Публикации
Патриотическое воспитание дошкольников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание дошкольников
Автор: Петрова Зоя Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание дошкольников
Автор: Петрова Зоя Ивановна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ходарская средняя общеобразовательная школа им. И.Н.Ульянова Шумерлинского Района Чувашской РеспубликиПРОЕКТГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ Автор проекта: Петрова З.И. Воспитатель высшей категорииСтруктура проекта I. Введение-------------------------------------------------------------3-9 1.1.Анализ внешней среды ---------------------------------------10 1.2.Анализ внутренней среды -----------------------------------11 1.3.Проблематика---------------------------------------------------12II. Основная часть 2.1. Концептуализация проекта--------------------------------13 2.2. Целеполагание-------------------------------------------------14 2.3. Ожидаемые результаты---------------------------------------15 2.4. Реализация проекта--------------------------------------------162.4.1.Этапы работы над проектом------------------------------------162.4.2.План действий по реализации проекта------------------------17-242.4.3. Ресурсное обеспечение-------------------------------------------242.5. Мониторинг проекта------------------------------------------------25III. Заключение-------------------------------------------------------------28 Список литературы-----------------------------------------------------31ПриложениеI ВведениеПатриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России. Все мы понимаем - ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — мы считаем важной частью педагогической деятельности нашей дошкольной группы.Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, поэтому, начиная с младшего дошкольного возраста, работу по патриотическому воспитанию ведём через любовь к природе, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира.В среднем возрасте работа по патриотическому воспитанию проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка.В старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание, мы в своей работе по патриотическому воспитанию опираемся на таких авторов как, М. Ю. Новицкой программа «Наследие» и О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой - программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, своё село, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, своё село, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя. Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и во время непосредственно-организованной деятельности. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины. Прививая основы правового сознания жизни в свободном обществе, развивая чувство ответственности и гордости за свою страну, формируя первичные представления об избирательном праве, мы воспитаем гражданина и патриота, который и во взрослой жизни не останется равнодушным к проблемам страны, своего народа, научится, ответственно относиться к праву «избирать и быть избранным».Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций гражданско – патриотического и правового воспитания подрастающего поколения. О значимости гражданского и патриотического воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ.Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно – правовыми документами. Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в государственных документах Российской Федерации – Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, федеральных программах. Дошкольное детство является периодом открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию. Именно педагоги детского сада могут заложить в детей то зерно патриотизма, которое в дальнейшей жизни уже взрослого человека будет твёрдой основой гражданственности, морали, воспитанности и любви к Родине.В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.АктуальностьСемья – источник вдохновения,Где рядом взрослые и дети,В семье от всех невзгод спасение,Здесь друг за друга все в ответе.О. В. ТокмаковаВ ФГОС впервые определил такую образовательную область как «Социально – коммуникативное развитие». Актуальностью данной области является необходимость подготовки подрастающего поколения к жизни в демократическом, многонациональном с разнообразием культур обществе. Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому важно именно в дошкольном детстве заложить эти основы.Что такое патриотизм? Патриотизм – это любовь к Родине, земле на которой родился и вырос, гордость за исторические достижения народа, готовность подчинить личностные интересы общим, самоотверженно служить стране и защищать её. Патриотическое воспитание – это формирование патриотических взглядов и убеждений, чувств и норм поведения, преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность своего народа. В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В молодых семьях вопросы духовно-нравственного воспитания зачастую (по результатам анкетирования) не считаются важными и вызывают лишь недоумение. Растет агрессивность и жестокость в обществе, что впоследствии приводит к возникновению таких катастрофических ситуаций, как террористические акты. Вот почему сегодня необходимо воспитывать духовно нравственное самосознание, возрождая многовековые традиции духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания ребенка в единстве семья –ребенок - детский сад.Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.И как не вспомнить слова В.А. Сухомлинского «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».