Публикации Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО
Автор: Маргарита Геннадьевна Шашанова

Шашанова М.Г., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Солнышко» помоданово Республика МордовияИспользование здоровье сберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:забота о здоровье –  это  важнейшийтруд воспитателя. От жизнерадостности,бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы».В. А. СухомлинскийВ настоящее время одной из приоритетных задач модернизации российского образования является забота о здоровьесбережении детей. К сожалению, говоря о здоровье, на сегодняшний день, чаще всего имеют ввиду исключительно физическую составляющую, забывая о социальнопсихологической и духовно-нравственной составляющий этого понятия. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [1].Сегодня в практику работы образовательных учреждений широко внедряются образовательные программы нового поколения и инновационные педагогические технологии [2]. ФГОС дошкольного образования определяет, что одним из приоритетных направлений в образовании является сохранение и укрепление здоровья детей. Очень важно именно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, т.к. дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей дошкольников. Сегодня, перед ДОУ встает очень важная задача - построить воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы не навредить, а сохранить здоровье детей. И каждое дошкольное учреждение решает эту задачу по-своему.Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей для сохранения, укрепления и развития здоровья.Понятие «здоровьесберегающая технология» рассматривается в современной науке неоднозначно. Здоровьесберегающие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. С другой стороны,  Петров О.В. под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.) [1]. Стоит отметить, что современные здоровьесберегающие технологии отражают две линии оздоровительно - развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы с детьми. Целью же здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании выступает - обеспечение высокого уровня реального здоровья детей и воспитание физической культуры, позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения [3].Возвращаясь к заявленной теме, далее, мы бы хотели поделиться опытом использования здоровьесберегающих технологий в МБДОУ «Детский сад «Солнышко»В целях повышения эффективности физического воспитания и оздоровления детей, в группах реализуется физкультурно-оздоровительные мероприятия в течение дня в рамках интеграции с образовательной областью «Физическая культура».Направления физкультурно-оздоровительных мероприятий:
  • Занятия физической культурой;
  • Физкультурно - оздоровительные мероприятия в режиме дня;
  • Кружковая работа;
  • Активный отдых и физкультурно - массовые мероприятия.
  • Каждая часть содержит специфические задачи, имеет содержание и организационно-методические указания, относящиеся к проведению мероприятий с дошкольниками. Результативность учебно-воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы обеспечивается совместными усилиями администрации ДОУ, медицинского персонала, инструктора по физической культуре, других педагогов и родителей.Система физкультурно-оздоровительных мероприятий в МБДОУ «Детский сад «Солнышко» помоданово Республика Мордовия
  • Оптимизация режима:
  • −организация жизни детей в адаптационные период, создание комфортного режима (воспитатели, психолог, врач - ежедневно);− определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (психолог, врач);
  • Организация двигательного режима:
  • − физкультурные занятия (инструктор по ФК – 2 раза в неделю);− корригирующая гимнастика после дневного сна (воспитатель, контроль медработника - ежедневно);− прогулки с включением подвижных игровых упражнений (воспитатель - ежедневно);− музыкальные занятия (музыкальный руководитель, воспитатель – 2 раза в неделю);− спортивный досуг (инструктор по ФК, воспитатель – по плану);− пальчиковая гимнастика (воспитатель, логопед – 3-4 раза в день);− занятия по здоровому образу жизни (воспитатель − один раз в две недели, в режимных процессах, как часть и целое занятие по познанию, начиная со второй младшей группы);− спортивная секция (инструктор по ФК – 2 раза в неделю, старшая подготовительная группа);− утренняя гимнастика (воспитатель, медработник – ежедневно, до завтрака);− динамические паузы (воспитатель - во время занятий 2-5 мин по мере утомляемости детей, начиная со второй младшей группы);
  • Охрана психического здоровья:
  • − использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы (воспитатель, специалисты - ежедневно, несколько раз в день);
  • Профилактика заболеваемости:
  • − массаж «9 волшебных точек» (воспитатели, контроль медработники - 3-4 раза в день, с октября по апрель);− дыхательная гимнастика в игровой форме (воспитатели, контроль медработники - 3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна);− профилактика гриппа (медработник, с согласия родителей – с ноября по декабрь);
  • Закаливание, с учетом состояния здоровья ребенка:
  • − воздушные ванны (воспитатель - ежедневно);− прогулки на воздухе (воспитатель - ежедневно);− хождение босиком по «дорожке здоровья» (воспитатель – ежедневно, после дневного сна);− игры с водой (воспитатель - во время прогулки, во время занятий, июнь-август);− игровой час, бодрящая гимнастика (воспитатель – ежедневно, после дневного сна);− полоскание зева кипяченой охлажденной водой (воспитатель, младший воспитатель – после каждого приема пищи);
  • Лечебно – оздоровительная работа:
  • − витаминотерапия «Ревит» (медработник – по 1 разу в течение 10 дней, декабрь-февраль);− витаминизация третьего блюда (диетсестра - ежедневно);
  • Работа с детьми, имеющими плоскостопие, нарушения осанки:
  • − корригирующая гимнастика (врач, медсестра - 2 раза в неделю по 30 мин после дневного сна, старшая и подготовительная группы);
  • Организация питания:
  • − сбалансированное питание в соответствии с действующими натуральными нормами (ежедневно).Помимо вышесказанного, хочется отметить, что во всех группах имеются дорожки для профилактики плоскостопия, уголки здоровья, необходимый материал для педагогов и родителей по физическому развитию детей дошкольного возраста. Продуманы и реализуются разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников, осуществляется оздоровительно - профилактическая работа. В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура: − физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием и инвентарем, необходимым для реализации программы;− в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении; − на игровых участках и спортивной площадке имеется необходимое оборудование, т. к. одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.Оздоровительная работа в МБДОУ «Детский сад «Солнышко» п.Ромоданово Республика Мордовия усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем нынешнего века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.Список литературы1) Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М., АРКТИ, 2006. - 274 с.2)Т.С.Овчинникова / Т.С Овчинникова, Е.С Тушева // Содержание профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов инклюзивных дошкольных учреждений. - Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2014 г. -№1(18)3)Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века /Авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, ТФ. Сау-лина. - М., 2007.