Публикации Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости
Автор: Быстрова Елена Юрьевна

Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов – процесс длительный и требует от учителя-логопеда тщательной подготовки к коррекционному занятию. Необходимо найти ответ на вопрос: «С чего начинается работа по развитию орфографической зоркости, так необходимой для достижения грамотного письма?» Прежде всего, необходимо повторить и закрепить умение детей слышать звуки, определять их количество в слогах, словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные; надо научить видеть и узнавать орфограммы в слове; приучить к самоконтролю. При решении орфографических задач постоянно ставились вопросы: «Какую букву надо проверить при письме и почему?», «Как ты это будешь делать?», «Что надо делать, чтобы написать верно?» Итак, звуковой анализ, это соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма, знание правил орфографии и самоконтроль – условия, необходимые для выработки грамотного письма. Вот некоторые приемы, которые я использую в работе:
  • Письмо с проговариванием.
  • Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически, диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нём. Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет всех ребят подгруппы, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то учитель или другой ученик не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.
  • Письмо с комментированием.
  • Оно помогает детям избежать ошибок и содействует прочному усвоению материала. Элементы комментирования включаются в самые разнообразные виды упражнений, на разных этапах занятия. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование — это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.
  • Повторение изученной орфограммы.
  • Упражнения занимают не более 5 минут в устной форме. Отработку каждой повторяемой орфограммы провожу в течение одной недели. В это время не допускаю чередование нескольких орфограмм. По каждой слабо усвоенной орфограмме провожу ежедневно упражнения с ключевыми словами, со словариками. Работа со словарными словами проходит в режиме самопроверки, взаимопроверки, соревнования.
  • Зрительный диктант.
  • Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого – предупреждение ошибок. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Попутно отрабатывается зрительная память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.5.Формулировка правил проходит с опорой нам ключевые слова. Но чтобы ученик применил правило, ему необходимо овладеть рядом умений: различать части речи, части слова, звуки русской речи, умением видеть «опасные места».
  • Алгоритмы – памятки.
  • Они помогают развивать навык самопроверки:
  • Одним из эффективных приемов является специально организованное списывание.  Вот основные действия при таком виде работы:1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.2. Выдели орфограммы в списываемом тексте.3. Прочитай предложение так, как оно написано: как будешь диктовать себе во время письма.4. Повтори предложение так, как будешь его писать.5. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал. (Здесь учитель должен следить за тем, чтобы учащиеся действительно диктовали себе во время письма).6. Проверь написанное, подчеркни орфограммы, сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
  • Игровые моменты, которые привлекают внимание учащихся к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения.
  • Например: Игра ''Светофор''.Ученики должны показать красный сигнал светофора, как только найдут ''опасное место'' в слове. Игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова.Лес, лестница, лесничий. Смешной, смешать, смешить.Игра «Назови ошибку». Выдели слова, обозначающие предметы.Кукла, дом, море, вышла, ученик. Парта, солнце, железный, дверь, моряк.Игра « Найди «опасное место». (Произношу слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима. Сосна, стол, парта, лесной, ком. Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенную букву»: п…ля, м…ря, с…ды. Объясни, почему вставил такие буквы и др.Задания и упражнения старалась подбирать разнообразные, занимательные интересные. Чтобы они не надоели детям, а интерес и внимание к ним постоянно возрастал. Стала предлагать слова с орфограммами в более занимательной форме. Например:
  • Списывание слов с пропуском букв;
  • Работа в паре с последующей взаимопроверкой;
  • Использование загадок, ребусов, кроссвордов;
  • Различные дидактические игры.
  • «Орфографический экзамен» - провожу с использованием ИКТЭто компьютерная игра, в которой дан текст с пропущенными орфограммами, учащийся должен самостоятельно вставить пропущенные буквы и по окончании выполнения сразу выставляется оценка. Так  как это пособие является обучающим, проверяющим и тем самым развивающим  у детей самостоятельность, уверенность в собственных силах, оно позволяет ребёнку провести самоанализ и самооценку, т.е. по достоинству, объективно самому оценить свой труд, следствие чего неудачи ребенка не влияют на общественное мнение и не травмируют его.
  • Наблюдения за работой учащихся в группах показывают, что детям интересны предложенные задания, с которыми они успешно справляются.