У нашей дошкольной группы есть своя миссия: прежде всего, чтобы дети были счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания малышей в дошкольной группе прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение становилось уроком человеческого достоинства и взаимоуважения, чтобы каждый нашел свой талант и сферу подлинного интереса в жизни, чтобы они дружили, радовались и любили.Нравственно - патриотическое и духовное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая в нашей дошкольной группе решается сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.Духовность — это традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. И, прежде всего, духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека.Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил.Наш коллектив - это единое целое, большая семья, которая интересно живет в совместной деятельности педагогов, детей и родителей и в тесном сотрудничестве между взрослыми и детьми.Мы используем в работе с педагогами, детьми и их родителями заповедь А.С. Макаренко: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям".Нравственность и духовность не рождаются сами собой. Их воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду.Главной педагогической идеей для реализации данного направления в воспитании является: «Превратить интерес дошкольной группы к образовательно-воспитательному процессу - в интерес семейный. Сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками».Анализ ситуацииМ. Монтессори писала: « Главное в работе с детьми 3-7 лет – воспитание чувств, т. е. динамика от чувств к идеям». Моя работа – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в дошкольной группе должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной дошкольной группе, к родному селу, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Мы поставили цель — вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия. В наше сложное время, каждый человек пытается сохранить мир и покой в своѐм доме, оградить детей от зла, жестокости, агрессии жестокого мира. Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом и Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям и живой природе. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нём любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники, более уверенны в себе, чётче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образования своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, патриотического, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективно решать всем вместе. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению к школе он более чем на половину сформирован как личность. Тот дух, который царит в семье и дошкольной группе, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющем в формировании внутреннего мира ребенка. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства. У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья – частица народа! Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего народа. Задача воспитателя прививать детям мысль, что семья – это где живут в согласии. Каждый и старый и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания, и уверен, что его поймут. Самые близкие люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни! «Родительское сердце – в детках», «Дети не в тягость, а в радость» – так говорится в мудрых пословицах. Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи. Когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д). В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей.Мною было проведено исследование в группе своих воспитанников, 3-4 летних детей, с целью определения уровня знаний, умений и навыков по вопросам гражданско-патриотического воспитания. Результаты показали, что знания у детей младшего возраста по данному вопросу только начинают формироваться, поэтому очень важно, чтобы в этот период рядом с детьми были педагог и родители, которые помогли бы им при усвоении новой информации и воспитании гражданско-патриотических чувств, новых для ребёнка.Анализ собственных педагогических наблюдений, опыт свидетельствуют о недостаточном внимании педагогов и родителей к вопросам воспитания гражданско-патриотических чувств у детей. 1.1.Анализ внешней среды1.2. Анализ внутренней среды 1.3. ПроблематикаПроблемаЧто будет способствовать воспитанию гражданско-патриотических чувств дошкольников и родителей? Гипотеза: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, через самостоятельную ребёнка, где он является исследователем, экспериментатором, основанный на взаимодействии педагога, ребёнка и семьи.II Основная часть 2.1. Концептуализация проектаВ настоящее время в силу множества причин ослабевает родственная связь, уходит традиционное семейное воспитание и забываются традиции семей разных направленностей. Семья является хранителем традиций, которая поможет обеспечить преемственность поколений, сохранить и развить лучшие качества людей разного возраста. Ознакомление детей младшего возраста с понятием «семья» нельзя достичь без тесной связи и поддержки самой семьи.Педагогическая система не может существовать без тесной связи с семьей воспитанников. В воспитании и обучении ребенка во многом заинтересованы детский сад и родители. Однако существует проблема взаимодействия и взаимосвязи семьи и дошкольного учреждения в процессе развития, обучения и воспитания ребенка была и остается актуальной для современного общества. Реализация проекта поможет родителям, приблизиться к миру детей, более глубоко узнать специфику работы дошкольной группы с детьми. Данная работа поспособствует взаимодействию семьи и дошкольной группы полноценного развития ребенка, формирования у детей таких качеств: личностных, социальных, игровых, физических, это будет способствовать воспитанию здорового ребенка. Так были выявлены такие проблемы взаимодействия семьи и дошкольной группы:- советы педагогов чаще всего не представляют для родителей особую значимость;- навыки, полученные ребенком в дошкольной группе, не всегда прививаются и не имеют продолжения дома;- родители, часто ссылаются на свою занятость, не выполняют рекомендации педагогов;- наименьшая часть родителей являются активными участниками жизни и работы дошкольной группы.