Публикации Конфликты и способы его решения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конфликты и способы его решения
Автор: Кучина Наталья Сергеевна

Конфликт и способы его решения. Рекомендации педагога-психолога.Прежде чем сказать – посчитай до десяти,Прежде чем обидеть – посчитай до ста,Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.(Старинная народная мудрость)Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений. Выделяют пять способов выхода из конфликтной ситуации:
  • Соревнование (конкуренция) — самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому.
  • Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения.
  • Приспособление — игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти.
  • Недостатки: вы уступили, решение этого вопроса откладывается.
  • Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок.
  • Недостатки: получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены.
  • Избегание ( уклонение)— уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен.
  • Недостатки: переход конфликта в скрытую форму.
  • Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.
  • Недостатки: временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха.Специалисты выделяют 4 стадии прохождения конфликта:
  • Возникновение конфликта.
  • Осознание данной ситуации, как конфликтной хотя бы одной из сторон.
  • Конфликтное поведение.
  • Исход конфликта.
  • Что делать, когда вас оскорбили и унизили?Я предлагаю вам упражнения для того, чтобы вы сами построили собственную эффективную реакцию в ответ на унижающую критику.В связи с тем, что унижающая критика носит разрушительный характер для критикуемого, первой ответной реакцией является восстановление физиологических процессов в организме. Прежде всего проверяется дыхание и сердцебиение.Из обычных средств самовосстановления можно рекомендовать:
  • Глубокий вдох и резкий выдох
  • Встряхивание лица и тела
  • Энергичное поглаживание лица рукой ( похожее на сбрасывание с себя воды при умывании).
  •      Следующим шагом является проверка и восстановление психологической жизненности, то есть нормальной самооценки и принятия себя.Проговорите про себя следующий текст:
  • Я имею полное право жить;
  • Я имею полное право быть таким, как я есть;
  • Я имею право ошибаться;
  • Я имею право чувствовать то, что я чувствую смущение, страх, радость и др.;
  • Я имею полное право защищать себя, если меня оскорбляют.
  • Восстановление самооценки часто возможно через обращение к тому, за что я действительно себя ценю, уважаю, чем горжусь. Например: « Я ценю себя за свое терпение», « я горжусь своим умением понимать других людей» и т.д.Любой конфликт разрешаем, есть люди, которые не стремятся к сотрудничеству. И тогда с ними можно только расставаться или отходить на большую дистанцию. Невозможно заставить другого человека идти на компромисс, если он этого не хочет. Эффективное решение конфликта может быть только в том случае, если удовлетворены оба участника ситуации.Психологические  рекомендации в предконфликтной и конфликтной ситуации.
  • Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые  обиды,  конфликты.
  • Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов - интересов, нужд, целей и задач сторон.
  • Чаще задавать вопрос: " Правильно ли  я Вас понял (поняла)?", это  поможет избежать умственных барьеров.
  • Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.
  • Попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив  себя на его место.
  • Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов,  не употреблять неутешительных  эпитетов. Резкость вызывает резкость.
  • Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.
  • Быть готовым преодолеть самолюбие, амбиции, признать собственную неправоту в тех или других вопросах и позициях. В конфликте всегда виноваты обе стороны, но на примирение идет тот,  кто нравственнее, мудрее, сильнее духом.
  • Общие рекомендации по решению  конфликтной ситуации1.Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с родителем по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.2. Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить “с ходу” целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником ( авторитетное лицо)  или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.3. Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.5. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: договоре о сотрудничестве и т.д. Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.Существует формула мудрого поведения в конфликте. (ОПРСТ)О - открытость ума.П - положительное отношение.Р - рациональное мышление.С - сотрудничество.Т - терпимость к людям.Спасибо за внимание !!! Педагог-психолог Кучина Н.С.