Публикации Советы родителям по экологическому воспитанию в домашних условиях.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Советы родителям по экологическому воспитанию в домашних условиях.
Автор: Анисимова Светлана Николаевна

Советы родителям по экологическому воспитанию в домашних условиях. «Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразиться на умственных способностях, а ещё вероятнее на нравственных качествах». Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребёнка. Планомерная работа по экологическому воспитанию должна проводится как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в семье. За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живёт в городах среди асфальта и железобетонных конструкций. Да и природа всё больше «притесняется»: разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются пруды и озёра, загрязняется земля, вода в реках и морях. Все мы в обязательном порядке должны чаще выезжать на природу, общаться с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А родителям, воспитывающим детей, следует каждодневно приобщать их к таинствам красоты природы, чтобы уже в раннем детстве в каждом человеке зародилось чувство общности с ней. Зелёный мир комнатных растений заинтересует ребёнка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры. Растения на первый взгляд малыша безжизненны. Задача родителей- помочь ему увидеть своеобразие и тайну их жизни, красоту, ради которой растения и содержаться дома. Приучая ребёнка к регулярным наблюдениям, показывайте ему окраску и рисунок на листьях. Даже зелёный цвет бывает у растений разным (сравните, к примеру, тёмную зелень Кливии и Аспидистры более светлыми её тонами). Какое же богатство цветовых оттенков, симметричных несимметричных рисунков можно увидеть на листьях растений. Великолепное зрелище представляет собой цветущее растение. На цветущее растение хочется смотреть не отводя глаза. Каждый цветок- это удивительное чудо природы. Постарайтесь научит ребёнка с ранних лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений. Умение рассматривать растения, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные признаки и состояния- это задача не только эстетического, но и также нравственного воспитания. Приобщаясь к миру комнатных растений, ребёнок постигает тайны жизни и узнаёт новые формы её проявления, учится отличать здоровое растение от слабого. Красота - признак здоровья. В мире растений эта связь проявляется особенно отчётливо. Растение с вытянувшимися стеблями и бледными, редкими листьями, не дающее новых побегов и цветов, нельзя назвать красивыми. Следовательно, знакомя детей с комнатными растениями, можно одновременно решать задачи их умственного, нравственного и эстетического воспитания. Маленькие дети любят действовать. Окружающий мир они познают в основном практически, а свои действия сочетают с наблюдением за их результатами. Ребёнка привлекают яркие образы и смена событий. Этими его особенностями следует воспользоваться: предложите малышу заняться поливкой растения. Ребёнок обязательно должен увидеть растения в период цветения. Цветущее растение, особенно в холодное время года. Украшает дом, радует взгляд, создаёт хорошее настроение. Постарайтесь научить ребёнка замечать эту красоту. Вы заметите бутоны ещё в зародышевом состоянии, но не спешите показывать ребёнку, вот когда бутоны станут крупными, следует подвести к растениям и предложить ему внимательно посмотреть, не появилось ли на них что-то необычное, новое, интересное. Ему будет приятно самостоятельно обнаружить что- то новое. Если ребёнок ничего не заметит, покажите ему бутоны и объясните, что скоро из каждого бутона распустится цветок. Учите ребёнка смотреть и любоваться издалека и вблизи, среди других цветов и в одиночестве на полке. Ребёнку будет интересно узнать названия растений. Например, показывая малышу 3-4 лет Бальзамин, расскажите, что это растение называют в народе «огонёк». Если оно цветёт, предложите посмотреть издали, чтобы увидеть сходство цветов, имеющих малиновую окраску, с огоньками. Наблюдения за комнатными растениями необходимо сочетать с практической деятельностью ребёнка, например рисованием. Не обязательно быть художником. Взрослый рисует и одновременно объясняет, показывает ребёнку свои способы изображения. Результат, каким бы он не был, наверняка удовлетворит малыша. Для того, чтобы труд был ребенку в радость и поручения охотно исполнялись, взрослые должны вести себя гибко, назойливо, разнообразно. Следует помнить, что трудовая деятельность – еще не основная для дошкольника. В дошкольном возрасте труд – это прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения и получаемый результат, обязательность, целеустремленность. Ребенок 3х-4х лет трудиться вместе со взрослым. При этом взрослый делает основную работу, а ребенок выполняет лишь не сложные действия: держит лейку, тряпку, приносит их, наполняет водой маленькую лейку, сам поливает некоторые растения. Для ребенка такое доверие награда. Обязательно хвалите малыша. Домашнее животное, как и растение, приносят большую радость всем членам семьи. Взрослые включают их в круг своих повседневных забот, а дети активно общаются с ними. Мир животных чрезвычайно привлекателен для ребенка. В отличие от растений, животные обладают определенным свое образным поведением. Пребывание, каких бы то не было животных в вашем доме нельзя сравнить с присутствием в нём собаки или кошки, этих уникальных четвероногих, которые находятся в особых отношениях с человеком. Их с серьёзными намерениями заводят взрослые члены семьи.Учите ребёнка быть доброжелательным, заботливым.