Публикации «Учимся дружно. Основы коммуникативного взаимодействия».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Учимся дружно. Основы коммуникативного взаимодействия».
Автор: Максименко Татьяна Павловна

Тема: «Учимся дружно. Основы коммуникативного взаимодействия».Цель: познакомить с правилами общения и формами работы учеников на уроке; вывести аналогичные правила общения для родителей.Содержание:Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения.А.С. Экзюпери.Форма организации:  тренинг.Оборудование: 1) листы бумаги формата А3 (4), 4 набора цветных карандашей, скотч или кнопки для крепления рисунков, магнитофон и кассета с записью спокойной музыки, вырезки шаржей,  модули, кегли для полосы препятствий, 4 повязки для детей, 4 набора кубиков, 4 листа А4, : аудиозапись с русской народной песней «Кума», презентация «Эффективные способы общения», ролик «Проблемная ситуация», видеоролик «Счастье – это просто».Ход собрания:Приветствие. Вступительное слово учителя. Человек живёт в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и ещё многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии. Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуален внутри семьи по мере взросления ребенка. Ребенок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга. Групповые формы работы дают уникальную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь (и от взрослых, и от детей) и взглянуть на свой педагогический опыт с иной точки зрения.- Что же такое общение? На первый взгляд смешной вопрос, но только на первый. Общение - это и вчерашний разговор по телефону, и беседа на уроке с учителем или одноклассником, и ссора с родителями из-за позднего возвращения домой. Каждого человека в течение жизни окружают множество людей. Давайте посмотрим на это только начатое солнышко, и попробуем назвать всех тех, кто вас окружает. (На доске круг с изображением детей. Учащиеся называют: знакомые, родители, одноклассники, другие взрослые, родственники, друзья, соседи, учителя…Педагог каждый раз добавляет по лучику - получается солнце.)Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с ними какое-то общее дело, занимаемся спортом и т.д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, знакомыми и незнакомыми. Что же объединяет нас с вами и всех людей вокруг? Действительно, это общение. Ребята, а что же такое общение? Это когда разные люди обсуждают что-то их всех интересующее. Что же происходит в процессе общения? Чем обмениваются люди в процессе общения? Информацией и эмоциями. Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно? (Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.) Педагог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость. Для того чтобы знать, как правильно общаться, необходимо разбираться в том, что представляет собой общение. Давайте обратимся к определению. Общение – это связь между людьми, в ходе которой происходит обмен информацией и эмоциями, и проявляющаяся во взаимодействии, взаимопонимании, взаимовлиянии.Упражнение «Список качеств, важных для общения» Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые крайне необходимы и важны для эффективного общения людей.Необходимо составить по группам список качеств, важных для общения, а затем вместе с детьми прописать на доскеСписок качеств, важных для общения (пример):- умение слушать;- тактичность;- умение убеждать;- интуиция;- наблюдательность;- душевность;- энергичность;- открытость.Давайте разработаем правила эффективного общения: При встрече – вежливость, улыбку;При выслушивании – интерес;При обмене мнениями и споре – любезность.Во время критики – сочувствие и такт.Общение с психологом:Основная часть:Здравствуйте! Сегодня наша встреча посвящена семье. Кто может сказать, что такое семья?Правильно! Семья – прежде всего самые близкие и родные люди. У каждого из вас есть семья, родители  заботятся о вас, дарят любовь, приходят на помощь..  И вы, конечно же, дети, очень любите свою семью, старайтесь помогать своим родным!Сейчас я бы хотела, чтобы вы,  по очереди представили своих близких 2 прилагательными, а мы порадуемся за вас дружно сказав «Мы за вас рады»
  • Упражнение «Хвасталки» 
  • Цель: Помочь родителям и детям осознать, что они члены одной команды.Дети и родители стоят в парах в кругу и представляют друг друга «Моя мама ..., мой папа…, мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать свою маму, папу и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за вас!». По окончанию все вместе дважды произносят-Всех приветствуют друзья:Вы и мы: ты и я!Я  приглашаю Вас в мастерскую художников, для того, чтобы создать свою галерею под названием «Наш теплый дом». Перед вами карандаши, вырезки, с помощью которых вы можете создать картинный образ, «Шарж» своей семьи.
  • Упражнение “Картина ” (30 мин.)
  • Цель: развитие способности действовать совместно  друг с другом, согласовывая свои действия.Инструкция: сейчас вы будете работать в тройках родители – ребенок.  Вы выполняете задание пока играет музыка, после того, как все закончат, каждая пара представит свое произведение На представлении работ  ведущий просит ребенка рассказать, как был нарисован рисунок, кто был инициатором идей, что помогало или мешало работе, каким образом договаривались о прорисовке деталей. Взаимодействовали ли во время изготовления картины, сотрудничали, ориентировались на интересы партнера или их игнорировали.Сегодня мы попробуем пообщаться и посмотреть на  свою семью по-новому,Следующее упражнение называется «Дорога препятствий» по которой вы, уважаемые родители должны провести своего ребенка, которому мы завяжем глаза без помощи рук, подавая только звуковые сигналы.