Таким образом, наша задача состоит в том, чтобы вместе с родителями, сделать такое взаимодействие, которое позволит воспитать уверенного, активного, самостоятельного и здорового ребенка.В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно–патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом–гражданином России.2.2. Целеполагание.Формирование личности ребёнка с первого момента пребывания его в дошкольном учреждении – основная обязанность родителей. Семья в большей степени влияет на развитие и воспитание ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.Семья в этом случае может рассматриваться как социальная среда, в которой осуществляется воспитание ребенка на семейных традициях и нравах. Это одна из основных обязанностей родителей. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, её назначением и особенностями.Цель:Создание организационно–педагогических условий формирования у детей духовно–нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому и семье, через формирование понятие «семья», с активным привлечением родителей к жизни ребенка в условиях дошкольной группы в участии и становлении личности ребенка.Задачи:1. Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка, объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки;2. Активизация и обогащение воспитательских умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях3. Создание условия для активного участия родителей в воспитании детей;4. Формирование представления о семье, родителей, обогащая знания детей о своей семье.5. Воспитание любви и уважения к членам семьи, проявление заботы о родных людях;6. Развитие коммуникативных навыков детей;7. Обогащение детско-родительского отношения опытом совместной творческой деятельности;8. Создание в группе условий, способствующих лучшему общению детей-родителей-педагогов;9. Активное вовлечени родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях дошкольной группы;2.3. Ожидаемые результатыДля детей:Воспитанники имеют представления:-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;-о духовных и нравственных ценностях;-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;-знакомы с историей и культурой своей страны;-умеют беречь и поддерживать красоту;-проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание-верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;-стремятся к добру и неприятию зла.Для родителей: -сотрудничают в тесном контакте с дошкольной группой - воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру; - являются примером в стремлении к высшим духовным ценностям, - понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях нравственные ценности.Для педагогов:- совершенствуется компетентность педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;- объединяются усилия педагогов и родителей при организации работы - разрабатывается комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.Участники проекта:-дети-педагоги-родители (законные представители)-социальные партнёры (выставочный зал, библиотека, школа, музей)2.4. Реализация проекта2.4.1. Этапы работы I. Организационно-подготовительныйОбоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; Определение цели и задач; Анкетирование родителей по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию Оформление уголка по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию. Подбор литературы, пособий, атрибутов; Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта. II. ОсновнойНепосредственно-образовательная деятельность с детьми. Совместная деятельность с родителями Самостоятельная деятельность детей. Родительское собрание «Права ребенка». Конкурс презентаций «Моя Родина - Россия». III. ЗаключительныйОбобщение результатов работы; Презентация опыта работы Анализ деятельности. 2.4.2. План действий по реализации проекта Принципы реализации проекта:- системность; -учёт личности; -учёт возрастных особенностей; -взаимодействие с ребёнком в условиях дошкольной группы и семьи.Содержание деятельности педагога с детьми:1. Беседы о членах семьи ребенка: «Моя семья», «Как хорошо играть всем вместе», Беседы о членах семьи.2. Рассматривание картин: «Бабушка кормит кур», «Семья», рассматривание иллюстраций «Моя семья», рассматривание фотографий «Моя семья».3. Чтение , разучивание стихов на семейную тематику.4. Дидактические игры: «Назови правильно», «Назови ласково», «Дополни ряд»., «Провожаем и встречаем», «Чьи детки», «Ты чей ?», «Русский человек без родни не живет», «Колобок», «Три медведя», «Где моя ».5. Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Дочки - матери», «Поликлиника», «День рождения».6. Досуг «В гостях у бабушки».7. Непосредственная по теме: «Моя семья» .Содержание работы с родителями.1. Родительское собрание «Роль отца и матери в воспитании самостоятельности у детей»2. Консультация «Нравственное воспитание детей».3. Оформление стенда «Психолого-педагогическое благополучие ребенка в семье».4. Тематическая выставка художественной о семье.5. Семейный кукольный театр «Колобок».6. Творческое задание каждой семье: изготовление альбома «Ромашка «Моя семья».7. Ширма «Роль семьи в воспитании ребенка»8. Памятка для родителей «Как правильно общаться с детьми».Совместная деятельность родителей с детьми:Совместное в изготовлении поделок из природного материала, изготовлении новогоднего и оформление группы к Участие в оформлении выставок в группе, Участие в досуговой деятельности.