Публикации Развитие творческих способностей воспитанников в процессе обучения художественному ремеслу.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческих способностей воспитанников в процессе обучения художественному ремеслу.
Автор: Ефремова Наталия Михайловна

«Развитие творческих способностей воспитанников в процессе обучения художественному ремеслу» Народное искусство, национальное по содержанию способно активно воздействовать на духовное развитие личности, на формирование патриотических и интернациональных чувств. Декоративно прикладное искусство помогает формировать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.Но для того чтобы успешно проводить такую работу, педагог должен сам знать и понимать народное искусство, владеть способами ее осуществления. Актуальность данной темы диктуется тем, что детям в младшем школьном и подростковом периоде необходимо самореализоваться, определить свои возможности, чтобы определиться в будущей профессии.Учитывая психологические особенности подросткового периода, сравнение себя с взрослыми и младшими детьми, подросток приходит к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Поэтому любая деятельность взрослых его не только привлекает, а становиться мотивационным стимулом для идентичных действий и даже копирующих действий. В подростковом возрасте так же с развитием самосознания возникает у детей потребность к уединению. Поэтому взаимосвязь общественно полезной деятельности через художественное ремесло позволяет детям реализовать возрастную потребность к одиночеству, которое они удовлетворяет с помощью индивидуальных поделок, но общей общественной цели. Определяя творческие способности воспитанников, я пользовалась критериями Т. Комаровой:1. Восприятие – эмоционально окрашенное, вызывающее у детей яркие чувства и образы предметов и явлений окружающей действительности, их основные свойства: форму, цвет, цветовые отношения, пропорции. Сюда же относится и восприятие изображений.2. Двигательные способности или, как называют по-другому, умелость руки, включающую и координацию движений руки под контролем зрения. Эта группа успешно формируется при овладении детьми перцептивными действиями.3. Включены способности, которые можно определить как творческое мышление.4. Способности воображения. Для эффективного обучения художественному ремеслу, я подошла к тому вопросу как к специфической деятельности. Поэтому последовательность постановки задач исходила из структуры общего понимания деятельности: мотив (желание, интерес; потребность; действия; результат).Для проявления интереса и желания заниматься художественным ремеслом, учитывая психологические особенности подросткового периода – деятельность должна быть общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, я применяла следующие методы и приемы: - Украшение интерьера рукоделием (салфетками, вязаные крючком; вышитые салфетки для сервировки стола.- Панно,мягкие игрушки для общего интерьера.- Каждое изделие анализировалось с нескольких точек зрения: социальная значимость, эстетическая ценность, доступность в выполнении.Потребность заниматься данным видом деятельности заключается в нескольких аспектах: этап взросления через приобщение к сотрудничеству со взрослым; реакция имитации (подражания); группирования; увлечения, где ребенок может проявить свои возможности наиболее ярко или более ценимы обществом, что влечет к самоутверждению, тем самым, повышается самооценка подростка; проявление лидерских чувств. В данном виде деятельности наиболее эффективно это проявляется в следующих действиях.- Участие в ярмарках – продажах.- Участие в выставках, в том числе, областных.- Подарки в день рождения сверстникам, взрослым в праздники и т.п.- Готовое изделие, которое детям хочется иметь в собственность.Действия это и есть процесс обучения, который может быть: под руководством взрослого, самостоятельно (индивидуально, группой), группой (распределение заданий). Задачи, решаемые во время обучения, сводятся к следующему: - формировать умения предвосхищать результат,- формировать чувство целого,- формировать пространственное ориентирование, - формировать «феномен аконстантности», т.е. ощущения непрерывной изменчивости мира, внимательность к нюансам и оттенкам его изменений, что стимулирует творческое воображение: неповторимое и ускользающее можно выразить только в образе, метафоре, повторяющееся и устойчивое – в понятии.Развивать:- познавательные психические процессы: память - двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую, оперативную внимание – направленность, сосредоточенность, распределение, концентрация, объем. воображение – творческое (продуктивное), воссоздающее, мечту. восприятие – зрительное (целостность, константность), пространства, времени, движения. ощущение – дистантные (зрительные), контактные (тактильные)мышление – творческое (причинно-следственное, эвристическое), наглядно-образное, наглядно-действенное, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация, умозаключения).- техническое владения орудиями труда.- умелость руки.- соотнесение движения руки и глаза.- определять последовательность (алгоритм) действий.- самостоятельность.воспитывать у детей:- волевые качества (принятие решений, преодоление трудностей, управление своим поведением, соподчинение мотивов)- проявление эмоциональных чувств (радость от процесса, от результата; позитивное увлечение, удивление).- владеть настроением и уметь передавать его своему творению.- оценивать работы сверстников. - волевой характер.- позитивные эмоции.- моральные принципы.- желание достигать мастерства.- прививать эстетические чувства (восхищаться прекрасным, наслаждаться мастерством сверстников и взрослых).- прививать общественные ценности- художественный вкус.Структура действий или творческого процесса последовательна и состоит из конкретных операций: знакомство с предстоящей работой (поделкой), определяя направление деятельности (лоскутное шитье, вязание, вышивка, мережка, мягкая игрушка и т.п.); обсуждение (от целого к частному и от частного к целому); создание своего образа (по аналогии, по внесению других замыслов, умений); приготовление материала; составление алгоритма рабочего процесса; творческий процесс; придать окончательному результату значимость (общественную, социальную, эмоциональную и т.п.).Все эти задачи решаются с помощью определенных методических приемов (шаги к развитию творчества у детей):1. Посещение выставок в школе искусств формирует у детей желание попробовать свои возможности в данном виде, вызывает интерес к процессу (как? из чего?), пробуждает эмоциональное чувство - восхищение, воспитывает художественный вкус, развивает концентрацию внимания, зрительную память, абстрагированное восприятие.2. Коллективное решение по оформлению интерьера, где дети удовлетворяют свою потребность в группировке, воспитывают художественный вкус, развивают воображение – создают мечту, тем самым, возникает потребность иметь это на практике.