  • Упражнение «Слепой и поводырь»
  • Цель: повышение навыков вербальной и невербальной коммуникации родителей и детейПредметы «Препятствия « раскладываются по комнате. Ребенку надевают на глаза повязку, а другой становится «поводырем». Поводырю нужно провести партнера по комнате, обводя препятствия. По команде пары меняются ролями. По окончании ведется опрос: для детей понравилось ли тебе быть в роли подчиненного и выполнять команды, или же ты бы предпочел пройти препятствие без повязки самостоятельно без помощи родителей? Детей отправляют на рисование своей мечтыВсе ли вам удалось в выполнении упражнения? Как вы общались с ребенком (тихо, повышали голос),  учитывали ли вы чувства и желание ребенка, или только  давали указания. Кто доминировал в управлении мама или папа?Для создания полноценных отношений с ребенком взрослый должен уметь эффективно общаться с ним.  Сегодня мы говорим о вербальном общении,  т.е. общении с помощью слов. Для достижения нормального взаимодействия взрослый должен быть готов:- Прислушаться к чувствам и мыслям ребенка;- Поделиться своими мыслями и чувствами с ребенком.Большое значение имеет стиль взаимодействия взрослого с ребенком. Спросите себя: «Обращаюсь ли я К  ребенку?» или «Говорю ли я  С ребенком?». Взрослый, обращающийся к ребенку, как правило, придирчив, склонен к критике, угрозам, советам и оценкам.Предлагаемый сегодня обществом стиль общения взрослого и ребенка основан на взаимном уважении, которое подразумевает, что оба – и ребенок, и взрослый – позволят друг другу честно и открыто выразить чувства и мысли, без опасения быть непонятым и отвергнутым.Презентация «Эффективные способы общения»
  • Упражнение «Пойми меня»
  • Либо по бланкам, или дети изображают. Отдельно папам мамам по группамОтгадай мою мечтудля этого я прошу Вас присесть на стульчики в тройки родители и дети.
  • Упражнение «Тропинка»
  • Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.Необходимые приспособления: аудиозапись с русской народной песней «Кума».Участники берутся за руки, образуя круг, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди - стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга;«Кочки!» — все приседают, обхватив руками голову.Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется.Что сложно было в выполнении упражнения? Какое чувство вызвало у вас совместное выполнение упражнения.Упражнение “Знакомство руками”  (Резерв)Цель:  Повышение навыков невербальной коммуникации
  • Оборудование: повязки на глаза для детей, магнитофон, кассета с записью спокойной музыки.
  • Участники садятся треугольниками по семьям
  • Инструкция: сейчас мы попробуем необычный способ общения – руками. Взрослые, пожалуйста, завяжите детям глаза.  Закройте глаза, сделайте три спокойных вдоха и выдоха (включите музыку).    Протяните вперед руки, найдите руки своего партнера. Поздоровайтесь с ними, познакомьтесь, подружитесь (все команды даются неторопливо). А теперь – поборитесь, поссорьтесь… и снова помиритесь, попросите прощения. А теперь – поблагодарите и попрощайтесь.
  • В конце упражнения ведущий просит детей снять повязки и предлагает всем участникам поделиться чувствами, которые вызвало это упражнениеЯ предлагаю вернуться в  нашу галерею, к нашим картинам и еще раз внимательно на них посмотреть. Может быть вам захочется что-то поменять в вашей картине: что-то убрать, или что-то добавить?Ну, что ж пришла пора прощаться и я приглашаю вас в кругРефлексия  «Передача чувств»Очень важно уметь правильно понимать чувства других людей по отношению к вам  и не менее важно уметь передавать свои чувства другим людям. Вспомним все пройденные сегодня совместные испытания и передадим свое чувство с помощью жеста, мимики, прикосновений. Удалось вам понять, какие чувства испытывал партнер? Какие это чувства? Совпали они с вашими?Упражнение на дом «Хорошее настроение»Для того чтобы общение приносило радость, дарило тепло и понимание, необходимы положительный тон, внимание и, конечно, хорошее настроение. (Домашнее задание арисовать хорошее настроение)ПРИТЧА.Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал:«Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И спросил у того: « Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно очень умным человеком, сказал : «Все в твоих руках…»Вот и подошло к концу наше собрание! ВАША жизнь, взаимоотношения с людьми, которые окружают вас- все находится В ВАШИХ РУКАХ. Вы хозяева своей жизни и будет ли ваша жизнь яркой, красивой, позитивной одним словом, ГАРМОНИЧНОЙ – ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ВАС САМИХ.Просмотр видеоролика «Счастье это просто»