Взаимодействие со : логопедом, работником: Встречи с родителямиКонсультацииКонкурсыДосугиФормы работы при реализации проекта:1. Конкурс детских рисунков2. Анкетирование родителей3. Оформление куклы «Дюймовочка», для встречи детей по утрам4. Диагностика детей5. Семейный конкурс «Герб моей семьи»6. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница»7. Физкультурно-оздоровительные мероприятия с родителями8. Дидактические игры по определению членов семьи9. Выставка совместного творчества родителей, детей «Игрушки моего детства»Перспективный план реализации проекта по месяцам:1 этап Сентябрь Анкетирование родителей по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию в дошкольной группе. Оформление уголка по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию.Октябрь Чтение художественной литературы (сказки, стихи).Чтение пословиц.Отгадывание загадок. Разучивание стихов, песен о Родине. 2 этапНоябрь Беседа с детьми «Моя Родина - Россия».Непосредственно – образовательная деятельность по изобразительной деятельности «Флаг России». Консультация для педагогов по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию детей.Декабрь Экскурсия в музей.Вечер - встречи с ветеранами-участниками Великой Отечественной войны. Январь Целевая прогулка к памятнику «Воинам Великой Отечественной войны».Беседа «История России. Символика страны – герб, флаг, гимн». Родительское собрание «Права ребенка». Февраль Досуг «Я рождён в России».Непосредственно – образовательная деятельность по познавательному развитию «Права ребенка». Март Непосредственно – образовательная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию детей. Викторина: «Мы – Россияне».Военно-патриотическая игра «Зарница».Апрель Конкурс рисунков на тему «Россия – родина моя». Конкурс презентаций «Моя Родина - Россия». Май 3 этапПрезентация опыта работы по проекту.Подведение итогов проекта. Публикация опыта работы в СМИ.Предполагаемый результат:Программа гражданско-патриотического воспитания должна стать фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями и гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.Результатом будет являться развитие творческих способностей, осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений, осознание высших ценностей, идеалов, ориентирование на толерантность.Анализируя содержание анкет, рисунков, разбирая различные ситуации общения ребенка со взрослыми и сверстниками, совместно с родителями мы составили ряд правил. Вот они: - Будь к своему ребенку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться. - Прежде чем дать оценку действиям ребенка, попробуй вникнуть в ситуацию. - Покажи ребенку хороший пример. Досуги, праздники - самые привлекательные, востребованные формы работы. Фольклорные праздники имеют особое значение в формировании духовной культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю. Чтобы заложить у детей основы духовности и нравственности, мы знакомим детей с православием, как частью истории России посредством знакомства с праздниками – Рождество, Пасха, Троица, старинных народных обычаев Колядки, Святки, Масленица. Дети исследуют особенности каждого народного праздника. В основу образовательной деятельности положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения в духе Православия. Праздники проводится в форме увлекательной игры, беседы и просмотра детьми кукольного спектакля, в котором принимают непосредственное участие. Заканчивается праздник угощением- традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т. д. Праздник «Ай, да, папы! » (соревнования, пропагандирующие армейскую доблесть), помогает пробудить в детях чувство национальной гордости за силу, мужество российских мужчин, стремление стать такими же и служить в рядах вооруженных сил. Уважение к защитникам Отечества также воспитывает акция «Подарок солдату» (дети с родителями собирают посылку и пишут письмо для служащих в рядах армии). Праздники для мам «День Матери», «Международный женский день 8 марта» воспитывает в детях любовь и уважение к женщине-матери, умение выразить благодарность и любовь по отношению к продолжательницам человеческого рода, стремление походить на мам и бабушек. Патриотическому празднику 9 мая в нашей дошкольной группе посвящается ряд мероприятий: акция «Молодое поколение - ветерану» (дети вместе с воспитателем пишут благодарственное письмо ветеранам ВОВ); тематические занятия; праздники. Традиционными стали ежегодные мероприятия, посвященные 9 мая, с приглашением ветеранов. Эти встречи всегда проходят очень в трогательной обстановке, после торжественной части начинается минута воспоминаний, где ветераны рассказывают воспитанникам о своих подвигах, подвигах их товарищей, тяжелых временах. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому. Что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.Дедушкам и бабушкам наших детей мы предлагаем рассказать воспитанникам дошкольной группы о прошлом нашего села, об участии их в защите нашей страны в годы войны. Мамам и папам – рассказать о памятниках и достопримечательностях нашего села. Проводим экскурсии к памятникам наших земляков, павшим на фронтах Великой Отечественной войны. При этом даём воспитанникам задание на дом – узнать, где работают их родители. Одновременно просим родителей больше рассказывать малышам о своей работе. Дети вместе со взрослыми, участвуют в субботниках, приводя в порядок двор, что дает ощутить им свою причастность к трудовым делам людей, проявить бережное отношение к народному достоянию.Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Поэтому успешно решить задачи воспитания у дошкольников гордости за свою семью, развития представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитания культуры поведения возможно только при взаимодействии дошкольной группы и семьи.Родитель – первый воспитатель ребенка и мы приложим все усилия, чтобы каждый родитель нашел ответы на все свои вопросы по воспитанию и развитию своих малышей, чтобы деятельность детей и их родителей приносила только радость общения, удовольствие от совместного творчества, жизнерадостное мировосприятие.Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: “Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”.На первом этапе мне помогли такие НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ работы семьей, как акции. Эта форма работы увлекательна, занимает немного времени и позволяет сразу видеть результат собственного участия. Акция «Мамина колыбельная», где родители вместе с детьми записывали свои колыбельные песенки и в итоге акции мы получили музыкальный альбом включающий колыбельные песни на родном национальном языке (русские, чувашские) и при укладывании детей на дневной сон я спрашивала деток, чью песенку мы сегодня будем слушать? Эта акция помогла мне сплотить семьи, помочь родителям быть ближе к своим детям, укрепить национальное единство. Другая акция «Солнце семейных традиций», где родители вместе с детьми представляли традиции своей семьи в виде коротких фоторассказов, в итоге в группе был оформлен стенд в виде солнышка, лучами были повествования о семейных традициях. Эта акция помогла мне в формировании ценностного отношения к своим близким, традициям каждой семьи, толерантности и уважения к каждой национальности. Информативно наполненная и вызвавшая душевный отклик была акция «Герб моей семьи». Каждая семья трудилась над созданием своего личного, необыкновенного, неповторимого Герба, с учетом национальных традиций, семейных особенностей. Ни один герб не походил на другой, каждый отражал особенности своей семьи. Каждая семья выбрала свой девиз: «Мой дом – моя крепость», «Всегда вместе – всегда рядом», «Моя семья – моё богатство». Нетрадиционная форма работы с семьей «Родительская почта» также помогает мне наладить более тесный контакт с семьями, любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, подсказать каким бы ему хотелось видеть воспитательно-образовательный процесс в группе, обратиться за помощью. Задача проводимых мероприятий – проследить связь поколений, и поэтому почётные гости на нём – непосредственные участники тех событий – родственники наших воспитанников. Не забываем мы и о 12 июня, где чествуем государственные символы России. Традиционно в дошкольной группе мы с детьми группы и родителями принимаем участие в праздновании Дня семьи «Семья моя – мой отчий дом! ». Этот праздник позволяет нам лишний раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям. Конечно, организация всех мероприятий требует от нас и времени, и труда, и душевных сил. Но такую радость они нам приносят, когда мы видим счастливые глаза детей и слышим слова благодарности родителей! Очень помогают мне НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ формы работы: 1. Родительские уголки – это хороший метод общения с родителями, позволяющий обратить их внимание на проблемы современного общества и получить косвенные советы по гражданско-патриотическому и духовно- нравственному воспитанию. 2. Фотовыставки: «Для меня всегда герой самый лучший папа мой», «Наши предки», «История нашего села», и многие другие. Родители приняли в их организации активное участие. Эта форма работы показала мне, что она пользуется у родителей популярностью. 3. Библиотека для родителей. Я даю рекомендации по использовании в условиях семьи художественной литературы по определённой теме и предлагаю для чтения детям. 4. В своей работе использую информационные буклеты в помощь родителям. В современных условиях трудно обойтись без поддержки родителей. Родители помогли в оформлении альбомов : «Моя Родина – Россия», «Города старинные мастерами славные», «Символика РФ», «Великие полководцы», «Из истории Московского Кремля», «Герои былин», «Обмундирование воинов», «Профессии», «Праздники России».Традиционным в нашей дошкольной группе стало проведение недели Дружбы, Добра и Красоты, на которых в сердцах детей закладывается умение сострадать и сопереживать, формируется в характере, уме и душе доброта, послушание, скромность, терпение, внимание дружелюбие и, самое главное, - любовь. Для каждой возрастной группы разработаны перспективные планы по следующим направлениям: как жили на Руси; я и моя семья; моя малая и большая Родина на основе интеграции разных видов деятельности: познавательно-исследовательской, речевой, продуктивной, музыкально-художественной, чтение художественной литературы, заучивание произведений фольклора, подвижные и дидактические игры. 2.4.3.Ресурсное обеспечениеРесурсы, необходимые для запуска проекта:Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала); Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции); Подготовка материала для продуктивной деятельности; Подборка подвижных, дидактических игр, Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям. Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей и их родителей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.2.5. МониторингПри проведении мониторинга мы основываемся на следующих принципах его организации:- сопоставимость системы показателей с Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;- открытость, прозрачность процедуры оценки духовно-нравственного развития личности ребёнка (родители являются полноправными участниками образовательного процесса);- сравнимость данных сегодняшних достижений ребенка не только с общепринятыми нормами, но и с его собственными достижениями, полученными ранее;- прогностичность (получение данных, позволяющих прогнозировать возможные изменения и пути достижения целей);- экологичность (сравниваются, прежде всего, результаты развития «сегодняшнего» ребёнка с ним «вчерашним»).Организация проведения мониторингаМониторинг проводится педагогами дошкольной группы Из наблюдений за детьми, бесед с ними и родителями можно с уверенностью сделать вывод о том, что наши воспитанники любят своих родных и близких, дошкольную группу, свою малую Родину, русскую культуру, интересуются народными традициями. Большинство детей успешно осваивают социальные навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках.Итоги мониторинга детей говорят о следующем:«Социально-личностное развитие». *Расширены знания детей и родителей о родном крае, его обычаях, истории и культуре, о православных праздниках, формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности*У детей сформированы нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения*Сформированы духовно-нравственные качества в процессе установления позитивных межличностных отношений. У детей старшего возраста сформированы такие качества личности, как отзывчивость, общительность, дружелюбие и пр.*Развита способность детей отличать хорошее от плохого, развито умение делать нравственный выбор«Познавательное развитие»*Дети накопили необходимую информацию, получили знания, позволяющие испытать чувство гордости за тот родной кусочек Земли, на котором они живут, могут рассказать о достопримечательностях родного села.«Художественно-эстетическое развитие»*Дети охотно передают в рисунках впечатления от экскурсий по родному селу*Дети с удовольствием поют песни о народных праздниках«Физическое развитие»*Все дети старшего дошкольного возраста знают народные подвижные игры«Речевое развитие»*Дети знают и могут инсценировать русские народные сказки, показывают спектакли для малышей*Используют в играх народные считалки, присказкиМодель гражданинаIII. ЗаключениеДошкольный возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений, имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.Так пусть каждый человек – будь то маленький или взрослый – дарит окружающим искреннюю улыбку. А кому, как не воспитателям, педагогическому коллективу в целом, решать эту повседневную, если хотите, ювелирную работу.Работа, выстроенная на тесном сотрудничестве с родителями в нашей дошкольной группе, значительно расширяет знания детей о своем крае, о своей стране, помогает понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, понять смысл российской символики, воспитывает чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.Семья ребенка является главным, основным звеном направления нравственно-патриотического воспитания, а также согласно новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, основа которой – воспитание детей, ответственность несут родители, а все остальные социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу.Особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольная группа – любовь и привязанность, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность – объясняется необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Семья, родители – это не столько наши помощники, а равноправные участники формирования детской личности.Взаимодействие семьи и дошкольной группы необходимо осуществлять на основе принципов: единства координации усилий дошкольной группы, семьи и общественности; совместной деятельности воспитателей и семьи, действовать сообща.Наша задача – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в дошкольной группе, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и их родителей.Я уверена, что все эти формы нам помогают активизировать родителей в нашей совместной деятельности по гражданско - патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей. Мы многого добились, но останавливаться на достигнутом не собираемся. Будем продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас есть одна цель – воспитать будущих созидателей жизни. Какой человек, такой и мир, который он создает вокруг себя.В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство - каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».Нравственные качества не возникают естественным путем. Становление их происходит в результате эмоционального накопления и осознания определенных личностных явлений и зависит от средств и методов воспитания, от условий в котором живет ребенок.Список литературы1. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ [Текст]: Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий/ Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П.Постникова, Г.П. Попова. - Волгоград: «Учитель». - 2007. 203с. Бондаренко, Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ [Текст]: Практическое пособие/ Т.М.Бондаренко.- Воронеж: ИП Лакоценин. - 2010. - 176 с. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Жигналь. – СПб.: 2010. Доронова, Т.Н. Радуга [Текст]: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада/ Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России [текст] / Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова, учебное пособие. -М.: Академия, 2007. -82 с Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская. – М.: Скрипторий, 2003. Князева О. Л., Маханёва М. Д. - программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [текст] / М.Ю. Новицкая, учебное пособие. -М.: Линка-Пресс, 2012. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы” [Электронный ресурс]. – Режим доступа http: //www.garant.ru/ (15.01.2015). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Сажина, С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ [Текст]: методические рекомендации / С.Д. Сажина. - М.: ТЦ. « Сфера», 2010. - 112с.5