют , рассматривают картинки, выполняют различные развивающие задания. В нашем лэпбуке дети могут вспомнить как выглядит дерево в разные времена года ,узнать стадии его развития ( косточка-росток-дерево-цветущее дерево-ягода). В папке есть стихи, загадки и сказка о разных деревьях . На обратной стороне папки есть игра с листочками .Для создания развивающей экологической среды мы создали мини- музей цветов в группе . Музей предназначен для продолжения формирования знаний детей о музеях, для развития познавательной, трудовой деятельности детей, развития художественных, изобразительных навыков, навыков наблюдения, исследования, экспериментирования. Экспонаты для мини-музея постоянно пополняются педагогами и родителями. Оборудованный мини-музей разработал свою экспозицию, определённое методическое обеспечение и накопительный материал. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.Так же воспитателями группы были созданы условия для экспериментальной деятельности детей; развитие первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);Наполнили уголок экспериментирования необходимыми материалами, приборами . Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе . Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы, тематические альбомы, коллекции семен разных растений, шишки, семена бобов, фасоль, гороха, камешки , ткани , песок, глина, наборы игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде. Простейшие приборы и приспособления лупы, сосуды для воды, зеркальце для игр с « Солнечным зайчиком». Набор для игр с мыльной пеной, красители пищевые и непищевые(акварель, гуашь).Эффективным средством формирования экологической культуры детей считаю дидактические игры. В процессе дидактических игр дети расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, углубляют знания о растениях и животных, окружающих их, развивают умения узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, сезонным изменениям, образу жизни, дети учатся правильно относиться к природному окружению.Экологические игры «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Найди такой же листочек», «Угадай по описанию», «Угадай, чей хвост», «Кто что кушает» учат детей определять предметы на ощупь, по вкусу и запаху, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.Сюжетно-ролевые игры вместе с воспитателем помогают понять детям логику простых жизненных ситуаций.Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Зайка серенький сидит», «Мишка косолапый», «Хитрая лиса». Своим примером учу детей передавать в играх – имитациях характерные движения и звукоподражания, игровые действия (собираем ягоду; прыгаем, как зайчики; закружились, как снежинки; летят птички). Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. В своей работе я стараюсь использовать проектную деятельность для поддержания интереса к познанию; стремления детей познавать мир; учиться использовать приобретенные знания; решать возникающие проблемы. Использованию нами проекта «Деревья на нашем участке » у детей появился интерес к растениям. Расширяем и активизируем словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире. Экологическая направленность проекта обусловлено на то , что экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. В качестве объекта исследования выбрано дерево, что обусловлено рядом причин.1. Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимание.2. Дерево – прекрасный объект экологических наблюдений (так, лиственные деревья имеют хорошо выраженные сезонные изменения).3. С деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с небольшими (травянистыми) растениями, легче представить его своим другом.Для развития экологического представления используем авторские пособия , игры . Игра Собери картинку "Деревья" цель игры : учить собирать целое из частей, развивать зрительное восприятие, внимание, развитие моторики пальцев рук, развитие кругозора, познавательного интереса и речевой активности , воспитывать волю, усидчивость, целенаправленность. Целью познавательного развития было разработано дидактическое пособие «Рыбалка», которое является универсальным. Пособие очень простое в изготовлении, применении и хранении. Данное пособие может использоваться педагогами при реализации образовательных областей «Социализация», «Здоровье», «Коммуникация», «Труд», «Познание».Игра подразумевает множество задач : классифицировать предметы по темам «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные» , упражнять детей различать овощи и фрукты, правильно их называть, развивать мелкую моторику рук, координацию движений.Постоянное общение с животными, птицами, участие в выращивании цветов, овощей, подкормка птиц в зимнее время – это хорошие условия для выработки у детей навыков заботливого, гуманного отношения ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде.Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, научить любить и беречь природу возможно только при совместных усилиях с родителями, поэтому в группе организовала уголок для родителей, где размещаю материал экологического содержания. Родители охотно участвуют в детских праздниках; в выставках; смотрах – конкурсах; принимают активное участие в природоохранных акциях.Опыт моей работы показывает, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру.